Содержание журнала №4 от 2016
Стратегическое планирование и стратегические просчеты: российские реалии и тенденции
В статье рассмотрены некоторые аспекты современного состояния стратегического планирования в Российской Федерации с акцентом на региональное стратегическое планирование. Показано влияние низкого качества управления на национальном и субфедеральном уровнях на кризис современной экономической системы России. Выявлено, что в российской практике национального и регионального стратегирования, а также в реализации важнейших стратегических решений есть модельные «истории успеха» и образцы нереализованных возможностей и ошибочных путей реализации. Это продемонстрировано на примерах стратегий и программ развития восточных районов страны, Программы реиндуст-риализации экономики Новосибирской области на период до 2025 года, реформирования Российской академии наук и разработки Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, стратегической инициативы «Сибирский наукополис». Успешные примеры регионального стратегирования показывают, что эти позитивные результаты достигнуты в существенной степени благодаря включению механизма взаимодействия и сотрудничества основных стейкхолдеров: федеральных и региональных властей, бизнес-структур, учреждений Российской академии наук, институтов гражданского общества. В то же время провал ряда национальных стратегических инициатив в немалой мере был предопределен игнорированием такого партнерства, результатом чего стал выбор неправильных стратегических ориентиров и механизмов реализации. В статье проанализированы позитивные тенденции в системе стратегического планирования, связанные с разработкой Стратегии пространственного развития Российской Федерации, с созданием Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, с деятельностью общественных советов при федеральных и региональных органах исполнительной власти, что характеризует развитие принципов «публичного управления».
Методические проблемы формирования информационной базы динамической межотраслевой модели экономики Республики Бурятии
В статье представлены отличительные особенности динамической межотраслевой модели экономики Республики Бурятии, для которой создается информационная база, по сравнению с аналогичными отечественными и зарубежными моделями. При определении межотраслевых потоков продукции и некоторых других элементов информационной базы использованы таблицы «затраты - выпуск» за 2011 г., построенные для этого региона, а также данные статистики по Республике Бурятии. Приведены основные элементы информационной базы динамической межотраслевой модели экономики региона, описана методика их формирования. Результаты исследования будут использованы при проведении вариантных прогнозных расчетов развития Бурятии на перспективу, а также для более точного прогнозирования доходов республиканского консолидированного бюджета.
Баранов А. О. baranov@ieie.nsc.ru
Дондоков З. Б.-Д. dzorikto@mail.ru
Дырхеев К. П. konst0506@rambler.ru
Экстерриториальное и локальное в контексте регионального развития
В статье показано, что наблюдаемое обострение проблемы сбалансированности бюджетов во многих российских регионах, и прежде всего в ресурсных, связано с объективной тенденцией роста фактора экстерриториальности, который имеет как бюджетную, так и корпоративную проекцию. В связи с этим актуально не только справедливое распределение эффектов от деятельности экстерриториальных агентов - крупных корпораций, но и участие этих агентов в развитии территорий, на которых они осуществляют свою хозяйственную деятельность. На примере Сибирского федерального округа показано, что в последние 10 лет роль экстерриториальных факторов, связанных прежде всего с изменениями налогового законодательства и деятельностью крупных ресурсных корпораций, заметно возрастает. Анализ динамики и структуры выручки крупнейших компаний позволяет количественно оценить масштабы роста экстерриториальности, наблюдаемые и ожидаемые последствия этой тенденции для развития ресурсных регионов и отдельных территорий. Для компенсации негативных последствий предлагается перейти к новым принципам региональной политики, и в частности к регулируемому формированию локального контента в регионах, в которых осуществляются крупномасштабные проекты освоения природных ресурсов.
Реиндустриализация экономики сельских территорий (на примере Новосибирской области)
В статье обоснована необходимость реиндустриализации экономики сельских территорий в современных условиях и рассмотрены сопряженные с этим проблемы. В качестве примера выбрана Новосибирская область, так как ее руководством при непосредственном участии авторов статьи разработана программа реиндустриализации экономики региона. Изучение отечественного и зарубежного опыта, анализ статистических данных и имеющейся практики позволили предложить пути преодоления проблем реиндустриализации экономики сельских территорий на разных уровнях управления (сельского поселения, муниципального района, субъекта РФ). Основу решения проблем должны составлять комплексный программно-целевой подход к управлению реиндустриализацией экономики сельских территорий, формирование отраслевых и территориально-производственных кластеров, отбор и поддержка реализации перспективных инновационных проектов госструктурами и бизнес-сообществом. Авторы рассматривают передовой опыт и перспективные инновационные проекты, представленные в администрацию Новосибирской области, существенно повышающие эффективность в различных сферах деятельности.
Комплексная оценка экономической безопасности региона ресурсного типа
В статье проведен сравнительный анализ существующих подходов к оценке региональной экономической безопасности и предложена авторская методика комплексной оценки экономической безопасности регионов ресурсного типа. Она включает оценку пороговых значений индикаторов экономической безопасности, основанных на стратегических приоритетах развития РФ, в сравнении с уровнем передовых стран, трендовый анализ и многомерный статистический анализ, позволяющие выявить ключевые дисбалансы, которые формируют область угроз экономическому развитию региона. Апробация проведена на материале Красноярского края. Выявлен ряд парадоксов экономической безопасности, состоящих в несбалансированном развитии человеческого капитала и среды обитания, промышленной сферы и наукоемкого бизнеса, в несбалансированности финансовой обеспеченности, которые провоцируют трансформационный переход края из положения развитого индустриального региона с диверсифицированной экономикой в положение «национальной кладовой» с преобладанием добывающих монопроизводств и замыкание в ловушке технологического отставания.
Роль арктического дискурса в формировании идентичности жителей Северного региона
В статье рассматриваются проблемы региональной идентичности населения Мурманской области, фиксируемые данными статистики и социологическим опросом. Показаны мотивации пришлого населения при заселении Кольского Севера. Теоретико-методологические основания исследования заключаются в конструктивистском подходе к изучению региональной идентичности через призму таких понятий, как «имидж территории», «образ территории», «коллективные представления», «техники репрезентации коллективных представлений». На примере Мурманской области рассмотрены процессы и механизмы формирования региональной идентичности, одним из которых является дискурс как «социальный диалог», как коммуникативная практика производства социальной реальности. Одним из механизмов формирования имиджа Мурманской области, возрождения и артикуляции региональной идентичности населения выступает так называемый арктический дискурс. Присоединение к более широкому сообществу - Арктической зоне, определение своего места в этой зоне, а также включение в соответствующий дискурс представляют собой актуальный сценарий развития региона.
Региональные системы социальной защиты: как и зачем вводится адресность
В статье проанализированы изменения, произошедшие в региональных системах социальной защиты населения после 2013 г. Выявлено, что регионы чаще вводят доходные и недоходные ограничения в меры социальной поддержки, касающиеся детей и семей с детьми, а не пожилых граждан. Механизм проверки доходов заявителей чаще всего применяется в мерах социальной поддержки детей, намного реже - в мерах социальной поддержки пожилых граждан. Положительные законодательные изменения, направленные на уменьшение количества ошибок включения или исключения, чаще наблюдаются в сфере социальной поддержки детей. В сфере социальной поддержки пожилых граждан чаще имеют место противоречивые законодательные изменения, ведущие к сокращению числа одних ошибок при росте числа других. В целом, регионы проводят несимметричную политику относительно внедрения механизма адресности в социальную поддержку детей и пожилых: если в одних регионах более приоритетно внедрение адресности в меры поддержки семей, то в других - в меры поддержки пожилых. В половине случаев введение учета доходов получателей при назначении мер социальной поддержки становится инструментом сокращения бюджетных расходов регионов, при этом размер предоставляемой поддержки сокращается, что снижает эффективность меры относительно влияния на глубину бедности получателей. В трети всех случаев наблюдается противоречивая политика, когда введение учета доходов не дает эффекта концентрации ресурсов для самых нуждающихся. В отдельных случаях регионы демонстрируют примеры более эффективного введения адресности, сопровождая установление порогов нуждаемости увеличением размеров выплат. Этот опыт может быть использован как ориентир для региональной политики в области введения адресности социальной поддержки.
Малева Т. М. maleva-tm@ranepa.ru
Этносоциальные особенности адаптации населения Республики Тывы к рыночной экономике
В статье показаны особенности трудовой деятельности населения Республики Тывы, его адаптационного поведения. На основе анализа субъективных характеристик социальных групп и данных статистики выявлены перспективные направления развития хозяйства региона с учетом склонностей и предпочтений представителей доминирующих наций региона. Развиты теоретические положения исследований этнических особенностей адаптации населения к рыночной экономике, путей совершенствования регулирования социально-экономического развития региона. На материалах социологических опросов рассмотрены динамика изменения отношения населения к предпринимательству и фермерству, оценены перспективы занятости. Проанализирована самозанятость, определены условия, способствующие ее развитию, и недостатки этого вида деятельности. Выявлены этнические особенности поведения жителей Тывы при поиске работы и оценках ими условий получения работы, определена степень депривации и фрустрации у этнических и социальных групп. Рассмотрена специфика моделей приспособления к рыночным реалиям у основных этносов региона. Сделан вывод, что хотя процесс формирования рыночных ориентаций и ценностей у жителей республики продолжается, его скорость и интенсивность в последние годы снизились. Отмечены высокий уровень фрустрации у русских и значительный уровень депривации у сельского населения и молодежи.
Диверсификация структуры регионального хозяйства как стратегия роста: за и против
В статье рассмотрены различные аспекты диверсификации экономики регионов. Представлены результаты анализа сдвигов в отраслевых структурах занятости, валовой добавленной стоимости и промышленного производства за 2000-2014 гг., даны количественные оценки процессов диверсификации региональных экономик и их влияния на экономический рост. Расчеты показали, что отраслевые структуры занятости и производства в течение достаточно продолжительного периода остаются стабильными, существенным фактором структурных сдвигов является эффект масштаба, отраслевые структуры наиболее подвижны в регионах с невысоким экономическим потенциалом и устойчивы в крупных регионах. Количественные оценки диверсификации отраслевых структур занятости, валовой добавленной стоимости и промышленного производства свидетельствуют о разной направленности этих процессов. Структура занятости за рассмотренный период стала более диверсифицированной, показатели диверсификации отраслевых структур валовой добавленной стоимости и промышленности снизились, в среднем экономика регионов стала более специализированной. Процессы диверсификации отраслевых структур занятости, валовой добавленной стоимости и промышленного производства различаются по характеру их воздействия на экономическую динамику. Связь между диверсификацией структуры занятости и показателями динамики отрицательна для темпов роста занятости и промышленного производства. Темпы роста ВРП, реальных доходов населения и производительности труда положительно связаны с диверсификацией занятости. Для отраслевой структуры ВДС и промышленности связь между уровнем диверсификации и темпами роста отрицательная. Подтверждена гипотеза, что диверсификация может обеспечить стабильный рост экономики региона, но не обеспечивает высоких темпов роста. Прорыв происходит за счет усиления специализации, как это показывает экономическая динамика регионов, достигших наибольших темпов роста.
Конкурентные позиции региона в условиях инновационного развития экономики
В статье на примере Кемеровской области дана количественная оценка влияния инновационного развития отдельных отраслей экономики на конкурентоспособность региона. Указаны пять факторов, достаточно полно характеризующих состояние региона относительно его привлекательности для жизни людей и развития бизнеса. Сделан сравнительный анализ уровней конкурентоспособности пяти регионов Сибирского федерального округа. Выделены индикаторы инновационного развития угольной отрасли Кузбасса, выполнение которых способствует росту конкурентных преимуществ экономики региона. Обосновано, что новая парадигма развития Кемеровской области должна опираться на идею инновационного развития угольной отрасли.
Влияние мегапроектов «Восточная Сибирь - Тихий Океан» и «Сила Сибири» на экономику и природную среду Якутии
В статье анализируются первые результаты реализации на территории Якутии мегапроектов магистральных трубопроводов «Восточная Сибирь - Тихий океан» и «Сила Сибири». Дана оценка вклада проектов в развитие экономики и энергетической системы региона, а также их интеграционного эффекта. Рассмотрен вклад проектов в динамику ВРП и налоговые доходы консолидированного бюджета Якутии. Охарактеризованы социальные и экологические риски, с которыми сопряжена реализация проектов. Представлены данные по динамике загрязнения атмосферного воздуха в Якутии в 2000-2014 гг. в разрезе отраслей топливно-энергетического комплекса.
Оценка эколого-экономической эффективности технологий комплексной переработки сырья
В статье представлены технологические достижения сибирской науки, позволяющие создать экологически чистое промышленное производство. С позиций комплексной переработки на примере углеродосодержа-щего сырья рассматриваются плазменные технологии, относящиеся к наилучшим доступным технологиям (НДТ) в энергетике. Сегодня требование применять НДТ становится главным элементом нового, уже принятого природоохранного законодательства. В статье показаны экологические и экономические преимущества совместного извлечения ценных составляющих поликомпонентного сырья, обеспечивающие повышение эколого-экономической эффективности НДТ. Изложена авторская точка зрения на назревшие изменения в инвестиционном проектировании и финансовой отчетности предприятий в связи с принятием нового законодательства. Изменения необходимы для отражения эколо-го-экономического ущерба, предотвращаемого благодаря НДТ. Предложены методологические подходы и схема проведения расчетов для экологизации показателей эффективности инвестиционных проектов по реализации НДТ. Представлены результаты оценки эффективности предлагаемых нововведений на примере возможностей реализации энергетических плазменных технологий при модернизации Гусиноозерской ГРЭС. Оценен потенциал сокращения ущерба окружающей среде с помощью НДТ как дополнительного источника природоохранных инвестиций. Даны рекомендации организационного характера по ускорению реализации НДТ в промышленном производстве.
Реалии сельского самоуправления: реформы и их последствия
В статье рассматриваются проблемы, возникшие в системе сельского самоуправления в ходе реформы муниципальной власти. На примере двух сельских районов Алтайского края и Томской области анализируются последствия так называемой оптимизации распределения полномочий и финансовых ресурсов между разными уровнями управления. На основе данных бюджетной статистики выявлены существенные различия в формировании доходной и расходной частей сельских бюджетов в регионах аграрного и ресурсного типов. Исследованы декларируемые приоритеты и реальные практики управления местных органов власти, рассмотрены актуальные проблемы, которые не могут быть решены в сложившейся системе. Приведены оценки последствий реформ с точки зрения разных представителей сельских сообществ. Сделан вывод о нарастающем разрыве связи между формированием местных бюджетов и экономическими результатами деятельности территорий. Сельское самоуправление все в большей степени становится отстраненным от выполнения функций, связанных с организацией хозяйственной и социальной жизни села.
Планирование устойчивого функционирования предприятия в условиях нестабильности внешней и внутренней среды
В условиях динамизма внешней среды, кризисных явлений в стране и мире существенно возрастают трудности внутрифирменного управления промышленными предприятиями. Такая ситуация возникает из-за того, что в настоящее время фактически отсутствуют достаточно обоснованные методики управления рисками на уровне предприятий. В статье представлен оригинальный концептуальный подход к организации планирования устойчивого функционирования предприятия в условиях риска и неопределенности во внешней и внутренней среде. Достижение ключевых стратегических показателей обеспечивается на основе тактического планирования, с помощью которого оцениваются величины создаваемых стохастических резервов по ключевым показателям (за счет реализации дополнительных нововведений), устраняющих экономические и другие риски, связанные с хозяйственной деятельностью. Оперативное управление производством организуется как итеративный, скользящий процесс (уменьшающий производственные риски), реализуемый единой задачей с тактическим управлением. В системе используются модели оптимизации планирования деятельности предприятия, оперативного управления производством.