Содержание журнала №2 от 2019
Экономические интересы субъектов регионального воспроизводства: противоречия и проблемы их разрешения в системе управления
В статье сформулированы основные подходы к анализу проблем регионального управления, выявлены экономические интересы региональных субъектов хозяйствования и возможности их учета в стратегическом управлении. В основе методологии исследования лежат воспроизводственный подход и разработка матрицы интересов институциональных структур, используемой для анализа экономических противоречий между субъектами региональной и муниципальной экономики и для обоснования возможных управленческих воздействий на процессы регионального развития.
С помощью матрицы социально-экономических интересов выявлены основные проблемы и противоречия социально-экономического развития, возникшие на стыке интересов различных институциональных структур. Обосновано, что разрешение противоречий между интересами и возможностями различных общественно-экономических структур и достижение поставленных целей составляют предмет стратегического управления.
Установлен объективный характер различия экономических интересов субъектов регионального воспроизводственного процесса. Показано, что любой регион как воспроизводственная система идентифицируется как совокупность взаимодействующих структур - субъектов общественно-экономической деятельности, включающих федеральные структуры, представляющие органы государственной власти, межрегиональные структуры (ассоциации, объединения регионов), региональные структуры (органы управления социально-экономическим развитием территории, бизнес-структуры, общественные организации и др.).
Выявлены основные противоречия регионального воспроизводственного процесса и предложены методологические подходы к их разрешению. Показано, что в основе противоречий между экономическими интересами субъектов лежит ограниченность региональных ресурсов: земельных, энергетических, инфраструктурных, трудовых, финансовых. Исследована роль стратегического управления в предупреждении и разрешении противоречий между экономическими интересами различных структур - участников процесса регионального воспроизводства и в обеспечении баланса интересов.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы для выработки предложений федеральным и региональным органам власти по совершенствованию нормативно-правовой базы стратегического управления с учетом экономических интересов субъектов регионального воспроизводства и противоречий между ними.
Вклад отраслей и их факторов в налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации
Предметом исследования являются налоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ и их детерминанты. Цель исследования - количественная оценка вклада различных отраслей в прирост налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ и их факторная декомпозиция. Для реализации указанной цели разработана четырехфакторная аддитивно-мультипликативная модель формирования налоговых поступлений в регионе. Факторами налоговых поступлений на уровне отраслей региона в этой модели являются доля отрасли в экономике региона (структурный фактор), ее налоговая нагрузка (фискальный фактор), уровень внутренней абсорбции налоговых доходов в ней (межбюджетный фактор) и размер валового регионального продукта (фактор масштаба). Для оценки вклада данных факторов в регионах и в стране на агрегированном и дезагрегированном уровнях использовался смешанный факторный анализ, включающий пропорциональный, логарифмический и интегральный методы.
В результате исследования выявлено, что наибольший вклад в прирост налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ внесли пять наиболее крупных регионов, а также ряд ВЭД: обрабатывающие производства, объединенные финансовая деятельность и операции с недвижимостью, торговля и добывающая отрасль. Изменение налоговой нагрузки и уровня внутренней абсорбции налогов в среднем способствовало снижению налоговых поступлений в бюджеты субъектов РФ, а рост ВРПи изменение отраслевой структуры -увеличению налоговых поступлений в территориальные бюджеты. Разница влияния данных факторов на агрегированном (страновом) и дезагрегированном (среднерегиональном) уровнях объясняется степенью их межрегиональных различий.
Результаты исследования применимы для оценки потенциальных налоговых поступлений в регионах с учетом возможностей управления их детерминантами.
Экономическая динамика российских регионов: кризисы и пути восстановления роста
В статье рассмотрены основные черты экономических кризисов 1998, 2009 и 2015 гг., проанализирована динамика основных показателей социально-экономического развития регионов в условиях кризиса и на этапе выхода из него. Показано, что все кризисы обусловлены структурными факторами: диспропорциями отраслевой структуры, слабостью финансового сектора экономики, слабыми институтами. Модель экономики, ориентированная на экспорт ресурсов, оказалась неустойчивой к внешним шокам. Кризисное падение во всех случаях начиналось с регионов, в наибольшей мере зависящих от внешнеэкономической конъюнктуры, - со столичных агломераций и нефтегазодобывающих регионов. Однако более глубокий спад производства и медленное восстановление экономики отмечались в регионах, ориентированных на внутрироссийский спрос. После кризиса 2009 г. во всех федеральных округах уменьшается размах колебаний темпов. Падение производства в кризис становится меньше, но последующий подъем также невысок. В статье оценено влияние на региональную экономическую динамику общенациональных трендов и особенностей структуры производства в регионах. Показано, что в кризисных условиях усиливается межрегиональная дифференциация темпов роста и возрастает значение собственно региональных факторов. Вкладом региональных факторов определяется устойчивость экономики к кризисным шокам. Рассмотрены пропорции распределения доходов между домохозяйствами и бизнесом, так как их изменение определяет динамику потребительского и инвестиционного спроса. Показано, что перераспределение доходов в пользу бизнеса не является фактором роста инвестиций. Региональная структура инвестиционного спроса не имеет прямой связи с региональной структурой доходов бизнеса. Особенность кризиса 2015 г. состоит в том, что адаптация конечного спроса к внешним шокам и понизившемуся курсу рубля после девальвации происходила путем сжатия как инвестиционного, так и потребительского спроса. Наибольшую устойчивость к кризису демонстрирует реальный сектор экономики, докризисные показатели промышленности в 2018 г. превышены во всех федеральных округах.
Исследование пространственных эффектов в региональной динамике производительности труда
Одним из преимуществ пространственной концентрации экономической активности является повышение ее эффективности, которое может оказывать положительное воздействие на динамику экономической эффективности также соседних территорий. Однако географическая близость не гарантирует автоматического распространения положительных пространственных внешних эффектов. Но именно эти процессы во многом определяют изменение конфигурации экономического пространства и дальнейшие возможности его развития. В статье отражены результаты исследования роли пространственных внешних эффектов в динамике показателя эффективности региональной экономики - производительности труда. Основной метод исследования - построение матриц вероятностей переходов и анализ их свойств. Показано, что высокая степень неравенства региональных экономик по уровню производительности труда препятствует проявлению положительных пространственных внешних эффектов. Значительные различия региональных экономик в уровне производительности труда ухудшают относительную динамику отстающих регионов, а также неблагоприятно сказываются на относительной динамике лидирующих регионов. Сокращение же степени различия способствует распространению положительных экстерналий, ускоряет рост производительности труда в регионах с более низким ее уровнем и благоприятствует ее увеличению в лидирующих регионах. Полученные результаты свидетельствуют, что более адекватной в отношении текущей ситуации является региональная политика, направленная на сдерживание увеличения регионального неравенства и создающая условия для расширения межрегиональной кооперации и сотрудничества.
Агропромышленные регионы России: понятие, подходы к выделению и его результаты
Статья подводит итоги первого этапа достаточно большого исследования, направленного на получение новых знаний о влиянии традиционных факторов регионального развития (специализации хозяйства и центро-периферийного положения региона) на развитие территориальных социально-экономических систем в современных условиях. Дано общее представление об агропромышленных регионах как особом типе территориальных социально-экономических систем с присущей им экономической специализацией, со своими характером системы расселения, уровнем и образом жизни населения, во многом обусловленными «унаследованными» особенностями развития. Предложена научно обоснованная методика выделения аграрно-промышленных регионов России. Детально охарактеризована процедура формирования признакового пространства и приведены требования, предъявляемые к каждому показателю и системе показателей в целом. Осуществлена апробация предложенной методики на примере регионов Российской Федерации. Сформированы две группы тесно связанных между собой показателей, выявляющих ориентацию регионов России на развитие промышленности и сельского хозяйства. Проведена типологизация регионов в двумерном пространстве, основными осями которого являются степень аграрности и степень индустриальностирегиона. Раскрыта территориально-отраслевая структура экономики России, очерчен круг агропромышленных регионов. Полученные в ходе исследования результаты соотнесены с результатами ранее выполненных аналогичных работ.
Троцковский А. Я. altailab@mail.ru
Методологические основы системной теории создания и развития инновационных кластеров в регионах России (на примере медико-технологического кластера Новосибирской области)
В статье рассмотрены современные теории развития кластеров и кластерная политика. Оценена кластеризация в зарубежных странах, проведен анализ пилотных кластеров в Российской Федерации. Представлена структура теоретического фундамента системных основ создания инновационных кластеров. Предложен подход к формированию инновационных интегрированных кластеров как сложной совокупности связанных между собой элементов и подсистем. Сформулированы ключевые системные принципы формирования инновационных кластеров. Представлены основные принципы системного проектирования интегрированных многоуровневых инновационных кластеров: принципы системности, единого центра управления, неаддитивности, сбалансированности основной и обеспечивающей частей кластеров, максимальной разумной эффективности, единства проектов с различными сроками реализации, обеспечения критической массы участников кластера, преодоления барьеров предметных областей сферы инновационной деятельности, пошагового непрерывного развития. Предложена трехуровневая структура инновационного мегакластера, а также структура инновационного кластера, удовлетворяющего принципам единого центра и преодоления барьеров предметных областей сфер инновационной деятельности.
Изменения численности и половозрастной структуры населения Сибирского федерального округа и его регионов в 1989-2017 гг.: оценка последствий и риски
В статье представлен сравнительный анализ динамики численности и половозрастной структуры населения Сибирского федерального округа и его регионов в контексте современных российских тенденций, а также дана оценка последствий их изменения и рисков для социально-экономического развития в будущем. В качестве метода исследования использовался многорегиональный демографический анализ динамических рядов. Исследование проводилось с выделением населения городских и сельских поселений, его информационную базу составили данные Росстата за 1989-2017 гг. Показано, что на фоне общего сокращения численности населения СФО, особенно сельского, отрицательные тенденции изменения половозрастной структуры населения проявились в уменьшении численности и доли населения моложе трудоспособного возраста, в переходе от роста численности населения трудоспособного возраста к более ускоренному ее снижению по сравнению с Россией в целом, в растущих темпах увеличения численности и доли населения старше трудоспособного возраста. Это приводит к старению всего населения и населения трудоспособного возраста, к росту демографической нагрузки на трудоспособное население, к половой асимметрии и сокращению численности и старению женщин репродуктивного возраста. Подобные долговременные изменения создают угрозу не только для демографического потенциала, но и для социально-экономического развития и будущего как региона, так и всей страны.
Соболева С. В. soboleva@ieie.nsc.ru
Миграционный обмен между регионами различных типов (на примере Республики Башкортостан и Тюменской области)
В статье рассматриваются масштабы и характер миграционных связей между российскими регионами разных типов и их последствия для социально-демографического потенциала территорий-доноров. Объектом исследования выступают Республика Башкортостан - субъект РФ с высоким уровнем оттока трудоспособного населения и Тюменская область - нефтегазовый регион, стабильно притягивающий трудоспособное население страны.
На основе статистических и социологических данных проведен анализ масштабов и структуры долгосрочной и краткосрочной миграции из Республики Башкортостан в Тюменскую область и другие российские регионы. Автономные округа Тюменской области выделяются среди других российских регионов, с которыми республика имеет тесные миграционные связи, значительными масштабами миграционного обмена с Башкортостаном, высоким уровнем оттока мигрантов из республики в связи с трудоустройством, преобладанием среди мигрантов из Башкортостана лиц с начальным профессиональным и средним специальным образованием. Сибирские округа имеют относительно низкие показатели коэффициента результативности миграционных связей с Башкортостаном, что во многом обусловлено возвратным характером миграционного обмена с республикой. Однако равные в количественном отношении потоки выбытий и прибытий между Башкортостаном и округами Тюменской области различаются в качественном отношении: республика отдает молодое, активное в брачном и репродуктивном отношении население и принимает более старшее, реализовавшее свои демографические планы. Сложившийся характер миграционного обмена ослабляет социально-демографический потенциал Башкортостана как региона-донора. При этом на социально-демографический потенциал республики оказывает воздействие и участие жителей в краткосрочной (вахтовой) миграции, последствиями которой становятся трансформация внутрисемейных отношений, ухудшение состояния здоровья участников миграции и т.д.
Сложившийся миграционный обмен между исследуемыми регионами показывает противоречивость и неоднозначность миграции как социального явления: решение проблем в сферах занятости и материального благосостояния сопровождается рисками и угрозами в сфере социально-демографического развития регионов-доноров.
Крупномасштабные железнодорожные проекты на востоке страны: экспертная оценка
В статье анализируются крупномасштабные железнодорожные проекты «Материк - о. Сахалин», «Ленско-Камчатская магистраль» и «Трансполярная магистраль», намечаемые к осуществлению на территории Сибири и Дальнего Востока в долгосрочной перспективе. Методами системного анализа и на основе экспертных технологий оценки сравнительной общественной эффективности проектов выявляется их приоритетность в разных сценариях-контрастах развития экономики и общества России. Для поддержки процедур принятия инвестиционных решений используются отечественные компьютерные продукты, разработанные в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН и Сибирском государственном университете путей сообщения. Приводятся и комментируются результаты экспериментальных расчетов, выполняемых с помощью указанных продуктов.
Малые инновационные предприятия регионов: стратегические ориентиры и тактика их достижения
В статье обсуждается роль малых инновационных предприятий (МИП) в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Цель исследования - выявить тенденции и пространственные особенности развития МИП за период 2007-2017 гг. и дать оценку мер государственной поддержки этого сегмента национальной экономики. В соответствии с поставленной задачей проводится диагностика динамики основных показателей состояния МИП в различных субъектах Федерации на основе данных форм федерального статистического наблюдения № 2-МП (инновация) «Сведения о технологических инновациях малого предприятия». Разные сочетания изменений показателей статистической отчетности помогают оценить исходные условия в регионе для развития малых инновационных предприятий в следующем прогнозном периоде. Представленный анализ подтверждает, что в сфере МИП инновационная активность сократилась, и свидетельствует о значительной разнонаправленности тенденций на уровне субъектов Федерации. Показано, что инструменты, реализуемые Корпорацией «МСП», не оказали достаточного стимулирующего воздействия на развитие малого инновационного бизнеса. Анализируются данные Паспорта национальной программы «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и вносятся предложения по расширению мер поддержки МИП.
Региональный инвестиционный стандарт как институциональный инструмент улучшения инвестиционного климата в регионах России
Хорошее качество инвестиционного климата является важной предпосылкой экономического развития регионов. В свою очередь, состояние инвестиционного климата во многом определяется действием институтов - «правил игры», формирующих условия ведения бизнеса в границах территориального образования. Многочисленные исследования показывают, что качество институтов является фактором, оказывающим значимое влияние на показатели инвестиционной активности, при этом существенно влияние в том числе институтов регионального уровня. В статье проведено эмпирическое исследование качества экономических институтов, формирующих инвестиционный климат в девяти регионах России. На основе серии структурированных интервью с участием инвесторов и представителей органов власти выявлены главные институциональные проблемы, препятствующие привлечению инвестиций в регионы. Основное внимание в исследовании уделено анализу практики внедрения Регионального инвестиционного стандарта (РИС) - пакета реформ, вводимого с 2012 г. во всех российских регионах с целью формирования благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Показано, что наиболее значимым результатом внедрения данного пакета реформ является снижение административных барьеров для инвесторов, однако РИС пока не оказывает положительного влияния на институты защиты прав инвесторов, не формирует налоговых механизмов поддержки инвестиционных проектов и не предполагает создания институтов, учитывающих специфические особенности конкретных регионов. Часть проблем, с которыми сопряжена реализация пакета реформ, также связана с недостаточной мотивацией властей регионального и муниципального уровней.
Факторы успеха каршеринг-сервисов в России
В статье выявляются факторы, влияющие на успех российских каршеринг-компаний. В настоящее время на рынке каршеринга в России очень высокая конкуренция, и компании должны инвестировать в факторы, обеспечивающие развитие и рост. Небольшое количество существующих исследований о российском каршеринге делают тему актуальной, необходимы работы, учитывающие специфику ведения этого бизнеса в России. На основании анализа опыта других стран, представленного в зарубежной литературе, и анализа функционирования отрасли в России в статье выдвигаются две основные гипотезы: на успех каршеринга, заключающийся в количестве клиентов, будут влиять (1) доступность сервиса и (2) соотношение цена - качество. Проведенный эконометрический анализ позволил частично подтвердить обе гипотезы. Выяснилось, что положительно на количестве клиентов сказываются размер автопарка, присутствие сервиса одновременно в Москве и Санкт-Петербурге, а также количество аэропортов в зоне действия сервиса, отрицательное же влияние оказывает увеличение цены. Полученные результаты позволяют составить рекомендации для каршеринг-сервисов.