Содержание журнала №2 от 2016
Ранжирование субъектов Российской Федерации по потенциалу и темпам социально-экономического развития
В статье оцениваются причины, тенденции и перспективы социально-экономической дифференциации субъектов Федерации, в том числе с позиции готовности их экономик к переходу на путь инновационного развития. Анализируются актуальные задачи политики регионального развития, приводится современное понимание приоритетов в преодолении межрегиональной экономической дифференциации. Дается обоснование путей интеграции федеральной инновационной политики и политики регионального развития. С этой целью выделяются группы регионов, объединенные общим уровнем социально-экономического развития, но также характеризуемые специфическими чертами имеющегося у них инвестиционного, инновационного и социального потенциала. Выявлена зависимость темпов роста экономики региона от показателей развития его инвестиционного, инновационного и социального потенциала. Сделан вывод, что только гибкие подходы в региональной политике федерального центра, учитывающие специфику потенциалов различных групп регионов, позволят преодолеть межрегиональную экономическую дифференциацию, в том числе и по показателям инновационного развития.
Бахтизин А. Р. cgemodel@yandeх.ru
Бухвальд Е. М. buchvald@mail.ru
Кольчугина А. В. vostokza@mail.ru
Ключевые слова: субъекты Федерации экономическая дифференциация регионов региональная политика
Тенденции концентрации экономической активности и неравномерность пространственного развития России
С использованием количественных методов и качественного анализа исследуется пространственное распределение экономической активности в России. Характеристики эволюции распределения экономической активности получены с помощью подхода, основанного на анализе марковских цепей и индексов мобильности. Исследование показало, что в современной российской экономике продолжаются процессы пространственной концентрации производства. Наряду с сохранением и усилением позиций уже существующих центров формируется ряд новых, одновременно несколько ослабевает роль прежних центров ресурсной специализации. Анализ эволюции распределения продемонстрировал наличие активной «ловушки бедности», «ловушки богатства» и тенденцию к формированию «срединной» группы регионов по уровню экономической активности. Финальное распределение регионов по уровню экономической активности, достижимое при сохранении тенденций исследуемого периода, показывает формирование достаточно обширного полюса относительной бедности и полюса богатства, концентрирующего значительную долю производства добавленной стоимости. Формирующаяся группа регионов со средним уровнем развития относительно немногочисленна. В таких условиях региональная политика, направленная на стимулирование развитых регионов, только усиливает происходящие процессы поляризации. Более адекватной представляется политика, направленная на сглаживание неравномерного территориального развития во избежание чрезмерного углубления межрегиональных различий и неравенства.
Приоритеты пространственного развития Томской области
В статье представлена методика экономического районирования региона, примененная для Томской области. Основой для районирования служит концепция пропульсивных отраслей, полюсов и осей роста. Показано, что развитие Томской области отличается крайней неоднородностью. Выделено три экономических пояса в зависимости от плотности экономической деятельности, специализации и удаленности от Томска. Определены приоритеты развития различных частей Томской области до 2030 г. Основным пространственным приоритетом обозначена Томская агломерация как центр научных исследований и высокотехнологичной промышленности. Приведены сценарии пространственного развития в зависимости от реализации крупных инфраструктурных проектов.
Система управления Программой реиндустриализации экономики Новосибирской области
В статье обосновывается система управления Программой реин-дустриализации экономики Новосибирской области, базирующаяся на учете институциональных условий и экономической ситуации в регионе. Аргументировано, что успешность реализации программы определяется возможностями консолидации усилий заинтересованных сторон, поэтому необходимо учитывать интересы, мотивацию и уровень доверия всех ее участников. Показано, что обязательными условиями являются ясность и прозрачность системы управления программой и процедур принятия решений. Предложена схема управления программой, разработан механизм ее реализации. Показано, что для осуществления программы необходимо совершенствовать систему выработки приоритетов поддержки, упростить процедуры и обеспечить максимальную доступность локальных ресурсов для развития бизнеса, расширить возможности использования государственной собственности и системы государственных закупок для стимулирования спроса на продукцию компаний Новосибирской области.
Кравченко Н. А. nkrav@ieie.nsc.ru
Клисторин В. И. klistorin@mail.ru
Взаимосвязь показателей этнического разнообразия и производительности экономики российских регионов
В статье рассматриваются показатели производительности экономики российских регионов и их ассоциация с гетерогенностью населения по этнолингвистической принадлежности, по стране и региону происхождения. Методологической базой исследования послужили неоклассическая теория экономического роста и новая экономическая география. В исследовании дана оценка производительности труда, фондоотдачи и совокупной факторной производительности регионов на основе макроэкономического подхода. В качестве инструментария использовались многомерные статистические методы, эконометрические модели панельных данных, в том числе с пространственными эффектами. Результаты исследования показали, что производительность труда и совокупная факторная производительность положительно ассоциированы с гетерогенностью населения по стране и региону происхождения. Этот эффект является устойчивым для регионов с более высокой плотностью населения. Также показано, что регионы, которые развивают сферу НИОКР, наращивают человеческий капитал и притягивают миграционные потоки, являются, в свою очередь, источниками роста совокупной факторной производительности соседних регионов. Областью применения полученных результатов является региональная экономическая политика.
Новые возможности регионального развития: от социальной напряженности к социальному сотрудничеству
Представлены результаты мониторингового исследования социального самочувствия жителей г. Красноярска. Показана уникальная ситуация 2014 г., когда несмотря на рост социальной напряженности и социальной тревожности, начал снижаться уровень протестной активности. Рассмотрены условия, способствующие формированию такого социального феномена. Определены источники роста доверия к основным политическим и социальным институтам. Дана характеристика возможностей сотрудничества населения и власти. Зафиксирован значительный рост конформистских настроений. Отмечаются кратковременность такого «социального мира» и неизбежность перехода к другому характеру социальных отношений, если не возникнут новые стратегии регионального развития.
Антропогенное воздействие в циркумполярной зоне: проблема восприятия
В статье на примере Ямало-Ненецкого автономного округа анализируются социально-экономические аспекты проблем экологии человека в циркумполярной зоне на основе данных об экологических проблемах и экологически обусловленных заболеваниях и данных о субъективных представлениях людей об их экологической незащищенности. Выявлено, что уровень восприимчивости людей к объективной экологической ситуации в ЯНАО, зафиксированный через субъективные ощущения незащищенности от экологической угрозы, является одним из ключевых параметров социального самочувствия жителей этого региона. Сделан вывод об относительно низком уровне ощущения экологической угрозы в выборке жителей округа по сравнению с выборкой жителей РФ в целом и о его снижении со временем при повышении реальных экологических рисков и угроз здоровью людей, связанных с неблагоприятной экологической обстановкой. Несоответствие субъективных представлений об экологических угрозах объективному росту экологической опасности определено как значимый социально-психологический фактор экологического риска. Показано, как можно повысить социально-психологическую осознанность экологических проблем на практике.
Инновационный фактор в развитии российских регионов
В статье предложен подход к измерению и оценке инновационного фактора на макро- и региональном уровне, свободный от использования общепринятых «инновационных» индикаторов. Инновационная деятельность рассматривается как сила, способная притормозить или даже преодолеть объективную тенденцию к росту удельных инвестиций при переходе к более высокому технологическому уровню производства. Влияние инновационного фактора оценивается исключительно в связи с соотношением инвестиционных усилий и обусловленных ими показателей экономической динамики, роста производительности труда. С использованием конкретной методики приведены оценки интенсивности инновационной деятельности в сфере инвестиций применительно к российским регионам за периоды 2005-2007 гг. и 2008-2013 гг. Показаны заметные расхождения в составе регионов-лидеров относительно приводимого в некоторых публикациях. Оказалось, что важные характеристики экономического развития регионов-лидеров, идентифицированных с помощью предложенной методики, выглядят заметно предпочтительнее характеристик «инновационных» лидеров, выделенных с использованием традиционных ранго-рейтинговых подходов. Применительно к сибирским регионам отмечена серьезная поляризация показателей интенсивности инновационной деятельности. Регионов со срединными показателями фактически нет.
Магистральный трубопровод «Сила Сибири»: основные положения крупномасштабного проекта
В статье показано, что реализация крупномасштабного проекта, включающего сооружение трансграничного газопровода «Сила Сибири», освоение месторождений газа Сибирской платформы, строительство газоперерабатывающего завода и гелиевого комплекса, окажет позитивное влияние на экономическое развитие регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока и повысит их инвестиционную привлекательность. Важным социальным результатом реализации проекта «Сила Сибири» станет увеличение занятости на предприятиях по производству оборудования и комплектующих частей для газовой промышленности, в организациях строительного комплекса и др. Трасса газопровода «Сила Сибири» выбрана так, что позволит газифицировать максимально возможное количество населенных пунктов. Газификация домохозяйств и предприятий регионов улучшит качество жизни населения, экологическую обстановку, позволит организовать ряд новых высокоэффективных производств и отраслей промышленности, повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.
Влияние газопровода "Сила Сибири" на развитие прилегающих территорий Иркутской области
В статье излагаются результаты исследования воздействия газопровода «Сила Сибири» на экономическое развитие районов Иркутской области, по которым пройдет трасса. Установлено, что подключение Ковык-тинского газоконденсатного месторождения к трансграничному газопроводу «Сила Сибири» не оказывает существенного влияния на социально-экономическое развитие области. Газификация населенных пунктов реальна только в районе добычи газа, новых значимых элементов инфраструктуры проект магистрального газопровода не предусматривает, рост бюджетных поступлений снижается федеральными льготами. Альтернативой ведомственному подходу является дополнение данного проекта строительством регионального трубопровода с подачей газа на юго-восток области, что даст толчок развитию газопереработки в составе сложившегося нефтехимического комплекса на новой технологической базе, а также общей перестройке промышленности на основе газификации.
Конкурс стратегий как экспертная процедура
Разнообразие точек зрения на вклад малого, среднего и крупного бизнеса в инновационное развитие России и подходов к исследованию этой проблемы свидетельствует о том, что данная область продолжает оставаться дискуссионным полем. В статье показаны причины того, почему малые и средние компании вносят незначительный вклад в инновационное развитие. На материалах опроса руководителей предприятий Новосибирской области выявлено, что для большинства предприятий характерна консервативная модель поведения. В новых экономических реалиях их инновационные цели по-прежнему связаны с обновлением и расширением производственных мощностей. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как основы для разработки принципиально новой конкурентоспособной продукции заявлено в качестве приоритета только небольшим количеством обследованных компаний. Среди широкого спектра мер государственной поддержки предпринимательства, направленных на снижение институциональных и структурных барьеров, наибольшее значение для малых и средних компаний имеют финансовые инструменты. Помощь в развитии кооперационных связей и сетевых взаимодействий пока не осознана в качестве приоритетной.
Малый и средний бизнес: инновационные приоритеты и проблемы развития
Разнообразие точек зрения на вклад малого, среднего и крупного бизнеса в инновационное развитие России и подходов к исследованию этой проблемы свидетельствует о том, что данная область продолжает оставаться дискуссионным полем. В статье показаны причины того, почему малые и средние компании вносят незначительный вклад в инновационное развитие. На материалах опроса руководителей предприятий Новосибирской области выявлено, что для большинства предприятий характерна консервативная модель поведения. В новых экономических реалиях их инновационные цели по-прежнему связаны с обновлением и расширением производственных мощностей. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как основы для разработки принципиально новой конкурентоспособной продукции заявлено в качестве приоритета только небольшим количеством обследованных компаний. Среди широкого спектра мер государственной поддержки предпринимательства, направленных на снижение институциональных и структурных барьеров, наибольшее значение для малых и средних компаний имеют финансовые инструменты. Помощь в развитии кооперационных связей и сетевых взаимодействий пока не осознана в качестве приоритетной.
Приоритеты развития нефтегазового комплекса Казахстана
В статье обоснованы направления роста доли перерабатывающего сектора Казахстана в общей структуре промышленного производства и выпуска товарной продукции с высокой добавленной стоимостью. Такой вектор развития приведет к сбалансированности в использовании углеводородных ресурсов, что позволит определить конкретные потребности в исходном сырье нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, объемы экспортных поставок. Решение проблемы сбалансированности объемов добычи, экспорта и переработки углеводородного сырья с учетом его качественных параметров сыграет положительную роль в изменении структуры промышленного производства в сторону увеличения доли перерабатывающего сектора.
Опыт Болгарии в формировании кластерной политики
В статье на примере мирового опыта активизации инновационной среды в экономике исследованы проблемы и возможности формирования кластеров. На основе сравнения региональной политики, проводимой после 2006 г. в Европейском союзе и Болгарии, раскрыта особенность кластерного подхода в Болгарии в контексте европейской политики по поддержке развития кластеров. Сделан акцент на приоритетах, определенных в Национальной стратегии развития Болгарии. Показана роль государства и местных органов власти в формировании и реализации кластерной политики. Рассмотрены услуги, предоставляемые по линии косвенных нефинансовых инструментов для поддержки развития кластеров в ЕС и по линии финансовой поддержки кластерных инициатив в Болгарии. На примере конкретного региона - муниципального образования Севлиево показан опыт реализации кластерного подхода в Болгарии.
Образовательный уровень коренных народов Канады
В статье показаны причины низкого уровня образования у коренных народов Канады по сравнению с пришлым населением. Изучены тенденции в изменениях уровня образования внутри коренных сообществ и сопоставлены показатели образовательной деятельности представителей коренного и некоренного населения Канады в средних школах и учреждениях по-слешкольного образования. Показано, что уровень образования у коренных жителей Канады повышается: в период с 1996 по 2011 г. уровень после-школьного образования увеличился на 86%. Эта тенденция наблюдается у метисов, индейцев, живущих вне резерваций, и нестатусных индейцев. Обоснованы направления региональной политики по развитию наметившихся трендов в области образования у коренных народов Канады.