Содержание журнала №1 от 2016

Модернизационное обновление российского пространства на основе инновационных инициатив

В статье обосновывается положение, что эффективному использованию в воспроизводственном процессе результатов исследований инноваций может способствовать пересмотр роли регионов в пространственной диффузии инноваций. Регионы в состоянии активно развивать различные формы кооперации, в том числе с сопредельными территориями и зарубежными компаниями, при системной координации этих процессов со стороны федерального центра и в интересах развития всей Федерации, а не только отдельных территорий, обладающих объективными преимуществами или пользующихся особой инвестиционной поддержкой федерального центра. Превращение регионов в локомотивы инновационного развития потребует как минимум расширения их полномочий хотя бы до уровня, закрепленного в Конституции Российской Федерации, - как равноправных субъектов Федерации, обязанных и способных обеспечивать инновационное развитие территории на расширенной основе. Необходимы разработка, публичное обсуждение и реализация национального (федеративного) плана инновационного развития страны с подключением к его выполнению каждого субъекта Федерации, каждого муниципального образования и рыночных агентов на основе конкурсного отбора программ и бизнес-проектов. Задача экономической науки видится в разработке путей и механизмов восстановления и закрепления инновационно обновленного производственного статуса страны через консолидацию общества на основе системной модернизации экономики, через формирование инновационно активного населения, через разумное распределение инновационных полномочий и имеющихся ресурсов между всеми субъектами социально-экономических и общественных отношений.

Татаркин А. И.

Ключевые слова: регион воспроизводственный процесс исследование инноваций реиндустриализация субфедеральные полномочия

Региональная неравномерность развития банковских институтов

В статье представлены результаты исследования региональных раз­личий в пространственном размещении банков между Москвой, феде­ральными округами России, субъектами Федерации и их столицами. Вы­делено три этапа флуктуации количества банков в регионах и на примере Сибирского федерального округа дана характеристика особенностей каждого из этапов, фиксирующих реальные институциональные измене­ния властных полномочий, в частности роли государства в банковской сфере. Среди них ликвидация кэптивных банков региональной власти, снижение степени локализации в регионах банковского бизнеса. Провере­на гипотеза о наличии положительной связи между экономическим по­тенциалом региона (по ВРП) и размещением региональных банков и фили­алов столичных банков. Выявлены признаки сложившейся к настоящему времени иерархии региональных финансовых центров и факторы, объяс­няющие причины формирования таких центров вне столицы. Показано, что несмотря на концентрацию финансовых институтов в Москве, сформировались региональные финансовые центры. Это означает, что признаки столичности в некотором виде присущи кроме Москвы и другим городам страны

Агеева С. Д. swtageeva@gmail.com

Мишура А. В.

Ключевые слова: региональные кредитные организации кэптивные банки государственные банки региональные финансовые центры

Проблемы координации макроэкономических и региональных долгосрочных решений

В статье систематизированы задачи государственного регулиро­вания регионального развития. Описана идеальная модель многорегио­нальной системы. Проанализированы факторы, препятствующие эф­фективному регулированию развития регионов. Сформулированы под­ходы к оценке воздействия государственной социально-экономической политики на региональное развитие. Предложена концепция координа­ции макроэкономических и региональных долгосрочных решений на осно­ве трансферта задающих сценарных условий по уровням территориаль­ной иерархии экономики. Представлены общая схема и структура че­тырехуровневой системы иерархических расчетов, комплексно объеди­няющей контуры межуровневых и горизонтальных информационных потоков входных, задающих и расчетных показателей. Для восточных районов России приведены фрагмент дорожной карты трансферта макроэкономических сценарных условий до уровня субъектов Федерации и некоторые результаты ее тестирования

Суспицын С. А. susp@ieie.nsc.ru

Ключевые слова: государственная региональная политика иерархические системы сценарии региональные прогнозы межуровневые трансферты математические модели

Экономическое соревнование регионов России

С самого начала рыночных реформ пространственная структура экономики Российской Федерации стала изменяться намного быстрее, чем это происходило в советские времена. В статье рассматриваются особенности периода 1999-2013 гг. в части формальных (регистрируе­мых статистикой в текущих ценах) и реальных изменений в простран­ственной структуре экономики, рассчитанных по индексам физического объема, изменениям пространственной структуры численности заня­тых в экономике и динамики электропотребления. Сделан вывод, что ре­альные изменения в пространственной структуре экономики существен­но менее значительны, чем изменения, регистрируемые статистикой, вследствие того, что регион регистрации итогов экономической дея­тельности не всегда совпадает с регионом, где фактически осуществля­ются производство и транспортировка продукции. Показан и другой ас­пект рассматриваемой проблемы - очень высокая межрегиональная диф­ференциация душевых показателей ВРП. Главная причина такой диффе­ренциации - огромные межотраслевые различия в показателях добавлен­ной стоимости на одного занятого. Эти различия неустранимы, и при сложившейся специализации регионов, которая не может быть заметно изменена, существующие межрегиональные различия в душевых показа­телях производства сохранятся и в перспективе

Ершов Ю. С. eryus@mail.ru

Ключевые слова: реальное размещение производительных сил индексы физического объема номинальные показатели роста межрегиональная дифференциация пространственная структура экономики регион

Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области: основные итоги разработки

Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области на период до 2025 г. разработана коллективом сотрудников Института экономики и организации промышленного производства СО РАН по зада­нию правительства региона. В статье показаны особенности програм­мы, ее «архитектура», рассмотрен потенциал реиндустриализации эко­номики Новосибирской области в виде девяти комплексных флагманских проектов, отражающих сильные компетенции науки и производства об­ласти. Представлены направления формирования инновационно-инжи­нирингового пояса Новосибирского научного центра СО РАН и вузовской науки, особый акцент сделан на стратегической инициативе - формиро­вании Сибирского наукополиса, который может стать самой крупной в стране территорией опережающего инновационного развития. Сделан вывод, что Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области должна выступить важнейшим элементом системы стратеги­ческого планирования региона и может рассматриваться в качестве важного пилотного проекта федеральной значимости, на примере кото­рого могут отрабатываться новые элементы взаимодействия власти, бизнеса и науки в активизации инновационных направлений регионального развития. Показан сильный интеграционный потенциал данной програм­мы, который оказался мобилизованным благодаря публичному характеру ее разработки

Селиверстов В. Е. sel@ieie.nsc.ru

Ключевые слова: экономика Новосибирской области реиндустриализация программа реиндустриализации инновационно-инжиниринговый пояс комплексные флагманские проекты стратегические инициативы Сибирский наукополис региональное стратегическое планирование

Уровень жизни и ресурсный потенциал пенсионеров северных регионов России

В статье оцениваются уровни жизни и занятости людей пенсионного возраста в северных регионах России, их отношение к труду и образованию. Показаны основные тенденции в пенсионном обеспечении в России, приведены соотношения средней пенсии с заработной платой работающих и прожиточным минимумом пенсионера. Установлено, что в большинстве северных регионов, особенно в богатых сырьевых, материальное положение пенсионеров следует оценивать как более трудное с учетом общей дороговизны жизни. На материалах социологического обследования раскрыты социальное самочувствие и особенности занятости населения третьего возраста, оценены когнитивные возможности пожилых людей, выявлены основные детерминанты трудовой активности в старших возрастах. Исследование показало, что две трети опрошенных лиц пенсионного возраста оценивают уровень своих доходов как достаточный и приемлемый. До 65 лет у людей преобладает стремление работать. К содержанию и условиям труда у работающих пенсионеров не менее требовательное отношение, чем у людей трудоспособного возраста, примерно треть из них хотели бы поменять рабочее место. Почти пятая часть незанятых пенсионеров желают устроиться на работу. Наиболее сильными детерминантами трудовой активности пожилых людей являются возраст, уровень образования и отношение к образованию. Тридцать процентов опрошенных не только признают способность людей старшего возраста учиться, но и лично хотели бы приобрести новые знания и навыки. Сделан вывод, что необходимо исключить из практики любые формы возрастной дискриминации в сфере занятости и образования и обеспечить условия для более полного использования ресурсного потенциала пожилых людей.

Попова Л. А. popova@iespn.komisc.ru

Зорина Е. Н. zorina@iespn.komisc.ru

Ключевые слова: постарение северные регионы пенсия уровень жизни пенсионеров трудовая активность людей пожилого возраста отношение к образованию

Противоречия формирования человеческого потенциала в регионе в контексте модернизации системы профессионального образования

В статье показано, что частная проблема рассогласования рынка об­разовательных услуг и рынка труда, возникшая в постсоветский период, сегодня перерастает в более общее противоречие между процессом фор­мирования человеческого потенциала и потребностями общества. Ис­пользуя данные статистики, социологических опросов экономически ак­тивного населения и работодателей, материалы интервью с экспертами -представителями управленческих структур, учреждений системы образо­вания, предприятий и организаций, авторы выявили, что процесс модерни­зации системы профессионального образования, терминальным показате­лем успешности которого является трудоустройство выпускников, по-прежнему не затрагивает кардинальным образом (не улучшает) усло­вия формирования человеческого потенциала. Указанное рассогласование выражается на поведенческом уровне в том, что молодые специалисты не могут реализовать свой профессиональный потенциал, а работодатели не удовлетворены имеющимися у молодых работников компетенциями

Арсентьева Н. М.

Харченко И. И. kharchen@ieie.nsc.ru

Ключевые слова: компетенции выпускников система образования рынок труда человеческое развитие человеческий потенциал трудоустройство

Предложения труда и резервы экономической активности населения Иркутской области

В статье рассмотрены динамика пространственного перераспреде­ления трудовых ресурсов, характеристики предложения труда и воз­можные резервы экономической активности в Иркутской области. Вы­бор региона для исследования обусловлен тем, что Иркутская область концентрирует проблемы, характерные для многих регионов Сибири и Дальнего Востока (высокая дисперсность расселения, миграционный отток населения, относительно высокий уровень безработицы). Показа­но влияние миграции на возрастной состав населения региона. Даны ха­рактеристики рабочих мест и занятости по типам населенных пунктов, а также характеристики безработицы. Социологическое исследование показало, что в возрастных группах населения начиная с возраста 45 лет удельный вес занятых монотонно убывает, а удельный вес не желающих работать увеличивается. При этом заметно присутствие группы по­тенциальных участников рабочей силы (возрастная группа 61-63 года), которые хотели бы работать. Анализ участия в рабочей силе лиц из старших возрастных групп фиксирует различия в уровнях участия по ти­пам населенных пунктов. В качестве факторов, снижающих участие, рассматриваются характеристики рабочих мест, распространенность маятниковой трудовой миграции и работы вахтовым методом, слабый спрос на рынке труда. Сформулированы предположения о резервах эко­номической активности населения региона и об условиях их реализации

Кириллова М. К. kirillovamk@yandex.ru

Ключевые слова: трудовая миграция трудовые ресурсы безработица экономическая активность населения рынок труда Иркутская область

Формирование условий для инновационного развития регионов ресурсного типа

Возможности инновационного развития, а также формирования и развития инновационно ориентированной модели освоения полезных ис­копаемых региона имеют несколько сторон. Среди них важнейшее мес­то занимают собственно региональные факторы и условия. Практичес­кий интерес для регионального уровня управления представляет анализ регулируемых факторов. В статье рассмотрены теоретическая база и опыт инновационного развития наиболее успешных сырьевых стран. Анализ показывает, что ключевая роль в развитии инноваций принадле­жит государству, национальные инновационные системы формируются с учетом сырьевой специфики экономики. Госрегулирование ориентиро­вано на всемерное поощрение предпринимательства и частной инициа­тивы, поэтому значительную долю инвестиций в научные разработки обеспечивает промышленность. Опыт инновационно развитых россий­ских сырьевых регионов (Томской области, Ханты-Мансийского АО и Рес­публики Татарстан) убеждает, что за счет развития инновационной сферы улучшился их имидж и расширились условия для привлечения инвес­тиций и высококвалифицированных специалистов. Инновационная со­ставляющая может дать импульс не только к развитию традиционных производств, но и к решению социально-экономических проблем терри­торий. Наметилась тенденция учитывать особенности сырьевого про­филя регионов в их стратегиях инновационного развития, но все еще ха­рактерны дефицит или отсутствие отношений между инновационным сектором и сырьевыми предприятиями региона. Доля сырьевого сектора в структуре экономики не является определяющим фактором успешной инновационной деятельности (или препятствующим ей), так как имеют место и другие значимые факторы и условия. Региональный уровень управления играет важную роль в формировании и развитии инновацион­ных процессов: все большее значение наряду с технологическими нововве­дениями приобретают управленческие, организационные и маркетинго­вые инновации; на первый план выходят институциональные преобразо­вания, политические компетенции и роль региональных властей; хоро­шую отдачу можно получить за счет активного участия в федеральных инициативах по содействию инновационному развитию

Севастьянова А. Е. sevast@ieie.nsc.ru

Ключевые слова: нефтегазовый регион сырьевой сектор экономики инновации управление факторы и условия инновационной активности институциональная среда

Городская система России

В статье представлен эмпирический анализ городской системы Рос­сии. Источниками информации являются официальные данные Феде­ральной службы государственной статистики и ресурсы базы данных «Экономика городов России». Методами анализа выступают ядерная оценка функции плотности распределения, кривая Ципфа, статистичес­кие показатели среднего, размаха вариации и дисперсии, а также индекс Херфиндаля - Хиршмана. Оценки показали, что городская система Рос­сии не продемонстрировала ожидавшихся в начале рыночных реформ темпов роста и основной причиной этого является неблагоприятная де­мографическая ситуация. По характеристикам концентрации городская система России не уступает городским системам развитых западных стран. В России имеют место значительные межрегиональные различия как в размере, так и в структуре городских систем. Большая неоднород­ность субъектов Федерации наблюдается также по показателям кон­центрации городского населения и размеров городских поселений. Автор делает вывод о неэффективности универсальной пространственной по­литики и о необходимости изучать опыт регионального и муниципально­го экспериментирования для выявления перспективных моделей управле­ния городскими системами

Коломак Е. А. ekolomak@academ.org

Ключевые слова: урбанизация городская система закон Ципфа структура межрегиональные различия эмпирические оценки

Управление агломерациями городов в условиях реформы местного самоуправления

В статье анализируются используемые в России методы и модели управления городскими агломерациями с целью выбора эффективных мо­делей управления, отвечающих требованиям реформы местного самоуп­равления. Показано, что модели, основанные на межмуниципальном взаи­модействии, оказались нереализуемыми и требуется поиск новых подхо­дов. Исследование базируется на данных, полученных при изучении право­вой базы и практического опыта формирования городских агломера­ций в Сибири и на Дальнем Востоке. Сделан вывод, что в сложившейся в стране экономической и политической ситуации управление формиро­ванием и развитием городских агломераций может осуществляться только на государственном уровне

Бабун Р. В. rbabun@mail.ru

Ключевые слова: агломерация конурбация инфраструктурные проекты правовая база модель управления реформа местного самоуправления

Влияние типологических особенностей и имитации технологий на интенсивность конкурентной борьбы в кластере

В статье с использованием агент-ориентированного моделирования на примере условного кластера изучена зависимость интенсивности кон­куренции в горизонтальной экономической системе от специфических ха­рактеристик последней. Показано, что системы с максимальной интен­сивностью внутренней борьбы функционируют в высокоприбыльных сферах деятельности и характеризуются высокой рыночной концентра­цией. В рамках одной модели увязаны два основополагающих, часто про­тивопоставляемых в кластерах процесса: конкуренция и кооперация между агентами. Обнаружено, что беззатратная имитация технологий в целом не сказывается на интенсивности конкурентной борьбы в клас­тере, в то время как имитация, сопряженная с затратами, снижает внутреннюю конкуренцию. При этом в обоих случаях фактор прибыль­ности оказывается более значимым для интенсивности борьбы, нежели фактор структуры (рыночной концентрации). В низкоприбыльных клас­терах с преобладанием малого бизнеса интенсивность конкуренции сни­жается по мере роста издержек на имитацию. Наиболее высокий уро­вень конкуренции при затратном взаимодействии участников кластера, характеризующихся различной способностью поддерживать контакты, достигается в системах компаний, имеющих более многочисленные свя­зи. В кластерах такого типа интенсивность конкуренции с увеличением издержек на имитацию растет. В статье продемонстрирована возмож­ность различных сочетаний процессов конкуренции и кооперации в клас­тере, когда при разных условиях они могут быть независимыми, проти­во- и сонаправленными. Полученные результаты подтверждают необхо­димость при разработке регулятивных механизмов учитывать типоло­гические особенности объекта управления

Марков Л. С. Lmarkov@ieie.nsc.ru

Котёлкин Д. Д. kdd92@mail.ru

Петухова М. В. pm1986@mail.ru

Ключевые слова: конкуренция кластер агент-ориентированное моделирование имитация технологий эволюционный подход

Крупномасштабные инвестиционные проекты: сопоставительный анализ методов оценки эффективности естественными монополиями России

В статье анализируются правила оценки крупномасштабных капи-талообразующих проектов, осуществляемых регулируемыми государст­вом коммерческими естественными монополиями («Газпром», «Транс­нефть», «Российские железные дороги»). Показано, что в методиках оценки, разработанных самими монополиями или для них правитель­ственными структурами, не учитывается фактор неопределенности. Кроме того, в методике «Газпрома» фигурирует только коммерческая эффективность, а общественная эффективность его газовых проектов межгосударственной значимости предметом анализа не является. От­мечается, что все три стратегических игрока сырьевого сектора Рос­сии, функционируя в одной стране, тем не менее демонстрируют сущест­венно разные модели оценки осуществляемых ими проектов стратеги­ческой значимости. Сделан вывод, что магистральное направление со­вершенствования методик оценки крупномасштабных инвестиционных проектов состоит не только в развитии инструментария оценки, но и в выявлении «естественности» монополизма субъектов реализации ин­фраструктурных проектов указанного класса, а также в корректировке характера их взаимодействия с государством

Кибалов Е. Б. kibalovE@mail.ru

Кин А. А. kin_a@ieie.nsc.ru

Ключевые слова: естественные монополии крупномасштабный инвестиционный проект оценка общественной эффективности учет фактора неопределенности

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png