Содержание журнала №2 от 2022

Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в условиях пандемии: пространственный разворот

Предметом исследования являются доходы консолидированных бюд­жетов субъектов Российской Федерации. Цель исследования - анализ влияния пандемии на динамику доходов территориальных бюджетов и оценка вклада различных источников (налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений и их составляющих) в их изменение.
На основе данных о скользящих годовых доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ и их составляющих со сдвигом в один месяц строятся линейные временные регрессии для 86 регионов за 2015 г. - март 2020 г. С их помощью прогнозируются непандемические доходы территориальных бюджетов в пандемический период (апрель 2020 г. - июнь 2021 г.). Декомпозиция отклонений фактических доходов от про­гнозных значений позволяет определить вклад различных источников в изменение доходов территориальных бюджетов в период пандемии.
Наибольшую уязвимость к пандемии продемонстрировали субъекты Уральского федерального округа и ряда других нефтедобывающих регио­нов. При этом отмечаются аномально высокие приросты доходов в ряде регионов Дальневосточного федерального округа. Налоговые поступле­ния оказали наибольшее отрицательное влияние на приросты терри­ториальных доходов, причем львиную долю потерь обеспечил налог на прибыль, меньшие потери связаны с налогом на имущество организаций и с поступлениями от налоговых спецрежимов. НДФЛ частично компен­сировал эти потери. Изменение налогов на товары и услуги оказалось крайне неравномерным. Неналоговые доходы бюджетов вели себя схо­жим образом с налоговыми доходами, наибольшие потери получены от использования государственного имущества и от продажи активов. Межбюджетные трансферты играли компенсирующую роль, возмещая и выпадающие собственные доходы, и растущие расходы регионов. В их распределении просматриваются мотивы как смягчения последствий пандемии, так и регулирования межрегиональных различий, а также политические предпочтения. Большую долю дополнительных трансфер­тов получили субъекты Северо-Кавказского федерального округа и неко­торые другие отстающие регионы. В структуре трансфертов отме­чается существенное увеличение доли субсидий и иных межбюджетных трансфертов, что отражает активное участие государства в реализа­ции национальных проектов и создании общественных благ. Уменьшение доли дотаций на выравнивание означает сокращение нецелевой помощи, выделяемой на основе единых правил. Это свидетельствует об усилении дирижистской функции российского государства в экономике.
Полученные результаты применимы для управления бюджетными доходами российских регионов, а также межбюджетными отношения­ми в периоды кризисов.

Малкина М. Ю. mmuri@yandex.ru

Трансформация пространственной структуры экономики в кризисные и посткризисные периоды

Статья является научным обзором, в котором обобщаются резуль­таты зарубежных и российских исследований по особенностям и законо­мерностям развития регионов страны в кризисные и посткризисные периоды. Показывается, что теоретической основой изучения данного вопроса является активно развиваемая за рубежом с 2010-х годов кон­цепция региональной шокоустойчивости (regional resilience), анализиру­ются ее особенности по отношению к теориям регионального роста и исследованиям экономической безопасности. Обобщаются факторы, влияющие на устойчивость регионов к экономическим кризисам: особен­ности системы расселения регионов (соотношение городского и сель­ского населения) и их место в системе расселения (положение по отно­шению к крупным городским агломерациям), структура экономики ре­гионов (степень ее диверсификации, особенности специализации, струк­туры занятости), инновационный потенциал и качество человеческого капитала, сплоченность местного сообщества, качество публичного управления. Отмечаются стабильность различий между регионами по их шокоустойчивости, в том числе соответствие особенностей про­странственного развития регионов в текущий кризис (связанный с пан­демией COVID-19) ранее выявленным закономерностям, и негативные последствия кризисов в виде дивергенции регионов и сокращения инклюзивности экономического роста. Обсуждаются вопросы трансформи­рования государственной политики пространственного развития в кри­зисные периоды и возможности управления региональной шокоустойчивостью.

Кузнецова О. В. kouznetsova_olga@mail.ru

Неоднородность пространственного развития Азиатской России: о чем молчат показатели межрегионального неравенства

Неоднородность регионов Азиатской России по уровню экономичес­кой активности стала возрастать с начала 1990-х годов и достигла высоких значений. Сегодня экономическое пространство Азиатской Рос­сии в значительной степени поляризовано, а степень социально-экономи­ческого неравенства ее регионов превышает степень неравенства ре­гионов европейской части страны. Цель работы - анализ процесса поля­ризации регионов Азиатской России по показателям экономической ак­тивности в 2000-2019 гг. и получение экстраполяционного прогноза рас­пределения показателей экономической активности в регионах в долго­срочном периоде.
В исследовании применяются методы анализа динамики распреде­ления, использующие теорию марковских случайных процессов с дискрет­ным временем и непрерывным пространством состояний. Применение указанных методов позволило: оценить фактическое распределение по­казателей экономической активности регионов Азиатской России в на­чале и в конце рассматриваемого периода и сделать заключение об уси­ливающейся его поляризации; получить экстраполяционный прогноз рас­пределения показателей экономической активности в регионах в долго­срочном периоде, т.е. прогноз долгосрочного пространственного равно­весия; выявить и охарактеризовать группы регионов, образующие «клу­бы сходимости» в долгосрочном периоде. Анализ показал, что потенциал дальнейшего усиления поляризации экономического пространства не ис­черпан - при сохранении действующих тенденций различия между выяв­ленными «клубами» регионов будут нарастать. Полученные выводы должны учитываться при выборе мер региональной политики.

Буфетова А. Н. anb@ieie.nsc.ru

Методологические основы развития региональной инновационной подсистемы на базе процессно-ресурсного подхода

Одним из ключевых факторов социально-экономического развития региона является активизация инновационной деятельности. Несмотря на достаточно большое количество методологических подходов к иссле­дованию региональных инновационных подсистем, не в полной мере рас­крыта проблематика их развития с точки зрения внутреннего содер­жания инновационного процесса в регионе, эффективности движения ресурсов и результатов между его этапами. По мнению авторов, в наи­большей степени раскрыть природу региональной инновационной под­системы с позиции непрерывности и результативности инновационного процесса позволяет конвергенция ресурсо-ориентированного подхода к формированию элементов подсистемы и процессного подхода к ее развитию. В основе предлагаемого процессно-ресурсного подхода лежит идея о том, что долгосрочное эффективное развитие региональной ин­новационной подсистемы возможно только при условии непрерывности инновационного процесса, связанной с достаточностью ресурсного обес­печения и результативностью каждого из его этапов.

Гайнанов Д. А. 2d2@inbox.ru

Атаева А. Г. ice_lu@mail.ru

Климентьева А. Ю. annakobbzeva@gmail.com

Изменение транспортного поведения горожан в период пандемии COVID-19 (на примере Санкт-Петербурга и Пекина)

В статье представлены результаты эмпирического анализа изме­нений транспортного поведения жителей Санкт-Петербурга и Пекина, произошедших в результате пандемии COVID-19. Целью исследования стало выявление факторов, оказавших наибольшее влияние на транс­портное поведение горожан во время пандемии в Санкт-Петербурге и Пекине. На основании данных, полученных в ходе анкетирования жите­лей двух городов, делаются выводы о разной эффективности схожих карантинных мер в разных городах в зависимости от особенностей транспортного поведения горожан. Методология исследования вклю­чает анализ открытых данных, а также анализ описательной статис­тики по первичным данным. Выводы и результаты исследования могут быть использованы при выработке мер городской транспортной поли­тики, направленной на изменение особенностей транспортного поведе­ния горожан, в том числе политики, формируемой в карантинных целях. Основной вывод исследования заключается в том, что эффективность карантинных мер, принимаемых городскими властями, во многом зави­сит от поведенческого паттерна горожан, сложившегося до начала пандемии.

Соколова Е. В. sokolova@gsom.spbu.ru

Исаева К. В. isaeva.ksenija@gmail.com

Сунь Ц. 2332171187@qq.com

Железные дороги Европейской и Азиатской России: организационный дизайн как стратегический элемент механизма развития

В статье анализируется проблема развития железных дорог Евро­пейской и Азиатской России как системы двойного назначения: 1) в ка­честве базового элемента хозяйственного освоения территорий Сибири и Дальнего Востока, до сих пор освоенных очагово; 2) в роли военно-стра­тегических коммуникаций на случай попыток коллективного Запада от методов «холодной» войны против России перейти к войне «горячей», конкретно в арктических районах названных макрорегионов и в приле­гающих к ним акваториях Северного Ледовитого и Тихого океанов. Объ­ектами анализа являются варианты организационного дизайна железно­дорожных перевозок в стране, возникающие вследствие выбора того или иного крупномасштабного проекта как первоочередного для реализации в макрорегионе восточнее Урала. Варианты оцениваются группой экс­пертов на стадии прединвестиционных обоснований при технической поддержке с помощью системы специально разработанных компьютер­ных продуктов. Предложенный аппарат оценки и выбора наиболее пред­почтительного в долгосрочной перспективе организационного дизайна прошел проверку на работоспособность и адаптивность к существую­щей практике принятия сложных инвестиционных решений на макро­уровне в ситуации неопределенности.

Шибикин Д. Д. wanderer-di.di@yandex.ru

Быкадоров С. А. byser@ngs.ru

Кибалов Е. Б. kibalovE@mail.ru

Актуальные проблемы сельского хозяйства Тувы: производственные и инвестиционно-инновационные аспекты

В статье представлены результаты исследования современного со­стояния сельского хозяйства Республики Тывы с учетом инвестицион­ных и инновационных составляющих. Выявлены основные проблемы, сдерживающие развитие сельского хозяйства Тувы, проанализировано состояние основных отраслей сельскохозяйственного производства в 2015-2020 гг. в условиях многоукладной экономики. Определена роль хозяйств различных категорий в производстве аграрной продукции. По­казаны объем и динамика инвестиций, привлеченных в сельское хозяйство в рассмотренный период, и подчеркнута важная роль государства в ин­вестиционном обеспечении сельского хозяйства. Рассмотрены проблемы инновационного развития сельского хозяйства и вклад аграрной науки в развитие инновационной деятельности в отрасли, сделан вывод о не­обходимости инновационного развития сельского хозяйства региона.

Самбыла Ч. Н. choigansam@mail.ru

Чысыма Р. Б. chysyma@mail.ru

«Зеленые» кластеры как инструмент экологизации туризма

Отсутствие общепринятого понимания сущности «зеленого» ту­ризма и механизма перехода на модель «зеленой» экономики индустрии туризма представляет научную проблему. Анализ отечественных и зару­бежных теории и практики кластеризации туризма, а также активно формирующейся в настоящее время теории «зеленой» экономики позво­лил выдвинуть гипотезу о возможности и целесообразности интеграции процессов кластеризации и экологизации туризма, использования «зеле­ного» туристского кластера в качестве одного из инструментов меха­низма «озеленения» туризма. Цель исследования - разработка концепту­альной модели «зеленого» туристского кластера как инструмента эко­логизации туризма, выявление возможных результатов влияния его дея­тельности на процессы экологоориентированной трансформации сек­торальной и региональной экономики.
В работе использован методологический подход к решению пробле­мы экологизации туризма, основанный на широком понимании «зеленой» экономики применительно к сфере туризма и интеграции процессов клас­теризации и экологизации туризма. Результатами работы являются определение «зеленого» туристского кластера и его концептуальная мо­дель, включающая структуру моделируемой системы, участников, основные внутренние и внешние связи, цели и принципы взаимодействия, а также ожидаемые системные эффекты от деятельности такого кластера.
Применение кластерного подхода к решению проблем экологизации туризма мало изучено, что определяет научную новизну и дальнейшие перспективы исследования. Разработка и реализация концепции «зеле­ных» туристских кластеров будут способствовать решению таких практических задач, как повышение эффективности деятельности уже созданных туристских кластеров, обеспечение их конкурентоспособно­сти за счет выхода на новые, «зеленые» рынки, формирование на регио­нальном уровне субъектов, активно осуществляющих переход к «зеле­ной» экономике.

Молчанова В. А. veramolchan@mail.ru

Мишулина С. И. mishulsv@yandex.ru

Проблемы и перспективы развития российско-китайского торгово-экономического сотрудничества

Несмотря на стремительно развивающееся сегодня российско-ки­тайское сотрудничество во всех сферах, уровень торгово-экономичес­кого сотрудничества пока не соответствует уровню сотрудничества в других сферах. Была поставлена задача достичь объема товарооборо­та в размере 100 млрд долл. США к 2015 г. и 200 млрд долл. США к 2020 г. Пока этих показателей достигнуть не удалось из-за преобладания в структуре товарооборота простой торговли, низкого уровня инвести­ционного, межбанковского и инвестиционного сотрудничества, недо­статочного развития инфраструктуры для внешней торговли. В статье анализируется текущая ситуация в российско-китайском торгово-эко­номическом сотрудничестве и предлагаются меры по ее улучшению.

Островский А. В. ostrovski@ifes-ras.ru

Противоречивое влияние неоднородного рыночного потенциала на развитие городов России

В работе изучается развитие городской системы России в период с 1991 по 2020 г. и исследуется влияние на рост города внешних и внут­ренних факторов. Методы анализа включают описательную статисти­ку и регрессионные уравнения зависимости размера города и темпов роста города от внутренних и внешних ресурсов развития. Анализ по­казал, что быстрого увеличения городского населения и стремительного роста крупнейших городов в России не наблюдается. В работе выдви­гается и тестируется гипотеза, что из-за противоречивости влияния агломерационных факторов на рост города слабые изменения в город­ской системе согласуются с присутствием рыночных механизмов и явля­ются результатом их действия.
В качестве оценки размеров рынка и возможностей реализации агло­мерационных эффектов используется показатель рыночного потенциа­ла, который выступает интегральной характеристикой емкости и до­ступности внешних рынков. Выделяется три типа внешних рынков: 1) города внутри родного региона; 2) сельские поселения родного региона; 3) другие субъекты Российской Федерации. Эконометрические оценки показали противоречивость вкладов разных составляющих рыночного потенциала. Во взаимодействии с другими территориями доминировали конкурентные эффекты, межрегиональный рыночный потенциал являл­ся отрицательным фактором для размера и роста города. Рыночный потенциал родного региона эффективно использовался только на части сельских территорий, связи с рынками городов внутри региона были менее значимыми, что дополнительно сокращало источники развития.
Наряду с внешними рынками значимыми факторами для развития города были уровень специализации, обеспеченность жильем и социальной ин­фраструктурой.
Полученные результаты являются аргументами в пользу государст­венной поддержки инициатив и институтов межрегиональной и межму­ниципальной кооперации, форм экономического и технологического партнерства между городами и субъектами Федерации, проектов широ­кого пространственного охвата, а также институтов и организацион­ных механизмов управления ими.

Коломак Е. А. ekolomak@academ.org

Региональное и муниципальное управление в условиях развития цифровой экономики и информационного общества

В статье исследованы современные проблемы управления социаль­но-экономическим развитием регионов в условиях становления цифровой экономики. Предложены новые методологические подходы к региональ­ному и муниципальному управлению, включающие развитие идеи стра­тегического подхода к управлению, разработку элементов нового меха­низма управления на основе цифровых технологий, реализацию эффек­тивных методов государственного регулирования региональной экономи­ки, формирование региональной информационной инфраструктуры, комплексное решение социально-экономических проблем регионов.
Показано, что региональный и муниципальный уровни управления недостаточно подготовлены к переходу к новым формам развития циф­ровой экономики и информационного общества. Обобщение опыта прак­тической деятельности региональных и муниципальных органов власти, оценка эффективности управления и процедур стратегического плани­рования позволяют предложить направления совершенствования регио­нального и муниципального управления, обеспечивающие повышение его эффективности, усиление инновационной направленности управления на основе цифровых технологий, укрепление взаимодействия государствен­ных и рыночных институтов в регионах.

Новоселов А. С. asnov@ieie.nsc.ru

Фалеев А. В. office-kg@mail.ru

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png