Содержание журнала №3 от 2019

Финансовые потоки между федеральным бюджетом и арктическими регионами России

Статья посвящена анализу финансовых потоков, возникающих между арктическими регионами России и федеральным бюджетом РФ. Арктические регионы России являются в целом финансово устойчи­выми и вносят существенный вклад в федеральный бюджет страны. Рассматриваемые регионы способны развиваться самостоятельно, не получая постоянных субсидий от федерального центра, даже с уче­том расходов на сохранение окружающей среды и безопасность мест­ного населения.

Табата Ш. shin@slav.hokudai.ac.jp

Регуляторные механизмы эволюции многорегиональной системы РФ

В статье анализируются особенности социально-экономического развития России и ее регионов на интервале 2001-2018 гг. в их влиянии на выполнение задач стратегического характера, сформулированных на пе­риод до 2024 г. в масштабном пакете законов РФ, указов Президента РФ и распоряжений Правительства РФ по обеспечению устойчивого и по­ступательного социально-экономического развития России, принятых к началу 2019 г. Обсуждается ряд важных директивных документов, призванных качественно изменить ситуацию в стране: Комплексный план реализации национальных проектов, разрабатываемых в соответ­ствии с майским 2018 г. Указом Президента РФ, Прогноз социально-эко­номического развития Российской Федерации на период до 2024 г., под­готовленный в Министерстве экономического развития РФ, Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 г., утверж­денная распоряжением Правительства РФ.
Обоснована концепция построения генетического сценария развития многорегиональной системы РФ, опирающегося на синтез сущностных черт проектной и эволюционной экономик. Описана методическая схема организации расчетов в рамках такого сценария, базирующаяся на си­стемном обобщении лучших региональных практик управления и ведения хозяйства.
Проверена в расчетах схема построения системы 32 макрорегионов РФ, выделенных по принципу сходства условий и типов развития объеди­няемых регионов. Выполнено сравнение с системой 12 макрорегионов, предложенной в Стратегии пространственного развития Российской Федерации. Проведены расчеты по предложенной системе макрорегио­нов и проанализированы их результаты и некоторые итоги расчетов по регионам - субъектам РФ Сибирского федерального округа. Сформу­лированы предложения по совершенствованию государственной регио­нальной социально-экономической политики, основанные на опыте по­строения генетических сценариев развития системы регионов страны.

Суспицын С. А. susp@ieie.nsc.ru

Модельно-инновационный аспект в зарубежных экономических региональных исследованиях

В статье описана методология и представлены результаты библиометрического анализа региональных исследований, учтенных в электрон­ной библиографии EconLit, в которых одновременно рассмотрены вопро­сы моделирования и инноваций. С приведением оценок публикационной активности и примеров отдельных работ дан обзор моделей спирали (работы Ицковича, Лейдесдорфа и др.), территориальных инновацион­ных моделей (базовые «строительные блоки», движение в направлении большего учета влияния институтов, тенденция перехода к «террито­риальной динамике знаний», примеры апробации), моделей регионального экономического роста (работы Седгли, Батабьяла, Нийкампа, Варги, модели MASST3, GMR и др.) и развития городов (переход от макро­статики к микродинамике, модификация модели Джибрата и др.) с ак­центом на инновационный аспект, регионально-инновационные биологи­ческие модели и алгоритмы (фруктовой мушки и колонии муравьев). Показаны новые способы поиска регионально-модельных инновационных публикаций.

Лычагин М. В. lychagin@nsu.ru

Суслов В. И. suslov@ieie.nsc.ru

Цифровая экономика: новые возможности и угрозы для регионов

Цифровая трансформация экономики и бизнеса в развитых странах началась более 10 лет назад, однако многие ее проявления пока до конца не осмыслены и не концептуализированы. Исследователи констатиру­ют, что происходит подрыв многих отраслей, меняется природа конку­ренции, значимые изменения происходят на рынке труда, появляются новые возможности для развития предпринимательства и самореализа­ции людей, формируется молодая элита с новыми ценностями. Но с ме­тодических позиций в исследованиях наблюдается многообразие подхо­дов и точек зрения на процессы цифровой трансформации, хотя прак­тически все признают, что цифровые технологии и связанные с ними изменения становятся драйверами экономического роста компаний, ре­гионов и стран. В статье предложена систематизация ключевых изме­нений, вызванных развитием цифровых технологий, в контексте интере­сов основных региональных акторов: бизнеса, жителей и органов регио­нального управления. Показаны возможные направления формирования новых конкурентных преимуществ региона, отмечены возможности и угрозы, которые несет с собой процесс цифровой трансформации экономики и которые значимы для определения драйверов экономичес­кого роста.

Маркова В. Д. markova.pro@yandex.ru

Влияние региональных условий на развитие высокотехнологичных компаний в России

В статье анализируются региональные факторы, оказывающие влияние на развитие высокотехнологичного бизнеса в России. Эмпири­ческой основой исследования послужили показатели выручки компаний высокотехнологичных и наукоемких отраслей, представленные в базе данных СПАРК, и показатели экономического развития регионов, публи­куемые Росстатом. Результаты анализа общих характеристик сфор­мированной выборки компаний показали, что российский высокотехно­логичный бизнес в основном представлен наукоемкими услугами и что для него характерна территориальная неравномерность. Значительная тер­риториальная дифференциация также проиллюстрирована с помощью коэффициента региональной локализации высокотехнологичного бизне­са, сопоставляющего региональные относительные показатели с обще­национальным значением. Оценка влияния региональных условий прово­дилась в разрезе пяти групп факторов, отражающих «региональный профиль», кадровый потенциал региона, его инвестиционный потенциал, научный и инновационный потенциал и характеристики цифровой ин­фраструктуры. С помощью эконометрических методов показано, что на развитие высокотехнологичного бизнеса в регионе положительно влия­ют такие факторы, как высокая доля обрабатывающей промышлен­ности в экономике, наличие кадров со средним профессиональным обра­зованием, обеспеченность работников компьютерами, вовлеченность персонала в исследования и разработки, а также технологические ин­новации. По результатам расчетов видно, что наиболее значимое влия­ние на высокотехнологичный сектор оказывают характеристики на­учного и инновационного потенциала.

Халимова С. Р. sophiakh@academ.org

Юсупова А. Т. yusupova@ieie.nsc.ru

Сравнительный анализ отдачи человеческого капитала в европейских и азиатских регионах России

Человеческий капитал, с одной стороны, способствует ускорению экономического развития страны и научно-технического прогресса. А с другой стороны, социально-экономические особенности регионов влияют на уровень отдачи человеческого капитала. Авторами выдви­гается гипотеза, что чем больше объем накопления человеческого капи­тала в регионе, тем сильнее его влияние на уровень доходов населения. Данная гипотеза определила цель исследования - оценить взаимосвязь уровня накопления человеческого капитала, основного (физического) ка­питала и доходов населения по группам регионов России. Использован затратный подход к оценке человеческого капитала с применением вос­становительной стоимости фонда образования занятого в экономике страны населения. Полученные результаты подтвердили предположе­ние, что наращивание затрат на образование в долгосрочном периоде выгоднее увеличения инвестиций в основной капитал. Авторы пришли к выводу, что накопленный в экономике регионов человеческий капитал воздействуют на повышение доходов населения сильнее, чем физический капитал.

Алетдинова А. А. aletdinova@corp.nstu.ru

Корицкий А. В. koriczkij@corp.nstu.ru

Солидаризация как социальное явление и социальный процесс: региональный контекст

В статье обосновывается методология исследования процессов со­лидаризации. Доказывается, что объект исследования должен включать четыре элемента: идентификацию, солидаризацию, консолидацию и ин­теграцию. Каждый из названных элементов одновременно выступает как явление, которое можно зафиксировать, и как процесс. Являясь про­цессом, каждый из элементов развивается самостоятельно и может быть основой для другого процесса, но может и не «вырастать» в другое состояние. Вводятся понятия «позитивная солидаризация» и «некон­структивная солидаризация» и предлагается формула для расчета соот­ветствующих индексов.
На основе результатов семи эмпирических исследований проверяется продуктивность предложенной методологии, что позволяет увидеть состояние и развитие ряда региональных сообществ. Эмпирическими объектами в исследованиях выступали жители Новосибирска и Красно­ярска, и это дало дополнительную возможность сравнить процессы солидаризации в двух сопоставимых и часто конкурирующих сообщест­вах и сформулировать предположения относительно вероятных измене­ний в них в ближайшем будущем.

Вавилина Н. Д. nsu@vponsi.ru

Социальное предпринимательство как субъект социального обслуживания населения в контексте инновационного развития российского общества (на примере Республики Карелии)

В статье анализируется сущность социального предприниматель­ства как субъекта социального обслуживания. На основе эмпирического исследования изучены особенности его развития на примере опыта Рес­публики Карелии и г. Петрозаводска. Гипотеза исследования состоит в том, что социальное предпринимательство в системе социального обслуживания в своем развитии сталкивается с определенными барь­ерами, как административного характера, так и в виде сложившихся у населения установок и убеждений. В исследовании применялись обще­научные методы анализа, сравнения, обобщения, а также социологи­ческие методы: интервьюирование и экспертный опрос. Эмпирическим путем на материале г. Петрозаводска были выявлены основные фак­торы, сдерживающие развитие социального предпринимательства: ад­министративные и бюрократические барьеры; неготовность населения к внедрению инноваций в социальную сферу; несформированность необ­ходимых компетенций инновационной экономики.
Основные выводы исследования заключаются в следующем. Социаль­ные предприниматели работают точечно и ориентированы на локальное смягчение острых социальных проблем и ликвидацию дефицита отдель­ных социальных услуг. О конкуренции на рынке социальных услуг и борьбе за более высокое их качество говорить пока преждевременно, как и о сни­жении нагрузки на государственные социальные учреждения.
Разработаны практические рекомендации в адрес региональных ор­ганов власти Республики Карелии для поддержки действующих и начи­нающих социальных предпринимателей. Среди рекомендованных меро­приятий - развитие нормативно-правовой базы, институциональная, информационная, методическая и организационная поддержка социаль­ных предпринимателей, комплексный, межведомственный подход в раз­витии социального предпринимательства.

Петровская Ю. А. julia_petrovskaya85@mail.ru

Клочкова К. А. tk@petrsu.ru

Региональное распределение прямых иностранных инвестиций в российской экономике

В статье изучаются инвестиционные аспекты внешнеэкономичес­кой деятельности российских регионов с целью выявить изменения в ре­гиональном распределении прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Ги­потеза о снижении региональной концентрации инвестиций опирается на благоприятные предпосылки, которые проявляются в отраслевой ди­версификации новых проектов, в росте интереса иностранных инвес­торов к российским регионам и повышении усилий региональных властей по привлечению инвестиций в сложных внешнеполитических и экономи­ческих условиях. В исследовании используются относительные показа­тели, характеризующие инвестиционные потоки и накопленные в регио­нах России ПИИ с учетом масштабов их экономик, а также показатели концентрации на основе индекса Херфиндаля - Хиршмана. Проанализи­рована динамика показателей процентного отношения прямых инвести­ций к валовому региональному продукту, рассчитаны и проанализиро­ваны показатели процентного отношения накопленных в регионах ПИИ к ВРП, показатели концентрации ПИИ и ВРП.
Областью применения результатов исследования являются регио­нальная экономика и инвестиционная политика. Относительные инвес­тиционные показатели подтверждают высокую концентрацию регио­нального размещения ПИИ и свидетельствуют о значительной зависи­мости от иностранных инвестиций Сахалинской, Вологодской и Липец­кой областей, в которых накопленные ПИИ превышают ВРП. В долго­срочных показателях пока не отмечается существенных изменений, ли­дирующие позиции устойчиво занимают Центральный и Дальневосточ­ный федеральные округа. Но краткосрочные показатели относительной привлекательности регионов России для новых проектов указывают на тенденцию диверсификации регионального распределения ПИИ: в число лидеров вошли Уральский и Сибирский федеральные округа. Тенденция, обнаруженная для округов, проявляется на дезагрегированном уровне: в распределении ПИИ между субъектами РФ наблюдается снижение концентрации.

Гурова И. П. igurova@mail.ru

Оптимизационная межотраслевая межрегиональная модель как инструмент оценки эффективности крупномасштабных железнодорожных проектов

В статье дано описание инструментария оптимизационной меж­отраслевой межрегиональной модели - железнодорожный транспорт (ОМММ-ЖДТ), применяемого для получения макроэкономических оценок последствий реализации крупномасштабных железнодорожных проек­тов (КПжд), представлена схема функционирования информацион­но-программно-модельного комплекса ОМММ-ЖДТ. Приведено формаль­ное описание транспортных связей, позволяющих моделировать клю­чевой показатель развития железнодорожной отрасли - объем транс­портной работы как сумму грузооборота и пассажирооборота. Разви­вается идея оценки КПжд (на стадии предпроектного замысла) с пози­ций «многослойного» сценарного подхода, при котором крупномасштаб­ный проект рассматривается как элемент стратегии развития желез­нодорожной отрасли и одновременно сама отраслевая стратегия встраивается в систему народно-хозяйственных сценариев-контрастов. Для моделей данного класса предложен приближенный алгоритм расче­та динамики инвестиций в развитие отрасли, который позволяет не только отслеживать влияние рассматриваемого КПжд на инвести­ционную динамику отрасли, но и сопоставлять ее инвестиционные программы (являющиеся объектом моделирования в ОМММ-ЖДТ) с про­граммами развития других отраслей, переводя объемные показатели в показатели динамики.

Сизов А. Н. sizanat@mail.ru

Пятаев М. В. procedure@inbox.ru

Бузулуцков В. Ф. buzulu@ieie.nsc.ru

Выбор модели управления реализацией межмуниципального проекта «Аэротрополис Толмачево»

Территории, расположенные вблизи крупных международных аэро­портов, к началу XXI столетия стали одними из самых перспективных объектов экономического и территориального развития. Комплексные проекты их развития получили широкое распространение в различных странах мира. В России подобные подходы только начинают исполь­зоваться. Целью настоящего исследования является выбор модели управ­ления комплексным развитием территории вокруг аэропорта Толмачево Новосибирской области. Для достижения поставленной цели были реше­ны следующие задачи. Во-первых, систематизированы перспективные инвестиционные предложения по формированию комплексного межму­ниципального проекта социально-экономического развития территории вокруг аэропорта Толмачево. Во-вторых, изучен зарубежный и отечест­венный опыт реализации проектов на территории нескольких муници­пальных образований, в том числе путем межмуниципального сотруд­ничества. В-третьих, систематизированы формы управления приаэро- портовыми территориями за рубежом и в России. В-четвертых, проана­лизирована действующая система управления зоной аэротрополиса Тол­мачево. В ходе исследования использованы системный подход, сравни­тельный анализ. В результате исследования разработаны предложения по совершенствованию системы управления развитием территории во­круг аэропорта Толмачево Новосибирской области, что позволит с пози­ции стратегических целей и задач решать вопросы территориального планирования и управления развитием на всей территории зоны аэро­трополиса Толмачево.

Ждан Г. В. gvzhdan@ieie.nsc.ru

Григорьев В. А. koncept-proekt-gp@yandex.ru

Иванова В. В. ivanovavasilina@mail.ru

Сумская Т. В. tanyushka333@yahoo.com

Шевелев А. А. andrew.shevelev@gmail.com

Современный экономический и институциональный потенциал Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР с позиций межрегионального сотрудничества

Современный этап российско-китайских отношений, направленных на всестороннее развитие сотрудничества, определяет актуальность исследования базовых основ межрегионального взаимодействия на еди­ном трансграничном пространстве Центральной Азии. Статья посвяще­на тенденциям, состоянию, потенциалу и особенностям развития Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) в контексте реализации государственных планов Китая по обеспечению открытости экономики и развитию западных районов страны. Оценено современное состояние ресурсов и внешней торговли СУАР на базе китайской статистики и пре­имущественно китайских исследований. Показана высокая результатив­ность государственного управления по выполнению планов экономичес­кого и социального подъема СУАР в ходе реализации государственной программы. Рассмотрены текущие проблемы и приоритеты социаль­но-экономического развития и межрегионального сотрудничества.

Ковалева Г. Д. kovaleva@ieie.nsc.ru

Айхэмайти М. nur7m@mail.ru

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png