Содержание журнала №2 от 2022
«Зеленые» кластеры как инструмент экологизации туризма
Отсутствие общепринятого понимания сущности «зеленого» туризма и механизма перехода на модель «зеленой» экономики индустрии туризма представляет научную проблему. Анализ отечественных и зарубежных теории и практики кластеризации туризма, а также активно формирующейся в настоящее время теории «зеленой» экономики позволил выдвинуть гипотезу о возможности и целесообразности интеграции процессов кластеризации и экологизации туризма, использования «зеленого» туристского кластера в качестве одного из инструментов механизма «озеленения» туризма. Цель исследования - разработка концептуальной модели «зеленого» туристского кластера как инструмента экологизации туризма, выявление возможных результатов влияния его деятельности на процессы экологоориентированной трансформации секторальной и региональной экономики.
В работе использован методологический подход к решению проблемы экологизации туризма, основанный на широком понимании «зеленой» экономики применительно к сфере туризма и интеграции процессов кластеризации и экологизации туризма. Результатами работы являются определение «зеленого» туристского кластера и его концептуальная модель, включающая структуру моделируемой системы, участников, основные внутренние и внешние связи, цели и принципы взаимодействия, а также ожидаемые системные эффекты от деятельности такого кластера.
Применение кластерного подхода к решению проблем экологизации туризма мало изучено, что определяет научную новизну и дальнейшие перспективы исследования. Разработка и реализация концепции «зеленых» туристских кластеров будут способствовать решению таких практических задач, как повышение эффективности деятельности уже созданных туристских кластеров, обеспечение их конкурентоспособности за счет выхода на новые, «зеленые» рынки, формирование на региональном уровне субъектов, активно осуществляющих переход к «зеленой» экономике.