Содержание журнала №1 от 2015

Закон принят, вопросы остаются

По материалам XIII Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России: обновление стратегий, обновление смыслов» (Санкт-Петербург, октябрь 2014 г.) и опроса представителей региональных и местных органов власти выявлены трудности и барьеры, с которыми регионы столкнутся в процессе реализации федерального Закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Лебедева Н. А. lebedeva.n@iresras.ru

Ключевые слова: плановые документы регион закон о стратегическом планировании социально-экономическое развитие стратегическое планирование

Антироссийские санкции и угрозы для субъектов Российской Федерации

В марте 2014 г. США и ЕС объявили о начале введения в отношении России торговых и финансовых санкций, а также запрета на передвижение физических лиц. Санкции не были утверждены или одобрены каким-либо полномочным международным органом, однако позднее к ним присоединились некоторые другие страны, в основном члены НАТО и союзники США. Санкции применяются государством или группой государств, поэтому противостоять им тоже должно государство. При этом применяющий санкции обычно в чем-то сильнее, того, против кого они применяются. Санкции – это оружие. Поэтому надо не только от него защититься, но и лишить его применяющих возможности и желания сражаться. Для это следует, по крайней мере, защитить свои слабые места (ещё лучше их не иметь) и нарастить свою мощь. На основе показателей официальной статистики за 2011-2012 гг. автор рассчитал по предложенной им методике величины уровней экономической защищённости от санкций 82 субъектов Российской Федерации. В зависимости от значений найденных уровней регионы отнесены к одной из четырёх групп защищённости: хорошая, приемлемая, сомнительная и слабая. С точки зрения выбранного набора показателей половина рассматриваемых регионов малочувствительны к санкциям: их защищённость от них хорошая или приемлемая. В статье также предложен меры повышения уровня защищенности регионов России от введенных против страны санкций

Казанцев С. В. svkaz@inecon.ru

Ключевые слова: защита от санкций субъекты Российской Федерации экономические угрозы международные санкции

Источники: text

Альтернативы транспортного обеспечения освоения Арктического шельфа России

На примере проблемы транспортного обеспечения добычи ресурсов на Арктическом шельфе России изложен и реализован подход к выбору целесообразной стратегии для решения слабоструктуризованной проблемы в условиях неопределенности сценария. Для структуризации проблемы построено дерево целей, описаны сценарии и стратегии. Сценарии указывают возможные состояния внешней среды, в которой решается проблема. Стратегии различаются способами транспортировки грузов: преимущественно морем (Севморпуть) или по сибирским рекам. Показано, что сооружение Приполярной железнодорожной магистрали необходимо при любой стратегии. Авторами разработана и программно реализована методика сбора и обработки экспертной информации, которая используется для построения числовых оценок значимости целей. По той же методике определяются оценки степеней достижения генеральной цели каждой стратегией в условиях каждого сценария, входящие в оценочную матрицу. Выбор целесообразной стратегии осуществляется по оценочной матрице с помощью стратегических критериев (Лапласа, Вальда, Гурвица и Сэвиджа)

Кибалов Е. Б. kibalovE@mail.ru

Хуторецкий А. Б. hab@dus.nsc.ru

Ключевые слова: Арктический шельф России освоение стратегия сценарий Севморпуть Приполярная железнодорожная магистраль стратегические критерии

Инновационный подход к региональному и муниципальному управлению

Исследованы проблемы модернизации и повышения эффективности управления социально-экономическим развитием региона в условиях разработки новой системы государственного и муниципального управления. Предложен инновационный подход к региональному и муниципальному управлению, особенностью которого является учет объективных условий и противоречий социально-экономического развития региона, ориентация управления на повышение конкурентоспособности региональной экономики, использование новых методов и инструментов государственного регулирования и планово-прогнозной деятельности на региональном уровне. Выявлены направления повышения эффективности регионального и муниципального управления на основе реализации инновационных методов управления. На основе обобщения опыта практической деятельности региональных органов власти, оценки эффективности регионального управления и сравнительного анализа схем и процедур предплановых разработок, диагностики и прогнозирования предложена новая структура планово-прогнозных документов, обеспечивающих единство и взаимосвязь между региональным и муниципальным уровнями управления

Новоселов А. С. asnov@ieie.nsc.ru

Маршалова А. С. marnov@ieie.nsc/ru

Ключевые слова: региональное и муниципальное управление инновации противоречия социально-экономического развития конкурентоспособность государственное регулирование региональное планирование и прогнозирование

Модель качественной оценки вариантов объединения регионов

Анализируются причины объединения субъектов Российской Федерации в единый субфедеральный регион. Показаны положительные и негативные последствия такой трансформации регионов. Сделан вывод, что ни отечественный, ни зарубежный опыт не дают ответа на вопрос о методах оценки экономического эффекта объединения регионов. Рассматриваются проблемы качественной оценки последствий объединения регионов, а также ранжирования вариантов объединения. Они решаются с помощью порядковых переменных – градаций шкалы, выражающих в баллах (рангах) степень влияния фактора на успешность объединения исследуемых регионов, и метода надмедианных рангов, проводящего дифференциацию вариантов по их привлекательности. Ранги – это целые числа из заданного диапазона, экспертно присваиваемые каждому из сравниваемых вариантов. Они подходят при решении задач, для результирующих показателей которых более естественна качественная, нежели количественная интерпретация, и если такую же интерпретацию можно дать показателям (факторам), влияющим на результат. Рассмотрен модельный пример эффективности объединения Республики Коми с одним из семи граничащих регионов-соседей. Определена приоритетность объединения с одним из соседних регионов по методу надмедианных рангов

Садов С. Л. sadov@energy.komisc.ru

Ключевые слова: объединение регионов сравнение вариантов объединения регионов порядковые переменные метод надмедианных рангов

Факторы риска общественного здоровья: образ жизни

В детерминации заболеваемости и смертности все большую роль играет поведенческий фактор, отношение людей к состоянию собственного здоровья. Образ жизни, здоровьесберегающая активность определяют общественное здоровье примерно на 50% наряду с такими факторами как наследственность, экология, медицинское обеспечение. Используя статистические данные и результаты социологического мониторинга, анализируются основные тренды общественного здоровья и образа жизни населения Вологодской области. В Вологодской области 46% населения оценивает положительно состояние здоровья. Число тех, кто оценивает свое здоровье как «плохое, очень плохое», сократилось почти в 2 раза. Показано, что идет рост числа жителей региона, которые считают себя частично или полностью ответственными за своё здоровье. В 2013 г. этот показатель увеличился до 88% населения. Выявлено, что всего лишь 6% жителей региона не имеют деструктивных составляющих самосохранительного поведения, у 94% населения присутствует хотя бы одна практика саморазрушительного характера. Вместе с тем позитивные формы самосохранительного поведения с каждым годом получают все большую распространенность у населения Вологодской области

Калачикова О. Н. onk82@yandex.ru

Корчагина П. С. pavla_87@mail.ru

Ключевые слова: общественное здоровье образ жизни самосохранительное поведение Вологодская область

Региональные аспекты имущественной дифференциации населения России

В статье представлены результаты анализа данных о материальных активах, находящихся в собственности или распоряжении российских домохозяйств – нефинансовом богатстве. Структура собственников по каждому из рассматриваемых активов и комплексная (нестоимостная) оценка обеспеченности домохозяйства активами рассматривается в разрезе федеральных округов и населенных пунктов, различающихся численностью жителей. Показаны регионально-поселенческие различия в имущественной обеспеченности или нефинансовом богатстве российских домохозяйств. Установлено, что характеристики места жительства домохозяйства вносят значимый вклад в определение шансов домохозяйства иметь тот или иной уровень нефинансового богатства, но он значительно ниже вклада характеристик, отражающих усилия членов домохозяйства по формированию богатства и их продолжительность. Выявлено, что имущественные различия теснее связаны с поселенческими характеристиками места жительства домохозяйства, чем с региональными

Богомолова Т. Ю. bogtan@rambler.ru

Черкашина Т. Ю. touch241@rambler.ru

Ключевые слова: богатство домохозяйства нефинансовые активы домохозяйства региональная дифференциация место жительства федеральный округ КОУЖ

Краудсорсинг как составляющая новой модели государственного управления регионом

В статье предложена модель государственного управления на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Модель включает блоки: открытые данные, краудсорсинг и открытое правительство. С целью детализации блока передачи знаний и компетенций от общества государству изучена технология краудсорсинга и перспективы ее использования в государственном управлении как инструмента повышения эффективности работы государственных органов. Составлена типология лучших практик и приложений по степени вовлечения граждан в процессы управления и политическую деятельность. Проанализированы возможности и барьеры для использования новой модели государственного управления на основе ИКТ правительством Новосибирской области, даны рекомендации по вовлечению научного потенциала Новосибирского Академгородка в процессы управления регионом

Канева М. А. mkaneva@ieie.nsc.ru

Ключевые слова: государственное управление краудсорсинг открытые данные открытое правительство регион ИКТ Новосибирская область

Оценка ренты в российском лесном комплексе (по данным аукционов)

Обосновывается использование данных лесных аукционов как наиболее достоверного источника информации для оценки лесной ренты. Предлагается подход к оценке лесной ренты в российской экономике по данным лесных аукционов с использованием интерфейса «открытых данных». Особенность предлагаемого подхода заключается в оценивании линейной спецификации с помощью взвешенного метода наименьших квадратов. В качестве весовой переменной предлагается использовать объема заготовки. Проведено моделирование лесной ренты по Парето и по Рикардо в зависимости от основных рентообразующих факторов: типа лесных насаждений, объема хлыста и расстояния вывозки. Предложенный подход апробируется на фактических данных о лесных аукционах, проведенных в российских регионах в 2013 г. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в настоящий момент консолидированный бюджет получает лишь приблизительно четверть от действительной лесной ренты

Пыжев А. И. pyanist@ya.ru

Ключевые слова: экономика лесного комплекса природная рента лесная рента эконометрическое моделирование лесные аукционы открытые данные

Оптимизация тактического и оперативного планирования производства сложной электротехнической продукции

В работе представлен методологический подход к одновременному решению задач стратегического, тактического и оперативного планирования производства сложной электротехнической продукции с длительным циклом технологического процесса. Новизна исследования заключается в совмещении и согласовании решения задач оптимизации объемно-календарного (стратегического, тактического), оперативно-календарного, сетевого планирования и управления. Основная трудность в этой проблеме заключается в построении модели оперативно-календарного планирования хода производства по ведущим группам оборудования всего перечня продукции на основе информации из сетевого планирования технологического процесса каждого вида продукции в отдельности. Кроме этого в рассмотренной постановке задачи представлен новый подход к учету длительностей работ (операций) не кратной выбранной единице времени. В итоге объединенная задача планирования производства с ограничениями на ресурсы сведена к задаче линейного целочисленного программирования, решение которой вполне осуществимо с помощью существующего программного обеспечения

Титов В. В. titov@ieie.nsc.ru

Безмельницын Д. А. gd@elsib.ru

Ключевые слова: оперативное управление производством стратегическое тактическое управление оптимизация сетевое планирование календарное планирование согласование разных задач планирования и управления

Определение направлений совершенствования региональной инновационной политики

Cравнительный анализ действующих нормативно-правовых актов позволил выделить задачи, механизмы и инструменты инновационной политики, используемые на региональном уровне. На основе проведенного анализа сформирован наиболее полный перечень управленческих задач инновационной политики субфедерального уровня управления. Сопоставление полученного перечня с пространством реализации инновационной политики на разных стадиях инновационного цикла позволил выделить узкие места и упущенные направления  по стимулированию спроса на инновации на региональном уровне. Разработанный методический подход по выявлению узких мест в региональной политике, сдерживающих спрос на инновационную продукцию, был апробирован на примере Новосибирской области.  В результате были сформулированы предложения по совершенствованию управленческих задач, механизмов и инструментов реализации региональной политики, направленной на стимулирование спроса на инновации

Суслов В. И. suslov@ieie.nsc.ru

Бобылев Г. В. bobylev@ieie.nsc.ru

Валиева О. В. o_valieva@mail.ru

Ждан Г. В. gvzhdan@ieie.nsc.ru

Кравченко Н. А. nkrav@ieie.nsc.ru

Кузнецов А. В. torroo@gmail.com

Ключевые слова: региональная инновационная политика проблемы развития инновационного бизнеса стимулирование спроса на инновационную продукцию

Единство в многообразии федеративного устройства Германии: некоторые теоретические аспекты

Анализируются конституционные и теоретические аспекты реализации принципов сохранения и развития многообразия и единства федеративного государства. Рассмотрены конституционно-правовой статус федеральных земель, их полномочия и их соотношение с полномочиями Федерации. Показано, как может существовать федеративное государство, которое, с одной стороны, в значительной мере учитывает региональные особенности каждой «составной части» федерации, а с другой стороны – в совокупности формирует довольно гомогенную субстанцию, в которой отражаются равноценные (или как минимум сопоставимые) условия жизни. Показаны, какие последствия для практики регионального развития имеет конституционное закрепление принципа федеративного устройства, и в чем может и должно заключаться гарантированное Конституцией единство (единообразие) в рамках федеративного государства

Вагнер Й. dr.johannes.wagner@gmail.com

Маркварт Э. postkasten2006@yandex.ru

Ключевые слова: Германия федеративное устройство федеральные земли полномочия (компетенция) субъектов Федерации финансовые основы федерализма единство и многообразие реформа федерализма

Международная конкурентоспособность в сфере инноваций

Рассмотрены подходы к оценке конкурентоспособности страны. Показано, что рейтинги конкурентоспособности стран, публикуемые Всемирным экономическим форумом, не адекватны рейтингам конкурентоспособности в области инноваций и НИОКР. Делается вывод, что и сравнение показателей НИОКР на международном уровне лишь на основе соотношений валовых внутренних расходов на НИОКР или корпоративных расходов на НИОКР к ВВП не достаточно основательно. Эти соотношения могут рассматриваться в качестве показателей динамики экономики только в случае равного распределения расходов на НИОКР. Финансовая база науки и научных исследований, как правило, рассматривается в качестве ключевого фактора в конкурентоспособности, но, как показал автор, структура расходов на НИОКР также имеет важное значение инновационное развитие, конкурентоспособность, методы оценки конкурентоспособности, GERD, BERD, ВВП

Терек А. fotitkar@titkarsag.mta.hu

Ключевые слова: инновационное развитие конкурентоспособность методы оценки конкурентоспособности GERD BERD ВВП

Инновационные территории как основа пространственной структуры национальной инновационной системы

Дано определение экономической категории - государственная политика инновационного развития регионов. Показано, какие стратегической задачи решит комплексный подход к формированию и реализации политики инновационного развития региона. Дана классификация территории страны по значимости национальной инновационной системы и по уровню развития инновационного потенциала для решения задач социально-экономического развития. Излагается авторская концепция «Территория инновационного развития» и принципы формирования локальных инновационных систем, а также подходы к инновационному развитию территорий с низким инновационным потенциалом. Приведены конкретные примеры реализации концепции. Обосновываются механизмы прямой и косвенной финансовой поддержки территорий инновационного развития. Разработан алгоритм последовательности формирования локальных инновационных систем

Иванов В. В. ivanov@presidium.ras.ru

Ключевые слова: региональная политика национальная инновационная система локальные территории территории инновационного развития наукограды мегаполисы особые экономические зоны

Эндогенное развитие: новые вызовы для промышленности Центральной Европы

Рассматривается применимость концепции эндогенного регионального развития к постсоциалистическим странам Центральной Европы. Эндогенное развитие как явление возникло в ответ на давление глобальной экономики Западной Европы и фокусируется на использовании местных конкурентных преимуществ, которые могут уравновесить положительный экономический эффект менее развитых экономик, что способствует социоэкономическому развитию по «высокому пути». В Центральной Европе за фазой развития, основанной на прямых иностранных инвестициях и спровоцировавшей волну конкуренции, последовала промышленная реструктуризация, которой в данный момент необходимо выйти за рамки низкой себестоимости и противостоять неблагоприятным эффектам зависимости от внешнего капитала. Обозначаются два различных способа поддержки эндогенного развития, обращается внимание на их связь с институтами и ожидаемые последствия для территориального развития

Лукс Г. lux@rkk.hu

Ключевые слова: эндогенное развитие промышленность реиндустриализация прямые иностранные инвестиции региональная политика накопление капитала

Инновационное развитие регионов России: неравномерность, кооперация и конкуренция

Показано, что неравномерность инновационного развития регионов России объективна и происходит вследствие исторических, технологических, социально-экономических аспектов размещения и функционирования акторов инновационной деятельности в пространстве России и других стран мира. Высказано предположение, что в условиях глобализации будут усиливаться социальные и экономические эффекты «перетока» знаний, а процессы кооперации и конкуренции в инновационной сфере регионов будут вносить ускорение в изменение технологической структуры и инновационной культуры стран и регионов. Показана роль региональной дислокации институтов РАН в повышении уровня инновационного развития мега-пространства на примере регионов Сибири за счет сочетания инвестиций в науку и новые технологии. На примере участия СО РАН, СО РАМН иллюстрируется возможность кооперации в технологических платформах как в области «хайтека», так и для производств ресурсной специализации. Обосновываются три приоритетных направления кооперации, которые имеют значительные научные заделы для новой индустриализации Сибири, а также возможность сочетания интересов субъектов в ряде действующих технологических платформ с участием институтов СО РАН для развития новых научных направлений, коммуникационных процессов, в том числе в форме инновационных кластеров и сетевых структур. Отмечено, что конкуренция в научно- технической и инновационной деятельности зарождает новые рынки и дает конкурентные преимущества для участия в создании и использований знаний в пространственных ареалах различных регионов. Приведен пример отраслевого перетока знаний из области нанокерамики и композитных материалов для использования в нефти и газодобыче, что может повысить шанс успешной индустриализации Сибири. Обоснован вывод, что потенциальная кооперация и конкуренция возможна между кластерами Европейской части и регионов Сибири, которые созданы при государственной поддержке на территории Томской, Новосибирской областей, Алтайского и Красноярского края. Ожидается, что влияние агломерационных эффектов в Европейской части страны, Урале, Поволжье, Сибири и Дальнем Востоке и селективная политика перетока знаний принесут экономический и социальный эффект за счет симбиоза высокотехнологичных и традиционных отраслей

Унтура Г. А. untura@ieie.nsc.ru

Ключевые слова: регион кооперация конкуренция пространственное развитие инновации технологические платформы кластеры переток знаний высокие технологии нефте и газодобыча

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png