Содержание журнала №2 от 2022
Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях пандемии: пространственный разворот
Предметом исследования являются доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Цель исследования - анализ влияния пандемии на динамику доходов территориальных бюджетов и оценка вклада различных источников (налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений и их составляющих) в их изменение.
На основе данных о скользящих годовых доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ и их составляющих со сдвигом в один месяц строятся линейные временные регрессии для 86 регионов за 2015 г. - март 2020 г. С их помощью прогнозируются непандемические доходы территориальных бюджетов в пандемический период (апрель 2020 г. - июнь 2021 г.). Декомпозиция отклонений фактических доходов от прогнозных значений позволяет определить вклад различных источников в изменение доходов территориальных бюджетов в период пандемии.
Наибольшую уязвимость к пандемии продемонстрировали субъекты Уральского федерального округа и ряда других нефтедобывающих регионов. При этом отмечаются аномально высокие приросты доходов в ряде регионов Дальневосточного федерального округа. Налоговые поступления оказали наибольшее отрицательное влияние на приросты территориальных доходов, причем львиную долю потерь обеспечил налог на прибыль, меньшие потери связаны с налогом на имущество организаций и с поступлениями от налоговых спецрежимов. НДФЛ частично компенсировал эти потери. Изменение налогов на товары и услуги оказалось крайне неравномерным. Неналоговые доходы бюджетов вели себя схожим образом с налоговыми доходами, наибольшие потери получены от использования государственного имущества и от продажи активов. Межбюджетные трансферты играли компенсирующую роль, возмещая и выпадающие собственные доходы, и растущие расходы регионов. В их распределении просматриваются мотивы как смягчения последствий пандемии, так и регулирования межрегиональных различий, а также политические предпочтения. Большую долю дополнительных трансфертов получили субъекты Северо-Кавказского федерального округа и некоторые другие отстающие регионы. В структуре трансфертов отмечается существенное увеличение доли субсидий и иных межбюджетных трансфертов, что отражает активное участие государства в реализации национальных проектов и создании общественных благ. Уменьшение доли дотаций на выравнивание означает сокращение нецелевой помощи, выделяемой на основе единых правил. Это свидетельствует об усилении дирижистской функции российского государства в экономике.
Полученные результаты применимы для управления бюджетными доходами российских регионов, а также межбюджетными отношениями в периоды кризисов.