Содержание журнала №3 от 2019
Социальное предпринимательство как субъект социального обслуживания населения в контексте инновационного развития российского общества (на примере Республики Карелии)
В статье анализируется сущность социального предпринимательства как субъекта социального обслуживания. На основе эмпирического исследования изучены особенности его развития на примере опыта Республики Карелии и г. Петрозаводска. Гипотеза исследования состоит в том, что социальное предпринимательство в системе социального обслуживания в своем развитии сталкивается с определенными барьерами, как административного характера, так и в виде сложившихся у населения установок и убеждений. В исследовании применялись общенаучные методы анализа, сравнения, обобщения, а также социологические методы: интервьюирование и экспертный опрос. Эмпирическим путем на материале г. Петрозаводска были выявлены основные факторы, сдерживающие развитие социального предпринимательства: административные и бюрократические барьеры; неготовность населения к внедрению инноваций в социальную сферу; несформированность необходимых компетенций инновационной экономики.
Основные выводы исследования заключаются в следующем. Социальные предприниматели работают точечно и ориентированы на локальное смягчение острых социальных проблем и ликвидацию дефицита отдельных социальных услуг. О конкуренции на рынке социальных услуг и борьбе за более высокое их качество говорить пока преждевременно, как и о снижении нагрузки на государственные социальные учреждения.
Разработаны практические рекомендации в адрес региональных органов власти Республики Карелии для поддержки действующих и начинающих социальных предпринимателей. Среди рекомендованных мероприятий - развитие нормативно-правовой базы, институциональная, информационная, методическая и организационная поддержка социальных предпринимателей, комплексный, межведомственный подход в развитии социального предпринимательства.