Содержание журнала №2 от 2016

Ранжирование субъектов Российской Федерации по потенциалу и темпам социально-экономического развития

В статье оцениваются причины, тенденции и перспективы социаль­но-экономической дифференциации субъектов Федерации, в том числе с позиции готовности их экономик к переходу на путь инновационного развития. Анализируются актуальные задачи политики регионального развития, приводится современное понимание приоритетов в преодоле­нии межрегиональной экономической дифференциации. Дается обосно­вание путей интеграции федеральной инновационной политики и полити­ки регионального развития. С этой целью выделяются группы регионов, объединенные общим уровнем социально-экономического развития, но также характеризуемые специфическими чертами имеющегося у них ин­вестиционного, инновационного и социального потенциала. Выявлена за­висимость темпов роста экономики региона от показателей развития его инвестиционного, инновационного и социального потенциала. Сделан вывод, что только гибкие подходы в региональной политике федерально­го центра, учитывающие специфику потенциалов различных групп регио­нов, позволят преодолеть межрегиональную экономическую дифферен­циацию, в том числе и по показателям инновационного развития.

Бахтизин А. Р. cgemodel@yandeх.ru

Бухвальд Е. М. buchvald@mail.ru

Кольчугина А. В. vostokza@mail.ru

Ключевые слова: субъекты Федерации экономическая дифференциация регионов региональная политика

Тенденции концентрации экономической активности и неравномерность пространственного развития России

С использованием количественных методов и качественного анализа исследуется пространственное распределение экономической активнос­ти в России. Характеристики эволюции распределения экономической активности получены с помощью подхода, основанного на анализе мар­ковских цепей и индексов мобильности. Исследование показало, что в со­временной российской экономике продолжаются процессы простран­ственной концентрации производства. Наряду с сохранением и усилени­ем позиций уже существующих центров формируется ряд новых, одно­временно несколько ослабевает роль прежних центров ресурсной специа­лизации. Анализ эволюции распределения продемонстрировал наличие ак­тивной «ловушки бедности», «ловушки богатства» и тенденцию к фор­мированию «срединной» группы регионов по уровню экономической ак­тивности. Финальное распределение регионов по уровню экономической активности, достижимое при сохранении тенденций исследуемого пери­ода, показывает формирование достаточно обширного полюса относи­тельной бедности и полюса богатства, концентрирующего значитель­ную долю производства добавленной стоимости. Формирующаяся группа регионов со средним уровнем развития относительно немногочисленна. В таких условиях региональная политика, направленная на стимулирова­ние развитых регионов, только усиливает происходящие процессы поля­ризации. Более адекватной представляется политика, направленная на сглаживание неравномерного территориального развития во избежание чрезмерного углубления межрегиональных различий и неравенства.

Буфетова А. Н. anb@ieie.nsc.ru

Приоритеты пространственного развития Томской области

В статье представлена методика экономического районирования ре­гиона, примененная для Томской области. Основой для районирования слу­жит концепция пропульсивных отраслей, полюсов и осей роста. Показано, что развитие Томской области отличается крайней неоднородностью. Выделено три экономических пояса в зависимости от плотности эконо­мической деятельности, специализации и удаленности от Томска. Опре­делены приоритеты развития различных частей Томской области до 2030 г. Основным пространственным приоритетом обозначена Томская агломерация как центр научных исследований и высокотехнологичной промышленности. Приведены сценарии пространственного развития в зависимости от реализации крупных инфраструктурных проектов.

Земцов С. П. spzemtsov@gmail.com

Климанов В. В. vvk@irof.ru

Бугаева Е. А. bugaevaea@tomsk.gov.ru

Система управления Программой реиндустриализации экономики Новосибирской области

В статье обосновывается система управления Программой реин-дустриализации экономики Новосибирской области, базирующаяся на учете институциональных условий и экономической ситуации в регионе. Аргументировано, что успешность реализации программы определяется возможностями консолидации усилий заинтересованных сторон, поэто­му необходимо учитывать интересы, мотивацию и уровень доверия всех ее участников. Показано, что обязательными условиями являются яс­ность и прозрачность системы управления программой и процедур при­нятия решений. Предложена схема управления программой, разработан механизм ее реализации. Показано, что для осуществления программы необходимо совершенствовать систему выработки приоритетов под­держки, упростить процедуры и обеспечить максимальную доступ­ность локальных ресурсов для развития бизнеса, расширить возможнос­ти использования государственной собственности и системы государ­ственных закупок для стимулирования спроса на продукцию компаний Новосибирской области.

Кравченко Н. А. nkrav@ieie.nsc.ru

Клисторин В. И. klistorin@mail.ru

Ждан Г. В. gvzhdan@ieie.nsc.ru

Аверкин П. А. paverkin@ieie.nsc.ru

Взаимосвязь показателей этнического разнообразия и производительности экономики российских регионов

В статье рассматриваются показатели производительности эко­номики российских регионов и их ассоциация с гетерогенностью населе­ния по этнолингвистической принадлежности, по стране и региону про­исхождения. Методологической базой исследования послужили нео­классическая теория экономического роста и новая экономическая гео­графия. В исследовании дана оценка производительности труда, фон­доотдачи и совокупной факторной производительности регионов на основе макроэкономического подхода. В качестве инструментария ис­пользовались многомерные статистические методы, эконометрические модели панельных данных, в том числе с пространственными эф­фектами. Результаты исследования показали, что производитель­ность труда и совокупная факторная производительность положи­тельно ассоциированы с гетерогенностью населения по стране и регио­ну происхождения. Этот эффект является устойчивым для регионов с более высокой плотностью населения. Также показано, что регионы, которые развивают сферу НИОКР, наращивают человеческий капитал и притягивают миграционные потоки, являются, в свою очередь, ис­точниками роста совокупной факторной производительности сосед­них регионов. Областью применения полученных результатов является региональная экономическая политика.

Несена М. В. mnesena@leontief.ru

Разумовский В. М. dept.krep@unecon.ru

Новые возможности регионального развития: от социальной напряженности к социальному сотрудничеству

Представлены результаты мониторингового исследования социаль­ного самочувствия жителей г. Красноярска. Показана уникальная ситуа­ция 2014 г., когда несмотря на рост социальной напряженности и соци­альной тревожности, начал снижаться уровень протестной активнос­ти. Рассмотрены условия, способствующие формированию такого соци­ального феномена. Определены источники роста доверия к основным по­литическим и социальным институтам. Дана характеристика возмож­ностей сотрудничества населения и власти. Зафиксирован значитель­ный рост конформистских настроений. Отмечаются кратковремен­ность такого «социального мира» и неизбежность перехода к другому характеру социальных отношений, если не возникнут новые стратегии регионального развития.

Вавилина Н. Д. nsu@vponsi.ru

Котов Д. А. kotov-da@yandex.ru

Антропогенное воздействие в циркумполярной зоне: проблема восприятия

В статье на примере Ямало-Ненецкого автономного округа анализи­руются социально-экономические аспекты проблем экологии человека в циркумполярной зоне на основе данных об экологических проблемах и экологически обусловленных заболеваниях и данных о субъективных представлениях людей об их экологической незащищенности. Выявлено, что уровень восприимчивости людей к объективной экологической ситуа­ции в ЯНАО, зафиксированный через субъективные ощущения незащи­щенности от экологической угрозы, является одним из ключевых пара­метров социального самочувствия жителей этого региона. Сделан вывод об относительно низком уровне ощущения экологической угрозы в выбор­ке жителей округа по сравнению с выборкой жителей РФ в целом и о его снижении со временем при повышении реальных экологических рисков и угроз здоровью людей, связанных с неблагоприятной экологической об­становкой. Несоответствие субъективных представлений об экологи­ческих угрозах объективному росту экологической опасности определено как значимый социально-психологический фактор экологического риска. Показано, как можно повысить социально-психологическую осознан­ность экологических проблем на практике.

Ромашкина Г. Ф. g.f.romashkina@utmn.ru

Вылегжанина А. О. a.o.vylegzhanina@utmn.ru

Инновационный фактор в развитии российских регионов

В статье предложен подход к измерению и оценке инновационного фактора на макро- и региональном уровне, свободный от использования общепринятых «инновационных» индикаторов. Инновационная деятель­ность рассматривается как сила, способная притормозить или даже преодолеть объективную тенденцию к росту удельных инвестиций при переходе к более высокому технологическому уровню производства. Влия­ние инновационного фактора оценивается исключительно в связи с соот­ношением инвестиционных усилий и обусловленных ими показателей эко­номической динамики, роста производительности труда. С использованием конкретной методики приведены оценки интенсивности инновационной деятельности в сфере инвестиций применительно к российским ре­гионам за периоды 2005-2007 гг. и 2008-2013 гг. Показаны заметные рас­хождения в составе регионов-лидеров относительно приводимого в неко­торых публикациях. Оказалось, что важные характеристики экономи­ческого развития регионов-лидеров, идентифицированных с помощью предложенной методики, выглядят заметно предпочтительнее харак­теристик «инновационных» лидеров, выделенных с использованием тра­диционных ранго-рейтинговых подходов. Применительно к сибирским ре­гионам отмечена серьезная поляризация показателей интенсивности ин­новационной деятельности. Регионов со срединными показателями фактически нет.

Лавровский Б. Л. torroo@gmail.com

Лузин Р. С. luzinrs@gmail.com

Мурзов И. А. murzov@bk.ru

Магистральный трубопровод «Сила Сибири»: основные положения крупномасштабного проекта

В статье показано, что реализация крупномасштабного проекта, включающего сооружение трансграничного газопровода «Сила Сибири», освоение месторождений газа Сибирской платформы, строительство газоперерабатывающего завода и гелиевого комплекса, окажет позитив­ное влияние на экономическое развитие регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока и повысит их инвестиционную привлекательность. Важным социальным результатом реализации проекта «Сила Сибири» станет увеличение занятости на предприятиях по производству обору­дования и комплектующих частей для газовой промышленности, в орга­низациях строительного комплекса и др. Трасса газопровода «Сила Сиби­ри» выбрана так, что позволит газифицировать максимально возмож­ное количество населенных пунктов. Газификация домохозяйств и пред­приятий регионов улучшит качество жизни населения, экологическую об­становку, позволит организовать ряд новых высокоэффективных произ­водств и отраслей промышленности, повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Кин А. А. kin_a@ieie.nsc.ru

Влияние газопровода "Сила Сибири" на развитие прилегающих территорий Иркутской области

В статье излагаются результаты исследования воздействия газопро­вода «Сила Сибири» на экономическое развитие районов Иркутской облас­ти, по которым пройдет трасса. Установлено, что подключение Ковык-тинского газоконденсатного месторождения к трансграничному газопро­воду «Сила Сибири» не оказывает существенного влияния на социально-эко­номическое развитие области. Газификация населенных пунктов реальна только в районе добычи газа, новых значимых элементов инфраструктуры проект магистрального газопровода не предусматривает, рост бюджет­ных поступлений снижается федеральными льготами. Альтернативой ве­домственному подходу является дополнение данного проекта строитель­ством регионального трубопровода с подачей газа на юго-восток области, что даст толчок развитию газопереработки в составе сложившегося нефтехимического комплекса на новой технологической базе, а также об­щей перестройке промышленности на основе газификации.

Сысоева Н. М. syssoeva@oresp.irk.ru

Кузнецова А. Н. an@isc.irk.ru

Конкурс стратегий как экспертная процедура

Разнообразие точек зрения на вклад малого, среднего и крупного бизнеса в инновационное развитие России и подходов к исследованию этой проблемы свидетельствует о том, что данная область продол­жает оставаться дискуссионным полем. В статье показаны причи­ны того, почему малые и средние компании вносят незначительный вклад в инновационное развитие. На материалах опроса руководителей предприятий Новосибирской области выявлено, что для большинст­ва предприятий характерна консервативная модель поведения. В новых экономических реалиях их инновационные цели по-прежнему связаны с обновлением и расширением производственных мощностей. Проведе­ние научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как основы для разработки принципиально новой конкурентоспособной про­дукции заявлено в качестве приоритета только небольшим количест­вом обследованных компаний. Среди широкого спектра мер государ­ственной поддержки предпринимательства, направленных на сниже­ние институциональных и структурных барьеров, наибольшее значение для малых и средних компаний имеют финансовые инструменты. По­мощь в развитии кооперационных связей и сетевых взаимодействий пока не осознана в качестве приоритетной.

Прибышин Т. К. pribyshin@leontief.ru

Жихаревич Б. С. zhikh@leontief.ru

Малый и средний бизнес: инновационные приоритеты и проблемы развития

Разнообразие точек зрения на вклад малого, среднего и крупного бизнеса в инновационное развитие России и подходов к исследованию этой проблемы свидетельствует о том, что данная область продол­жает оставаться дискуссионным полем. В статье показаны причи­ны того, почему малые и средние компании вносят незначительный вклад в инновационное развитие. На материалах опроса руководителей предприятий Новосибирской области выявлено, что для большинст­ва предприятий характерна консервативная модель поведения. В новых экономических реалиях их инновационные цели по-прежнему связаны с обновлением и расширением производственных мощностей. Проведе­ние научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ как основы для разработки принципиально новой конкурентоспособной про­дукции заявлено в качестве приоритета только небольшим количест­вом обследованных компаний. Среди широкого спектра мер государ­ственной поддержки предпринимательства, направленных на сниже­ние институциональных и структурных барьеров, наибольшее значение для малых и средних компаний имеют финансовые инструменты. По­мощь в развитии кооперационных связей и сетевых взаимодействий пока не осознана в качестве приоритетной.

Кузнецова С. А. ksa@ieie.nsc.ru

Приоритеты развития нефтегазового комплекса Казахстана

В статье обоснованы направления роста доли перерабатываю­щего сектора Казахстана в общей структуре промышленного произ­водства и выпуска товарной продукции с высокой добавленной стои­мостью. Такой вектор развития приведет к сбалансированности в ис­пользовании углеводородных ресурсов, что позволит определить кон­кретные потребности в исходном сырье нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, объемы экспортных поставок. Реше­ние проблемы сбалансированности объемов добычи, экспорта и пере­работки углеводородного сырья с учетом его качественных парамет­ров сыграет положительную роль в изменении структуры промыш­ленного производства в сторону увеличения доли перерабатывающе­го сектора.

Егоров О. И. olivegorov@mail.ru

Опыт Болгарии в формировании кластерной политики

В статье на примере мирового опыта активизации инновационной среды в экономике исследованы проблемы и возможности формирова­ния кластеров. На основе сравнения региональной политики, проводи­мой после 2006 г. в Европейском союзе и Болгарии, раскрыта особен­ность кластерного подхода в Болгарии в контексте европейской поли­тики по поддержке развития кластеров. Сделан акцент на приорите­тах, определенных в Национальной стратегии развития Болгарии. По­казана роль государства и местных органов власти в формировании и реализации кластерной политики. Рассмотрены услуги, предоставля­емые по линии косвенных нефинансовых инструментов для поддержки развития кластеров в ЕС и по линии финансовой поддержки кластерных инициатив в Болгарии. На примере конкретного региона - муниципаль­ного образования Севлиево показан опыт реализации кластерного под­хода в Болгарии.

Тонкова С. tonkova@unwe.bg

Бурматова О. П. burma@ngs.ru

Образовательный уровень коренных народов Канады

В статье показаны причины низкого уровня образования у коренных народов Канады по сравнению с пришлым населением. Изучены тенденции в изменениях уровня образования внутри коренных сообществ и сопостав­лены показатели образовательной деятельности представителей корен­ного и некоренного населения Канады в средних школах и учреждениях по-слешкольного образования. Показано, что уровень образования у коренных жителей Канады повышается: в период с 1996 по 2011 г. уровень после-школьного образования увеличился на 86%. Эта тенденция наблюдается у метисов, индейцев, живущих вне резерваций, и нестатусных индейцев. Обоснованы направления региональной политики по развитию наметив­шихся трендов в области образования у коренных народов Канады.

Уайт Дж. white@uwo.ca

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png