Содержание журнала №3 от 2019
Финансовые потоки между федеральным бюджетом и арктическими регионами России
Статья посвящена анализу финансовых потоков, возникающих между арктическими регионами России и федеральным бюджетом РФ. Арктические регионы России являются в целом финансово устойчивыми и вносят существенный вклад в федеральный бюджет страны. Рассматриваемые регионы способны развиваться самостоятельно, не получая постоянных субсидий от федерального центра, даже с учетом расходов на сохранение окружающей среды и безопасность местного населения.
Регуляторные механизмы эволюции многорегиональной системы РФ
В статье анализируются особенности социально-экономического развития России и ее регионов на интервале 2001-2018 гг. в их влиянии на выполнение задач стратегического характера, сформулированных на период до 2024 г. в масштабном пакете законов РФ, указов Президента РФ и распоряжений Правительства РФ по обеспечению устойчивого и поступательного социально-экономического развития России, принятых к началу 2019 г. Обсуждается ряд важных директивных документов, призванных качественно изменить ситуацию в стране: Комплексный план реализации национальных проектов, разрабатываемых в соответствии с майским 2018 г. Указом Президента РФ, Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 г., подготовленный в Министерстве экономического развития РФ, Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ.
Обоснована концепция построения генетического сценария развития многорегиональной системы РФ, опирающегося на синтез сущностных черт проектной и эволюционной экономик. Описана методическая схема организации расчетов в рамках такого сценария, базирующаяся на системном обобщении лучших региональных практик управления и ведения хозяйства.
Проверена в расчетах схема построения системы 32 макрорегионов РФ, выделенных по принципу сходства условий и типов развития объединяемых регионов. Выполнено сравнение с системой 12 макрорегионов, предложенной в Стратегии пространственного развития Российской Федерации. Проведены расчеты по предложенной системе макрорегионов и проанализированы их результаты и некоторые итоги расчетов по регионам - субъектам РФ Сибирского федерального округа. Сформулированы предложения по совершенствованию государственной региональной социально-экономической политики, основанные на опыте построения генетических сценариев развития системы регионов страны.
Модельно-инновационный аспект в зарубежных экономических региональных исследованиях
В статье описана методология и представлены результаты библиометрического анализа региональных исследований, учтенных в электронной библиографии EconLit, в которых одновременно рассмотрены вопросы моделирования и инноваций. С приведением оценок публикационной активности и примеров отдельных работ дан обзор моделей спирали (работы Ицковича, Лейдесдорфа и др.), территориальных инновационных моделей (базовые «строительные блоки», движение в направлении большего учета влияния институтов, тенденция перехода к «территориальной динамике знаний», примеры апробации), моделей регионального экономического роста (работы Седгли, Батабьяла, Нийкампа, Варги, модели MASST3, GMR и др.) и развития городов (переход от макростатики к микродинамике, модификация модели Джибрата и др.) с акцентом на инновационный аспект, регионально-инновационные биологические модели и алгоритмы (фруктовой мушки и колонии муравьев). Показаны новые способы поиска регионально-модельных инновационных публикаций.
Цифровая экономика: новые возможности и угрозы для регионов
Цифровая трансформация экономики и бизнеса в развитых странах началась более 10 лет назад, однако многие ее проявления пока до конца не осмыслены и не концептуализированы. Исследователи констатируют, что происходит подрыв многих отраслей, меняется природа конкуренции, значимые изменения происходят на рынке труда, появляются новые возможности для развития предпринимательства и самореализации людей, формируется молодая элита с новыми ценностями. Но с методических позиций в исследованиях наблюдается многообразие подходов и точек зрения на процессы цифровой трансформации, хотя практически все признают, что цифровые технологии и связанные с ними изменения становятся драйверами экономического роста компаний, регионов и стран. В статье предложена систематизация ключевых изменений, вызванных развитием цифровых технологий, в контексте интересов основных региональных акторов: бизнеса, жителей и органов регионального управления. Показаны возможные направления формирования новых конкурентных преимуществ региона, отмечены возможности и угрозы, которые несет с собой процесс цифровой трансформации экономики и которые значимы для определения драйверов экономического роста.
Влияние региональных условий на развитие высокотехнологичных компаний в России
В статье анализируются региональные факторы, оказывающие влияние на развитие высокотехнологичного бизнеса в России. Эмпирической основой исследования послужили показатели выручки компаний высокотехнологичных и наукоемких отраслей, представленные в базе данных СПАРК, и показатели экономического развития регионов, публикуемые Росстатом. Результаты анализа общих характеристик сформированной выборки компаний показали, что российский высокотехнологичный бизнес в основном представлен наукоемкими услугами и что для него характерна территориальная неравномерность. Значительная территориальная дифференциация также проиллюстрирована с помощью коэффициента региональной локализации высокотехнологичного бизнеса, сопоставляющего региональные относительные показатели с общенациональным значением. Оценка влияния региональных условий проводилась в разрезе пяти групп факторов, отражающих «региональный профиль», кадровый потенциал региона, его инвестиционный потенциал, научный и инновационный потенциал и характеристики цифровой инфраструктуры. С помощью эконометрических методов показано, что на развитие высокотехнологичного бизнеса в регионе положительно влияют такие факторы, как высокая доля обрабатывающей промышленности в экономике, наличие кадров со средним профессиональным образованием, обеспеченность работников компьютерами, вовлеченность персонала в исследования и разработки, а также технологические инновации. По результатам расчетов видно, что наиболее значимое влияние на высокотехнологичный сектор оказывают характеристики научного и инновационного потенциала.
Сравнительный анализ отдачи человеческого капитала в европейских и азиатских регионах России
Человеческий капитал, с одной стороны, способствует ускорению экономического развития страны и научно-технического прогресса. А с другой стороны, социально-экономические особенности регионов влияют на уровень отдачи человеческого капитала. Авторами выдвигается гипотеза, что чем больше объем накопления человеческого капитала в регионе, тем сильнее его влияние на уровень доходов населения. Данная гипотеза определила цель исследования - оценить взаимосвязь уровня накопления человеческого капитала, основного (физического) капитала и доходов населения по группам регионов России. Использован затратный подход к оценке человеческого капитала с применением восстановительной стоимости фонда образования занятого в экономике страны населения. Полученные результаты подтвердили предположение, что наращивание затрат на образование в долгосрочном периоде выгоднее увеличения инвестиций в основной капитал. Авторы пришли к выводу, что накопленный в экономике регионов человеческий капитал воздействуют на повышение доходов населения сильнее, чем физический капитал.
Солидаризация как социальное явление и социальный процесс: региональный контекст
В статье обосновывается методология исследования процессов солидаризации. Доказывается, что объект исследования должен включать четыре элемента: идентификацию, солидаризацию, консолидацию и интеграцию. Каждый из названных элементов одновременно выступает как явление, которое можно зафиксировать, и как процесс. Являясь процессом, каждый из элементов развивается самостоятельно и может быть основой для другого процесса, но может и не «вырастать» в другое состояние. Вводятся понятия «позитивная солидаризация» и «неконструктивная солидаризация» и предлагается формула для расчета соответствующих индексов.
На основе результатов семи эмпирических исследований проверяется продуктивность предложенной методологии, что позволяет увидеть состояние и развитие ряда региональных сообществ. Эмпирическими объектами в исследованиях выступали жители Новосибирска и Красноярска, и это дало дополнительную возможность сравнить процессы солидаризации в двух сопоставимых и часто конкурирующих сообществах и сформулировать предположения относительно вероятных изменений в них в ближайшем будущем.
Социальное предпринимательство как субъект социального обслуживания населения в контексте инновационного развития российского общества (на примере Республики Карелии)
В статье анализируется сущность социального предпринимательства как субъекта социального обслуживания. На основе эмпирического исследования изучены особенности его развития на примере опыта Республики Карелии и г. Петрозаводска. Гипотеза исследования состоит в том, что социальное предпринимательство в системе социального обслуживания в своем развитии сталкивается с определенными барьерами, как административного характера, так и в виде сложившихся у населения установок и убеждений. В исследовании применялись общенаучные методы анализа, сравнения, обобщения, а также социологические методы: интервьюирование и экспертный опрос. Эмпирическим путем на материале г. Петрозаводска были выявлены основные факторы, сдерживающие развитие социального предпринимательства: административные и бюрократические барьеры; неготовность населения к внедрению инноваций в социальную сферу; несформированность необходимых компетенций инновационной экономики.
Основные выводы исследования заключаются в следующем. Социальные предприниматели работают точечно и ориентированы на локальное смягчение острых социальных проблем и ликвидацию дефицита отдельных социальных услуг. О конкуренции на рынке социальных услуг и борьбе за более высокое их качество говорить пока преждевременно, как и о снижении нагрузки на государственные социальные учреждения.
Разработаны практические рекомендации в адрес региональных органов власти Республики Карелии для поддержки действующих и начинающих социальных предпринимателей. Среди рекомендованных мероприятий - развитие нормативно-правовой базы, институциональная, информационная, методическая и организационная поддержка социальных предпринимателей, комплексный, межведомственный подход в развитии социального предпринимательства.
Региональное распределение прямых иностранных инвестиций в российской экономике
В статье изучаются инвестиционные аспекты внешнеэкономической деятельности российских регионов с целью выявить изменения в региональном распределении прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Гипотеза о снижении региональной концентрации инвестиций опирается на благоприятные предпосылки, которые проявляются в отраслевой диверсификации новых проектов, в росте интереса иностранных инвесторов к российским регионам и повышении усилий региональных властей по привлечению инвестиций в сложных внешнеполитических и экономических условиях. В исследовании используются относительные показатели, характеризующие инвестиционные потоки и накопленные в регионах России ПИИ с учетом масштабов их экономик, а также показатели концентрации на основе индекса Херфиндаля - Хиршмана. Проанализирована динамика показателей процентного отношения прямых инвестиций к валовому региональному продукту, рассчитаны и проанализированы показатели процентного отношения накопленных в регионах ПИИ к ВРП, показатели концентрации ПИИ и ВРП.
Областью применения результатов исследования являются региональная экономика и инвестиционная политика. Относительные инвестиционные показатели подтверждают высокую концентрацию регионального размещения ПИИ и свидетельствуют о значительной зависимости от иностранных инвестиций Сахалинской, Вологодской и Липецкой областей, в которых накопленные ПИИ превышают ВРП. В долгосрочных показателях пока не отмечается существенных изменений, лидирующие позиции устойчиво занимают Центральный и Дальневосточный федеральные округа. Но краткосрочные показатели относительной привлекательности регионов России для новых проектов указывают на тенденцию диверсификации регионального распределения ПИИ: в число лидеров вошли Уральский и Сибирский федеральные округа. Тенденция, обнаруженная для округов, проявляется на дезагрегированном уровне: в распределении ПИИ между субъектами РФ наблюдается снижение концентрации.
Оптимизационная межотраслевая межрегиональная модель как инструмент оценки эффективности крупномасштабных железнодорожных проектов
В статье дано описание инструментария оптимизационной межотраслевой межрегиональной модели - железнодорожный транспорт (ОМММ-ЖДТ), применяемого для получения макроэкономических оценок последствий реализации крупномасштабных железнодорожных проектов (КПжд), представлена схема функционирования информационно-программно-модельного комплекса ОМММ-ЖДТ. Приведено формальное описание транспортных связей, позволяющих моделировать ключевой показатель развития железнодорожной отрасли - объем транспортной работы как сумму грузооборота и пассажирооборота. Развивается идея оценки КПжд (на стадии предпроектного замысла) с позиций «многослойного» сценарного подхода, при котором крупномасштабный проект рассматривается как элемент стратегии развития железнодорожной отрасли и одновременно сама отраслевая стратегия встраивается в систему народно-хозяйственных сценариев-контрастов. Для моделей данного класса предложен приближенный алгоритм расчета динамики инвестиций в развитие отрасли, который позволяет не только отслеживать влияние рассматриваемого КПжд на инвестиционную динамику отрасли, но и сопоставлять ее инвестиционные программы (являющиеся объектом моделирования в ОМММ-ЖДТ) с программами развития других отраслей, переводя объемные показатели в показатели динамики.
Выбор модели управления реализацией межмуниципального проекта «Аэротрополис Толмачево»
Территории, расположенные вблизи крупных международных аэропортов, к началу XXI столетия стали одними из самых перспективных объектов экономического и территориального развития. Комплексные проекты их развития получили широкое распространение в различных странах мира. В России подобные подходы только начинают использоваться. Целью настоящего исследования является выбор модели управления комплексным развитием территории вокруг аэропорта Толмачево Новосибирской области. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи. Во-первых, систематизированы перспективные инвестиционные предложения по формированию комплексного межмуниципального проекта социально-экономического развития территории вокруг аэропорта Толмачево. Во-вторых, изучен зарубежный и отечественный опыт реализации проектов на территории нескольких муниципальных образований, в том числе путем межмуниципального сотрудничества. В-третьих, систематизированы формы управления приаэро- портовыми территориями за рубежом и в России. В-четвертых, проанализирована действующая система управления зоной аэротрополиса Толмачево. В ходе исследования использованы системный подход, сравнительный анализ. В результате исследования разработаны предложения по совершенствованию системы управления развитием территории вокруг аэропорта Толмачево Новосибирской области, что позволит с позиции стратегических целей и задач решать вопросы территориального планирования и управления развитием на всей территории зоны аэротрополиса Толмачево.
Ждан Г. В. gvzhdan@ieie.nsc.ru
Григорьев В. А. koncept-proekt-gp@yandex.ru
Иванова В. В. ivanovavasilina@mail.ru
Современный экономический и институциональный потенциал Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР с позиций межрегионального сотрудничества
Современный этап российско-китайских отношений, направленных на всестороннее развитие сотрудничества, определяет актуальность исследования базовых основ межрегионального взаимодействия на едином трансграничном пространстве Центральной Азии. Статья посвящена тенденциям, состоянию, потенциалу и особенностям развития Синьцзян-Уйгурского автономного района (СУАР) в контексте реализации государственных планов Китая по обеспечению открытости экономики и развитию западных районов страны. Оценено современное состояние ресурсов и внешней торговли СУАР на базе китайской статистики и преимущественно китайских исследований. Показана высокая результативность государственного управления по выполнению планов экономического и социального подъема СУАР в ходе реализации государственной программы. Рассмотрены текущие проблемы и приоритеты социально-экономического развития и межрегионального сотрудничества.