Содержание журнала №3 от 2021
Интегральный подход к исследованию межрегиональной дифференциации в России на основе уровней социально-экономического развития и развитости системы среднего образования
В статье представлен анализ исследований российских и зарубежных ученых, который показал актуальность проблемы социального неравенства на региональном уровне. Цель данного исследования состоит в разработке подхода к разделению регионов России на группы исходя из уровня социально-экономического развития и развитости образовательной системы, в научном обосновании значимости социального лифта применительно к общему среднему образованию не только на уровне отдельной одаренной личности, но и на уровне региона.
Проведено кабинетное исследование с применением адаптированной модели многомерного АВС-анализа. Интегральный параметр, предложенный авторами для измерения результативности функционирования системы общего образования, базируется на таких факторах, как итоги единого государственного экзамена, результативность региона во Всероссийской олимпиаде школьников и проектном конкурсе «Большие вызовы», а также наличие высокорейтинговых школ. Выделены три укрупненные группы, которые позволяют оценить возможности и потенциал вхождения в социальный лифт в отдельных регионах для развития одаренных личностей. Сформулированы рекомендации по повышению эффективности региональной политики в сфере образования для регионов, теряющих качественный человеческий капитал.
Результаты выполненного анализа можно использовать для формирования региональных программ по стратегическому развитию системы образования и социальных лифтов для одаренных личностей в условиях межрегионального неравенства. В дальнейшем возможно проведение исследований межстрановой мобильности одаренных личностей, а также количественный анализ миграционных потоков, связанных с выбором следующей ступени образования, и объема «реверса талантов».