Содержание журнала №3 от 2025

Государственная политика «удержания населения» на особо значимых территориях

В 2024 г. главой Минвостокразвития было заявлено: «...Главным вы­зовом в развитии Дальнего Востока и Арктики является удержание населения» (https://roscongress.org/materials/aleksey-chekunkov-v-novoy-globalnoy-sisteme-koordinat-rol-dalnego-vostoka-budet-vozrastat/). Словосо­четание «удержание населения» вошло в словарь политиков и публи­цистов и стало обозначать не запрещение перемещаться на новое место жительства, а, во-первых, различные способы, стимулирования мест­ного населения оставаться для проживания и работы в своем регионе и, во-вторых, преференции для тех, кто решит переехать для работы и жительства на особо значимые для государства территории. В статье приведены примеры таких территорий в дореволюционной России, в СССР и в Российской Федерации, легитимности их статуса и префе­ренциальных режимов. Последовательно анализируются причины созда­ния двух огромных мегарегионов особого государственного значения - Дальнего Востока и Российской Арктики, амбициозные планы развития которых требуют дополнительных трудовых ресурсов. Рассматрива­ются перечень и достаточность применяемых мер «удержания насе­ления», объективные трудности реализации государственной кадровой политики и возможные пути их преодоления.

Лексин В. Н. leksinvn@yandex.ru

Энергетическая самодостаточность российских регионов и ее влияние на устойчивое развитие

Повышение энергетической эффективности субъектов Российской Федерации в контексте их устойчивого развития всецело соответст­вует глобальной «зеленой повестке», а в силу принятых отечественных нормативно-правовых документов представляет собой государствен­ную задачу. На устойчивое развитие оказывают влияние множество условий и факторов, к числу которых следует отнести и обеспеченность регионов собственными энергетическими ресурсами. Энергетическая са­модостаточность в общеэнергетическом смысле подразумевает само­достаточность регионов не только с позиции электроэнергии, но и с по­зиции других топливно-энергетических ресурсов (уголь, газ, нефть и др.). Однако в статье основное внимание уделяется проблеме электроэнер­гетической самодостаточности регионов. Целью статьи является по­строение типологических групп регионов в зависимости от степени влияния на их устойчивое развитие таких показателей, как энерго­обеспеченность региона и доля энергетических потерь в электросетях.
Исследование охватывает 85 субъектов РФ по данным за 2022 г. и строится по разработанной автором методике, предусматривающей сначала оценку регионов страны по анализируемым показателям, а затем их типологизацию. В результате количественно-качественные парамет­ры позволили сформировать четыре группы регионов, различающиеся между собой характеристиками устойчивого развития. В целях повы­шения уровня устойчивого развития и энергоэффективности регионов в отношении каждой выделенной группы органами власти должны при­ниматься не типичные, а типологические решения, учитывающие влия­ние энергетической самодостаточности региона и энергопотерь на валовой региональный продукт и валовой региональный продукт на душу населения.
Проведенное исследование в теоретическом плане вносит вклад в ре­шение научно-практической задачи по нивелированию энергетических дисбалансов в региональных моделях производства-потребления элект­роэнергии. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть востребованы региональными ор­ганами власти при осуществлении ими энергетической политики в ре­гионе, а предложенные инструменты и механизмы могут быть непо­средственно использованы в их практической деятельности.

Белов В. И. v.i.belov@bk.ru

Межрегиональные связи в экономике Кемеровской области: подход к исследованию и предварительная оценка

Сегодня Россия, адаптируясь к стратегическим вызовам, которые связаны прежде всего с изменением мирового порядка, создает свою модель суверенной национальной экономики. Одним из важных об­стоятельств достижения поставленной цели является развитие меж­регионального взаимодействия внутри страны в качестве инструмента реализации потенциала ее территорий.
В статье на примере Кемеровской области - Кузбасса исследуется проблема структурно-технологической близости (СТБ)регионов как зна­чимого фактора активизации экономических связей между субъектами РФ. Апробирован методический инструментарий для оценки СТБ ре­гионов. Для ее измерения использованы официальные данные Росстата за 2022 г. По итогам расчетов определены субъекты РФ с сильными на текущий момент позициями для развития сотрудничества с Кузбассом. Они представляют основные макрорегионы страны. В рамках возмож­ного партнерства с участниками этой группы территорий Кемеровская область способна выступать и поставщиком, и получателем не только капитала, но также знаний и технологий. Последнее особенно важно в ситуации реформирования ресурсной (сырьевой) модели функциони­рования Кузбасса.
Полученные результаты могут быть использованы для актуализа­ции документов стратегического планирования Кемеровской области, для разработки программ и проектов, направленных на усиление про­цессов ее интеграции и кооперации с другими российскими регионами через развитие каналов обмена интеллектуальными ресурсами и капиталом.

Фридман Ю. А. yurifridman@mail.ru

Речко Г. Н. rgn.kem@mail.ru

Логинова Е. Ю. katrin.2007@mail.ru

Личныи брендинг как фактор обеспечения конкурентоспособости в креативных индустриях региональной экономики: эмпирическое исследование

В статье рассматриваются факторы конкурентоспособности креативных индустрий в российских регионах с акцентом на роли лич­ного брендинга как инструмента продвижения и самореализации пред­ставителей креативного класса. Предмет исследования охватывает практики создания и продвижения личных брендов в условиях цифровой среды и высокой информационной насыщенности. Цель работы - выя­вить ключевые стратегии формирования личного бренда в креативном секторе и оценить их эффективность для повышения конкурентоспо­собности профессионалов и регионов в целом. Анализируется гипотеза, что успешное развитие креативной экономики требует не только государственной поддержки, но и действия естественных рыночных механизмов, включая конкуренцию, сетевое взаимодействие и персональ­ные бренды.
Исследование проводилось методом опроса 384 представителей креативных индустрий Красноярского края (февраль-апрель 2024 г.), выборка формировалась по технологии river-sample. Респонденты пред­ставляли такие сферы, как арт-индустрия, дизайн, музыка, театр, кино, образование, медиа и другие согласно классификации ЮНЕСКО и Кон­цепции развития креативных индустрий в России. Результаты показали, что 42,6% участников целенаправленно работают над своим личным брендом, еще 36,4% планируют это делать. Основными признаками лич­ного бренда респонденты считают позиционирование и известность. Наиболее популярным инструментом продвижения стали социальные сети (27,8%), поскольку они соответствуют логике экономики внима­ния. Более трети опрошенных отметили ощутимый эффект от брендинга: приглашения в проекты, появление новых клиентов, рекомендации в качестве профессионалов и нетворкинг.
Область применения полученных результатов - совершенствование государственной политики поддержки креативных индустрий, разви­тие методологической базы исследования личного брендинга и повыше­ние эффективности профессиональной деятельности в творческой сфере. Статья демонстрирует, что личный бренд является важным ресурсом конкурентоспособности в креативной экономике и требует дальнейшего изучения и системной поддержки.

Погоревич А. В. Savina1979@mail.ru

Новиков А. В. avnov59@yandex.ru

Позиционирование российских регионов в контексте сбалансированности научного и технологического развития

Перспективы научно-технологического и инновационного развития на уровне отдельных территорий зависят от множества региональных характеристик, в том числе от величины и сбалансированности накоп­ленных научного и технологического потенциалов. Предлагаемый подход к оценке такой сбалансированности опирается на идеи об инноваци­онной и абсорбционной способностях, аккумулированных на определен­ной территории. В рамках данного исследования предложены типология и позиционирование субъектов РФ на основе сопоставления выделенных характеристик. В качестве индикатора инновационной способности ис­пользуется доля численности занятых в исследованиях и разработках в общей численности рабочей силы в регионе. Абсорбционную способ­ность отражает коэффициент локализации высокотехнологичного биз­неса. Для 2016 и 2022 гг. определены регионы, занимающие лидирующие позиции, и регионы-последователи. В качестве эмпирической основы ис­пользованы данные Росстата и базы СПАРК-Интерфакс.
По показателям, описывающим состояние экономики региона, его исследовательский и технологический потенциалы, кадры и цифровые технологии, а также качество институтов в области инновационной политики, были выполнены факторный анализ и кластерный анализ, вы­делены группы схожих территорий. Выявлены характеристики, кото­рые влияют на уровни инновационной и абсорбционной способностей на региональном уровне, содействуют их сбалансированному сочета­нию, обеспечивающему социально-экономический рост и технологичес­кую независимость. К ним относятся значительные затраты на исследования и разработки, высокий уровень развития цифровых технологий, продвинутая инновационная политика. Структура экономики должна быть относительно сбалансированной, обеспечивать внешнюю среду, благоприятную для освоения новых технологий и выпуска инновацион­ных товаров.

Кравченко Н. А. nkrav@ieie.nsc.ru

Юсупова А. Т. yusupova@ieie.nsc.ru

Халимова С. Р. sophiakh@academ.org

Проблема абортов в контексте демографической безопасности России

В статье на длинных временных интервалах представлен переход, который произошел в России еще в советский период, от расширенного режима воспроизводства населения к суженному, с неизбежностью при­водящий к депопуляции сначала в латентной, а потом и в открытой форме. Показано, что широко распространенная практика абортов, длительное время весьма существенно уменьшавшая количество ново­рожденных, стала важнейшим фактором, обусловливающим общую тенденцию падения суммарного коэффициента рождаемости ниже по­рогового уровня простого воспроизводства. В начале 1960-х годов наблю­дался стремительный рост числа искусственных прерываний беремен­ности, сопровождавшийся снижением рождаемости. Рекордное коли­чество абортов, зафиксированное в 1965 г., по времени в точности совпало с началом латентной фазы депопуляции в России. В постсо­ветский период, несмотря на сокращение числа абортов в разы как в аб­солютных, так и в относительных показателях, их количество все еще остается большим. Это существенно влияет на снижение рождае­мости, хотя в последние годы официальная статистика утверждает, что на каждые два рождения приходится теперь менее одного аборта.
В статье кратко описана более чем столетняя история легализации абортов в России. Раскрывается их чрезвычайно важная роль в сокра­щении рождаемости и депопуляции в нашей стране. Длительное и ши­рокое распространение абортивных практик, отражающее нежелание деторождения, систематически подрывало демографический потен­циал России и наносило огромный ущерб демографической безопасности сразу по нескольким важнейшим направлениям на протяжении многих десятилетий.
В работе представлена динамика количества абортов на 100 родов по федеральным округам в постсоветский период, показана дифферен­циация по этому показателю на уровне субъектов Федерации. Наихуд­шие результаты стабильно демонстрируют восточные территории: Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. В по­следние годы именно Сибирский федеральный округ находился на первом месте в стране по числу абортов на 100 родов. Среди сибирских регионов особо выделяется Новосибирская область, которая в течение многих лет первенствовала в округе по этому показателю.
Сделан вывод, что профилактика и минимизация числа абортов при проведении продуманной и взвешенной демографической и социально-эко­номической политики, ориентированной на укрепление семьи как опоры общества и улучшение ее материального положения, могли бы стать резервом для повышения рождаемости, особенно значимым в условиях длительного сокращения численности репродуктивных контингентов женщин.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использо­ваны органами федеральной и региональной власти для принятия управ­ленческих решений, направленных на профилактику и уменьшение числа абортов, а также при разработке новых мер демографической политики и совершенствовании стратегий социально-экономического развития с целью создания в обществе моральных и материальных условий, благо­приятных для рождения и воспитания детей.

Чудаева О. В. soboleva@ieie.nsc.ru

Смирнова Н. Е. soboleva@ieie.nsc.ru

Оценка уровня жизни работающего населения на основе ичр-подхода в регионах Приволжского федерального округа

В настоящее время оценка уровня жизни работающих слоев насе­ления имеет особую актуальность. Цель исследования - адаптация тра­диционной методики ИЧР-подхода к оценке уровня жизни работающего населения в регионах Приволжского федерального округа. Предлагаемая авторами методика расчета показателя индекса человеческого разви­тия (ИЧР) работающего населения, названного «ИЧР-труд», включает следующие компоненты: 1) субиндекс медианной заработной платы, со­отнесенной со стоимостью фиксированного набора потребительских товаров и услуг (индекс покупательной способности заработной пла­ты); 2) субиндекс жизнеспособности населения трудоспособного воз­раста; 3) субиндекс образования, построенный на основе численности студентов средних специальных и высших учебных заведений в расчете на 10 тыс. чел. населения.
На основе проведенных расчетов нового показателя ИЧР-труд по данным за 2013, 2015, 2017, 2019 и 2021 гг. разработан рейтинг регионов Российской Федерации, согласно которому Республика Башкортостан в 2021 г. опустилась на две позиции по сравнению с 2013 г., заняв 35-е место. В статье также приводятся сравнения ИЧР-труд с ИЧР-регион в целом и по их компонентам. В 2021 г. значение ИЧР-труд в Республи­ке Башкортостан составило 0,375, в том числе субиндекс покупатель­ной способности медианной заработной платы - 0,359, субиндекс жиз­неспособности - 0,311, субиндекс образования - 0,454.
Ценность полученных результатов состоит в дополнении методики оценки уровня жизни работающего населения на основе ИЧР-подхода. Данную методику оценки уровня жизни работающего населения на осно­ве интегрального показателя предлагается использовать для разработ­ки рекомендаций по повышению уровня жизни работающего населения в регионах Российской Федерации.

Каримов А. Г. karaigal@gmail.com

Кадыров С. Х. kadyrovsh@isi-rb.ru

Кабашова Е. В.

Оценка влияния факторов на пространственное распределение миграционных потоков в регионе

В статье на примере Свердловской области рассматриваются соци­ально-экономические факторы миграции населения в муниципальных об­разованиях. Исследование основано на анализе концентрации простран­ственного распределения миграционных потоков с использованием сово­купности методов автокорреляционного и регрессионного моделиро­вания. Цель исследования состоит в определении значимых факторов, влияющих на миграционные потоки населения, с учетом пространст­венной взаимосвязи между муниципальными образованиями. Основные задачи анализа включают выявление и изучение статистически значи­мых показателей, влияющих на переселение людей. Миграционные по­токи оказывают заметное влияние на демографическую структуру насе­ления, а также на состояние местных и региональных рынков труда. За исследуемый период с 2010 по 2022 г. неравномерное распределение и повышенная концентрация мигрантов в крупных муниципальных обра­зованиях усиливали отток жителей с малонаселенных территорий. При­менение комплекса методов: оценки концентрации миграционных пото­ков, пространственной автокорреляции и пространственного регресси­онного анализа - позволяет в полной мере определить зоны концент­рации миграционных потоков и выявить факторы, влияющие на пере­селение в пределах Свердловской области, c дальнейшей целью исполь­зования результатов исследования для корректирования и планирования развития территории.

Наумов И. В. naumov.iv@uiec.ru

Бычкова А. А. bychkova.aa@uiec.ru

Положение коренных малочисленных народов на муниципальном рынке труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

С 2023 г., согласно постановлению Правительства РФ, Березовский и Белоярский районы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры являются районами Арктической зоны Российской Федерации. Именно в этих двух районах преимущественно проживают коренные малочис­ленные народы региона - ханты и манси. Цель статьи - проанализи­ровать положение коренных малочисленных народов на муниципальном рынке труда и выявить особенности их укорененности.
Гипотеза исследования: в арктических районах ХМАО представи­тели коренных малочисленных народов Севера (ханты и манси) демон­стрируют более низкий уровень занятости в сравнении с остальным населением региона, что указывает на их недостаточную интеграцию на муниципальном рынке труда и низкий уровень укорененности, связан­ные с отсутствием профессионального образования (у 65,2% хантов и манси) и недостаточной квалификацией.
Методология исследования связана со сравнением данных из откры­тых источников по обозначенной тематике. Она включает также фор­мулирование рекомендаций по улучшению ситуации на рынке труда в арктических районах ХМАО, например рекомендаций по разработке специальных образовательных программ, по развитию традиционных промыслов и др.
Проведенный анализ показал соответствие размещения трудовых ресурсов географическому размещению производств. В трех районах, наименее сбалансированных с точки зрения рынка труда (Березовском, Белоярском, Кондинском), проживают ханты и манси. Проанализированные данные за 2023 г. свидетельствует об ухудшении ситуации на му­ниципальном рынке труда для хантов и манси и указывают на необхо­димость принятия новых мер.
 

Питухина М. А. maria.pitukhina@gmail.com

Белых А. Д. anastasiya.belykh098@gmail.com

Волох В. А. v.volokh@yandex.ru

Инструменты стимулирования регионального развития в России: оценка государственных служащих

Статья посвящена анализу эффективности мер государственной поддержки социально-экономического развития регионов России на осно­ве оценок, данных государственными служащими в субъектах РФ. Пред­метом исследования является восприятие региональными органами влас­ти различных инструментов федеральной поддержки. Цель работы - выявить проблемы, возникающие при реализации мер поддержки, и раз­работать предложения по их совершенствованию. Методологической основой исследования стали анализ и обобщение результатов опроса, проведенного Центром региональной политики РАНХиГС совместно с комиссией Государственного Совета РФ по направлению «Экономика и финансы» в сентябре-октябре 2024 г. Опрос охватил государственных служащих различных субъектов Российской Федерации.
Результаты анализа показали существенные различия в оценках эф­фективности мер поддержки в зависимости от группы регионов. Вы­явлены проблемные зоны, в частности низкие оценки получило кура­торство вице-премьеров по федеральным округам. Оценка высвобож­дения средств в рамках реструктуризации задолженности по бюджет­ным кредитам оказалась неоднозначной. Инструменты «инфраструк­турного меню» и преференциальные территории в целом получили поло­жительные отзывы.
Выводы исследования вносят вклад в понимание отношения регио­нальных органов власти к федеральной поддержке и определяют направ­ления для повышения ее эффективности. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования механизмов государственной поддержки регионального развития, для оптимизации распределения ре­сурсов и повышения эффективности реализации федеральных программ. Они представляют интерес для органов государственной власти, иссле­дователей региональной экономики и экспертов в области управления.

Климанов В. В. vvk@irof.ru

Некоторые общерегиональные экологические вызовы в современных условиях

В статье рассмотрены важнейшие современные экологические вы­зовы и обусловленные ими риски и угрозы с учетом как национальных и региональных, так и международных аспектов роста значимости эко­логической повестки. Выполнен анализ причинно-следственных связей между наличием опасностей, заключенных в том или ином вызове, и реальным ущербом, который может быть нанесен природной среде, условиям жизни и здоровью людей. Предложены возможные пути пре­дотвращения потенциальных рисков и угроз для эколого-экономического развития страны.
Среди выделенных вызовов акценты сделаны на вызовах, которые заключают в себе риски и угрозы, обусловленные факторами как гло­бального характера, так и связанными с особенностями формирования эколого-экономической политики в России и ее регионах. К их числу от­несены: происходящий в последние годы заметный рост значимости на внешних рынках требований к экологическим характеристикам продук­ции и технологий ее производства с учетом оценки образуемого угле­родного следа; тесное переплетение экологической проблематики с тех­нологическими и экономическими проблемами; изменение экологического регламента внутри страны в связи с наложенными на нее внешними санкциями и др.
Обосновано утверждение об экзистенциальном характере рассмот­ренных экологических вызовов. Сделан вывод, что существующая в Рос­сии институциональная среда, определяющая в том числе результатив­ность государственной экологической политики, требует трансформации при условии активной государственной поддержки в области ин­новационной деятельности, технологической суверенизации экономики на базе отечественных наилучших доступных технологий и других мер, в основе которых лежит социально-экономическая и экологическая мо­тивация, опирающаяся прежде всего на принципы экономической эффек­тивности и экологической справедливости. Высказанные предложения по совершенствованию механизма эколого-экономической политики мо­гут быть полезны при разработке инструментов регулирования эколо­гической сферы на всех уровнях управления.

Бурматова О. П. burma@ngs.ru

Болота отступают. Новые риски, новые возможности

В статье обсуждаются новые возможности и риски на южной границе тайги, где идет естественное осушение болот в результате потепления климата. Выделяя возникающие в этих условиях опасности, на первое место в связи с необходимостью принятия экстренных мер автор ставит высокую опасность возникновения пожаров. Отмеча­ется, что во всем мире прекратилось осушение болот и начинаются работы по их восстановлению. Рассматриваются сложности оценки вероятности пожаров, а также разработки технологий восстановления болот (повторного заболачивания).
Наряду с новыми опасностями автор описывает новые возмож­ности для экономики, появляющиеся в связи с процессами, происходя­щими на южной границе тайги. Среди таких возможностей рассмат­риваются новые направления использования торфа и более активное вовлечение в хозяйственный оборот дикорастущих растений болотной среды. Особое внимание уделяется проблеме повышения плодородия почвы на территориях, освобождающихся от болот и тайги. Рассмат­риваются также варианты изменения севооборотов и введения в них новых сельскохозяйственных культур.

Воронов Ю. П. wrn@online.nsk.su

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png