Содержание журнала №2 от 2022
Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях пандемии: пространственный разворот
Предметом исследования являются доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Цель исследования - анализ влияния пандемии на динамику доходов территориальных бюджетов и оценка вклада различных источников (налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений и их составляющих) в их изменение.
На основе данных о скользящих годовых доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ и их составляющих со сдвигом в один месяц строятся линейные временные регрессии для 86 регионов за 2015 г. - март 2020 г. С их помощью прогнозируются непандемические доходы территориальных бюджетов в пандемический период (апрель 2020 г. - июнь 2021 г.). Декомпозиция отклонений фактических доходов от прогнозных значений позволяет определить вклад различных источников в изменение доходов территориальных бюджетов в период пандемии.
Наибольшую уязвимость к пандемии продемонстрировали субъекты Уральского федерального округа и ряда других нефтедобывающих регионов. При этом отмечаются аномально высокие приросты доходов в ряде регионов Дальневосточного федерального округа. Налоговые поступления оказали наибольшее отрицательное влияние на приросты территориальных доходов, причем львиную долю потерь обеспечил налог на прибыль, меньшие потери связаны с налогом на имущество организаций и с поступлениями от налоговых спецрежимов. НДФЛ частично компенсировал эти потери. Изменение налогов на товары и услуги оказалось крайне неравномерным. Неналоговые доходы бюджетов вели себя схожим образом с налоговыми доходами, наибольшие потери получены от использования государственного имущества и от продажи активов. Межбюджетные трансферты играли компенсирующую роль, возмещая и выпадающие собственные доходы, и растущие расходы регионов. В их распределении просматриваются мотивы как смягчения последствий пандемии, так и регулирования межрегиональных различий, а также политические предпочтения. Большую долю дополнительных трансфертов получили субъекты Северо-Кавказского федерального округа и некоторые другие отстающие регионы. В структуре трансфертов отмечается существенное увеличение доли субсидий и иных межбюджетных трансфертов, что отражает активное участие государства в реализации национальных проектов и создании общественных благ. Уменьшение доли дотаций на выравнивание означает сокращение нецелевой помощи, выделяемой на основе единых правил. Это свидетельствует об усилении дирижистской функции российского государства в экономике.
Полученные результаты применимы для управления бюджетными доходами российских регионов, а также межбюджетными отношениями в периоды кризисов.
Трансформация пространственной структуры экономики в кризисные и посткризисные периоды
Статья является научным обзором, в котором обобщаются результаты зарубежных и российских исследований по особенностям и закономерностям развития регионов страны в кризисные и посткризисные периоды. Показывается, что теоретической основой изучения данного вопроса является активно развиваемая за рубежом с 2010-х годов концепция региональной шокоустойчивости (regional resilience), анализируются ее особенности по отношению к теориям регионального роста и исследованиям экономической безопасности. Обобщаются факторы, влияющие на устойчивость регионов к экономическим кризисам: особенности системы расселения регионов (соотношение городского и сельского населения) и их место в системе расселения (положение по отношению к крупным городским агломерациям), структура экономики регионов (степень ее диверсификации, особенности специализации, структуры занятости), инновационный потенциал и качество человеческого капитала, сплоченность местного сообщества, качество публичного управления. Отмечаются стабильность различий между регионами по их шокоустойчивости, в том числе соответствие особенностей пространственного развития регионов в текущий кризис (связанный с пандемией COVID-19) ранее выявленным закономерностям, и негативные последствия кризисов в виде дивергенции регионов и сокращения инклюзивности экономического роста. Обсуждаются вопросы трансформирования государственной политики пространственного развития в кризисные периоды и возможности управления региональной шокоустойчивостью.
Неоднородность пространственного развития Азиатской России: о чем молчат показатели межрегионального неравенства
Неоднородность регионов Азиатской России по уровню экономической активности стала возрастать с начала 1990-х годов и достигла высоких значений. Сегодня экономическое пространство Азиатской России в значительной степени поляризовано, а степень социально-экономического неравенства ее регионов превышает степень неравенства регионов европейской части страны. Цель работы - анализ процесса поляризации регионов Азиатской России по показателям экономической активности в 2000-2019 гг. и получение экстраполяционного прогноза распределения показателей экономической активности в регионах в долгосрочном периоде.
В исследовании применяются методы анализа динамики распределения, использующие теорию марковских случайных процессов с дискретным временем и непрерывным пространством состояний. Применение указанных методов позволило: оценить фактическое распределение показателей экономической активности регионов Азиатской России в начале и в конце рассматриваемого периода и сделать заключение об усиливающейся его поляризации; получить экстраполяционный прогноз распределения показателей экономической активности в регионах в долгосрочном периоде, т.е. прогноз долгосрочного пространственного равновесия; выявить и охарактеризовать группы регионов, образующие «клубы сходимости» в долгосрочном периоде. Анализ показал, что потенциал дальнейшего усиления поляризации экономического пространства не исчерпан - при сохранении действующих тенденций различия между выявленными «клубами» регионов будут нарастать. Полученные выводы должны учитываться при выборе мер региональной политики.
Методологические основы развития региональной инновационной подсистемы на базе процессно-ресурсного подхода
Одним из ключевых факторов социально-экономического развития региона является активизация инновационной деятельности. Несмотря на достаточно большое количество методологических подходов к исследованию региональных инновационных подсистем, не в полной мере раскрыта проблематика их развития с точки зрения внутреннего содержания инновационного процесса в регионе, эффективности движения ресурсов и результатов между его этапами. По мнению авторов, в наибольшей степени раскрыть природу региональной инновационной подсистемы с позиции непрерывности и результативности инновационного процесса позволяет конвергенция ресурсо-ориентированного подхода к формированию элементов подсистемы и процессного подхода к ее развитию. В основе предлагаемого процессно-ресурсного подхода лежит идея о том, что долгосрочное эффективное развитие региональной инновационной подсистемы возможно только при условии непрерывности инновационного процесса, связанной с достаточностью ресурсного обеспечения и результативностью каждого из его этапов.
Изменение транспортного поведения горожан в период пандемии COVID-19 (на примере Санкт-Петербурга и Пекина)
В статье представлены результаты эмпирического анализа изменений транспортного поведения жителей Санкт-Петербурга и Пекина, произошедших в результате пандемии COVID-19. Целью исследования стало выявление факторов, оказавших наибольшее влияние на транспортное поведение горожан во время пандемии в Санкт-Петербурге и Пекине. На основании данных, полученных в ходе анкетирования жителей двух городов, делаются выводы о разной эффективности схожих карантинных мер в разных городах в зависимости от особенностей транспортного поведения горожан. Методология исследования включает анализ открытых данных, а также анализ описательной статистики по первичным данным. Выводы и результаты исследования могут быть использованы при выработке мер городской транспортной политики, направленной на изменение особенностей транспортного поведения горожан, в том числе политики, формируемой в карантинных целях. Основной вывод исследования заключается в том, что эффективность карантинных мер, принимаемых городскими властями, во многом зависит от поведенческого паттерна горожан, сложившегося до начала пандемии.
Соколова Е. В. sokolova@gsom.spbu.ru
Железные дороги Европейской и Азиатской России: организационный дизайн как стратегический элемент механизма развития
В статье анализируется проблема развития железных дорог Европейской и Азиатской России как системы двойного назначения: 1) в качестве базового элемента хозяйственного освоения территорий Сибири и Дальнего Востока, до сих пор освоенных очагово; 2) в роли военно-стратегических коммуникаций на случай попыток коллективного Запада от методов «холодной» войны против России перейти к войне «горячей», конкретно в арктических районах названных макрорегионов и в прилегающих к ним акваториях Северного Ледовитого и Тихого океанов. Объектами анализа являются варианты организационного дизайна железнодорожных перевозок в стране, возникающие вследствие выбора того или иного крупномасштабного проекта как первоочередного для реализации в макрорегионе восточнее Урала. Варианты оцениваются группой экспертов на стадии прединвестиционных обоснований при технической поддержке с помощью системы специально разработанных компьютерных продуктов. Предложенный аппарат оценки и выбора наиболее предпочтительного в долгосрочной перспективе организационного дизайна прошел проверку на работоспособность и адаптивность к существующей практике принятия сложных инвестиционных решений на макроуровне в ситуации неопределенности.
Актуальные проблемы сельского хозяйства Тувы: производственные и инвестиционно-инновационные аспекты
В статье представлены результаты исследования современного состояния сельского хозяйства Республики Тывы с учетом инвестиционных и инновационных составляющих. Выявлены основные проблемы, сдерживающие развитие сельского хозяйства Тувы, проанализировано состояние основных отраслей сельскохозяйственного производства в 2015-2020 гг. в условиях многоукладной экономики. Определена роль хозяйств различных категорий в производстве аграрной продукции. Показаны объем и динамика инвестиций, привлеченных в сельское хозяйство в рассмотренный период, и подчеркнута важная роль государства в инвестиционном обеспечении сельского хозяйства. Рассмотрены проблемы инновационного развития сельского хозяйства и вклад аграрной науки в развитие инновационной деятельности в отрасли, сделан вывод о необходимости инновационного развития сельского хозяйства региона.
«Зеленые» кластеры как инструмент экологизации туризма
Отсутствие общепринятого понимания сущности «зеленого» туризма и механизма перехода на модель «зеленой» экономики индустрии туризма представляет научную проблему. Анализ отечественных и зарубежных теории и практики кластеризации туризма, а также активно формирующейся в настоящее время теории «зеленой» экономики позволил выдвинуть гипотезу о возможности и целесообразности интеграции процессов кластеризации и экологизации туризма, использования «зеленого» туристского кластера в качестве одного из инструментов механизма «озеленения» туризма. Цель исследования - разработка концептуальной модели «зеленого» туристского кластера как инструмента экологизации туризма, выявление возможных результатов влияния его деятельности на процессы экологоориентированной трансформации секторальной и региональной экономики.
В работе использован методологический подход к решению проблемы экологизации туризма, основанный на широком понимании «зеленой» экономики применительно к сфере туризма и интеграции процессов кластеризации и экологизации туризма. Результатами работы являются определение «зеленого» туристского кластера и его концептуальная модель, включающая структуру моделируемой системы, участников, основные внутренние и внешние связи, цели и принципы взаимодействия, а также ожидаемые системные эффекты от деятельности такого кластера.
Применение кластерного подхода к решению проблем экологизации туризма мало изучено, что определяет научную новизну и дальнейшие перспективы исследования. Разработка и реализация концепции «зеленых» туристских кластеров будут способствовать решению таких практических задач, как повышение эффективности деятельности уже созданных туристских кластеров, обеспечение их конкурентоспособности за счет выхода на новые, «зеленые» рынки, формирование на региональном уровне субъектов, активно осуществляющих переход к «зеленой» экономике.
Проблемы и перспективы развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества
Несмотря на стремительно развивающееся сегодня российско-китайское сотрудничество во всех сферах, уровень торгово-экономического сотрудничества пока не соответствует уровню сотрудничества в других сферах. Была поставлена задача достичь объема товарооборота в размере 100 млрд долл. США к 2015 г. и 200 млрд долл. США к 2020 г. Пока этих показателей достигнуть не удалось из-за преобладания в структуре товарооборота простой торговли, низкого уровня инвестиционного, межбанковского и инвестиционного сотрудничества, недостаточного развития инфраструктуры для внешней торговли. В статье анализируется текущая ситуация в российско-китайском торгово-экономическом сотрудничестве и предлагаются меры по ее улучшению.
Противоречивое влияние неоднородного рыночного потенциала на развитие городов России
В работе изучается развитие городской системы России в период с 1991 по 2020 г. и исследуется влияние на рост города внешних и внутренних факторов. Методы анализа включают описательную статистику и регрессионные уравнения зависимости размера города и темпов роста города от внутренних и внешних ресурсов развития. Анализ показал, что быстрого увеличения городского населения и стремительного роста крупнейших городов в России не наблюдается. В работе выдвигается и тестируется гипотеза, что из-за противоречивости влияния агломерационных факторов на рост города слабые изменения в городской системе согласуются с присутствием рыночных механизмов и являются результатом их действия.
В качестве оценки размеров рынка и возможностей реализации агломерационных эффектов используется показатель рыночного потенциала, который выступает интегральной характеристикой емкости и доступности внешних рынков. Выделяется три типа внешних рынков: 1) города внутри родного региона; 2) сельские поселения родного региона; 3) другие субъекты Российской Федерации. Эконометрические оценки показали противоречивость вкладов разных составляющих рыночного потенциала. Во взаимодействии с другими территориями доминировали конкурентные эффекты, межрегиональный рыночный потенциал являлся отрицательным фактором для размера и роста города. Рыночный потенциал родного региона эффективно использовался только на части сельских территорий, связи с рынками городов внутри региона были менее значимыми, что дополнительно сокращало источники развития.
Наряду с внешними рынками значимыми факторами для развития города были уровень специализации, обеспеченность жильем и социальной инфраструктурой.
Полученные результаты являются аргументами в пользу государственной поддержки инициатив и институтов межрегиональной и межмуниципальной кооперации, форм экономического и технологического партнерства между городами и субъектами Федерации, проектов широкого пространственного охвата, а также институтов и организационных механизмов управления ими.
Региональное и муниципальное управление в условиях развития цифровой экономики и информационного общества
В статье исследованы современные проблемы управления социально-экономическим развитием регионов в условиях становления цифровой экономики. Предложены новые методологические подходы к региональному и муниципальному управлению, включающие развитие идеи стратегического подхода к управлению, разработку элементов нового механизма управления на основе цифровых технологий, реализацию эффективных методов государственного регулирования региональной экономики, формирование региональной информационной инфраструктуры, комплексное решение социально-экономических проблем регионов.
Показано, что региональный и муниципальный уровни управления недостаточно подготовлены к переходу к новым формам развития цифровой экономики и информационного общества. Обобщение опыта практической деятельности региональных и муниципальных органов власти, оценка эффективности управления и процедур стратегического планирования позволяют предложить направления совершенствования регионального и муниципального управления, обеспечивающие повышение его эффективности, усиление инновационной направленности управления на основе цифровых технологий, укрепление взаимодействия государственных и рыночных институтов в регионах.