Содержание журнала №3 от 2021

Комплекс методик и процедур анализа и прогнозирования развития восточных регионов РФ

В статье предложен подход к прогнозированию долгосрочных вари­антов социально-экономического развития восточных регионов РФ, на системной основе охватывающий этапы целеполагания, мобилизации ре­сурсов и выбора механизмов достижения поставленных целей. Автором разработана методика координации условий развития регионов разных иерархических уровней, в частности корректной трансляции на регионы ключевых макроэкономических параметров развития экономики страны. Предложена схема оценки влияния инвестиций на рост ВРП региона, страны и ее восточной зоны, основанная на анализе инвестиционного цикла «инвестиции - основные фонды - ВРП - инвестиции», движения возрастных слоев основных фондов и их фондоотдачи.
Обоснован максиминный критерий распределения ресурсов ВРП, ори­ентированный на сокращение разрыва между экономической эффектив­ностью региональных хозяйственных комплексов и развитием инфра­структуры, социальной сферы и увеличением доходов населения регио­нов. Разработаны алгоритмы совместного использования предложенных методик в комплексе имитационных региональных макромоделей. Пред­ложена трехэтапная схема проведения системных прогнозных расчетов, в которой этапы расчетов по типу «верх - низ» и «низ - верх» дополнены процедурами их взаимной конвергенции. Изучены особенности социаль­но-экономического положения восточных регионов РФ, выполнены экспе­риментальные расчеты развития регионов на период до 2035 г. в рамках умеренно оптимистического сценария относительно уровней роста клю­чевых параметров экономики (численности населения и его доходов, доли инвестиций в ВРП и др.) и проанализированы их результаты.

Суспицын С. А. susp@ieie.nsc.ru

Минимизация функции социальных потерь путем решения задачи поиска компромисса между целями экономической политики региона

В статье рассматривается проблема минимизации социальных по­терь, связанных с невозможностью достижения всех поставленных це­лей в условиях ограниченности числа инструментов экономической поли­тики, которые могут быть реально использованы органами управления социально-экономической системой. Дана критика имеющихся к настоя­щему времени подходов к минимизации функции социальных потерь. При­веден пример применения инструментов экономической политики в Рос­сии в 2018-2019 гг. на национальном уровне, когда использование инстру­ментов монетарной политики Банком России, преследовавшее дости­жение лишь одной из целей - по инфляции, не было согласовано с дейст­виями Министерства финансов РФ, увеличившего НДС. С использова­нием модели AD-AS показано негативное воздействие данных решений на темпы экономического роста и темпы роста инвестиций, которые ока­зывают воздействие на экономический рост в долгосрочном плане. Об­суждаемая в статье проблема актуальна на региональном уровне: при формировании перспектив развития регионов чрезвычайно важно опти­мальное сочетание достижения краткосрочных и долгосрочных целей.
Авторами представлена модель минимизации функции социальных потерь (SLF) в виде задачи математического программирования. В пред­ложенной задаче описан подход к поиску оптимального решения, обес­печивающего максимальное приближение к достижению не только краткосрочных, но и долгосрочных целей экономической политики на определенном промежутке времени с учетом ограничений на исполь­зование ее инструментов. В связи с тем, что минимизация функции социальных потерь проводится для временного интервала, введено по­нятие «траектория блаженства» в отличие от категории «точка бла­женства», используемой в теории экономической политики для решения статических оптимизационных задач. Дано описание решения такой задачи методом условного градиента и пошагового алгоритма такого решения.

Баранов А. О. baranov@ieie.nsc.ru

Павлов В. Н. victor_n_pavlov@mail.ru

Пространственный анализ динамики структурных сдвигов в экономике российских регионов в 2004-2019 гг

Статья посвящена исследованию различий в региональных моделях экономического роста, для идентификации которых применяется метод структурной декомпозиции темпов роста «сдвиг-доля», позволяющий объяснить отклонение («сдвиг») регионального темпа роста от ожи­даемого в предположении об идентичной отраслевой структуре во всех регионах. Этот сдвиг разлагается на отраслевой (композиционный) и ре­гиональный (конкурентный) компоненты в соответствии с классической постановкой метода. На основе пространственного подхода региональ­ный сдвиг разделяется на компоненты, определяемые эффектами потен­циального пространственного перелива и локальной конкурентоспособ­ности. В качестве показателей экономической активности использу­ются валовая добавленная стоимость и среднегодовая численность заня­тых в экономике в 14-отраслевой номенклатуре в разрезе субъектов РФ. Анализ выполнен в динамической постановке за период 2004-2019 гг.
Результаты показали, что определяющий вклад в дифференциацию регионов по темпам роста вносил эффект собственной конкуренто­способности, возникающий из различий в производительности одной и той же отрасли в разных регионах и измеряемый региональным сдви­гом. Пространственная декомпозиция региональных темпов роста по­зволила отделить вклад собственной конкурентоспособности от вклада конкурентоспособности локального окружения региона. Преобладающим оказалось влияние первого фактора, т.е. региональный (конкурентный) сдвиг в большинстве регионов, независимо от его знака, формировался за счет локально конкурентного эффекта, а не за счет реализации потен­циала пространственного перелива роста.

Мельникова Л. В. melnikova@ieie.nsc.ru

Лесная промышленность Азиатской России: состояние, тенденции, перспективы

В азиатской части России сконцентрирована десятая часть миро­вых лесных ресурсов, однако эффективность их использования не явля­ется высокой. Лесная промышленность Азиатской России имеет огром­ный потенциал развития, но в то же время характеризуется сырьевой направленностью экспорта, производством продукции с низкой добав­ленной стоимостью, недостаточностью лесовосстановительных меро­приятий и неразвитой лесной инфраструктурой. В статье анализиру­ются основные тенденции и перспективы развития лесной промышлен­ности азиатской части России. Анализ статистических показателей, официальных программных документов и материалов СМИ говорит о том, что вышеупомянутые факторы в совокупности с отсутствием системной государственной политики, направленной на поддержку про­изводителей, проведение мероприятий по охране и восстановлению эко­логической обстановки в регионах и регулирование лесных отношений, существенно сдерживают развитие лесной промышленности. Для эф­фективного функционирования и интенсификации развития отрасли не­обходима новая национальная промышленная политика.

Стойлова А. С. stoylova.as@mail.ru

Машкина Л. В. maschkina@ieie.nsc.ru

Пыжев А. И. pyanist@ya.ru

Влияние безналичной оплаты проезда в автобусах на сокрытие выручки транспортными организациями

В статье исследуется теневая экономика в сфере пассажирского автомобильного транспорта в регионах России. Цель данного иссле­дования - оценить, как внедрение системы безналичной оплаты проезда влияет на задекларированную выручку отечественных транспортных организаций. Научная новизна исследования состоит в получении коли­чественных оценок относительно того, как внедрение системы безна­личной оплаты проезда и предоставление скидок при оплате проезда помогают бороться с сокрытием выручки транспортных организаций. Автор применяет эконометрический анализ панельных данных за период с 2014 по 2019 г. Модель с фиксированными эффектами была выбрана как наилучшая среди других моделей. Эконометрическая модель учитывает гетероскедастичность и эндогенность средней цены проезда в город­ском автобусе. Полученные данные свидетельствуют о том, что внедре­ние безналичной оплаты банковскими картами приводит к росту вы­ручки транспортных организаций, а использование системы транспорт­ных карт не увеличивает показатель выручки. В 2019 г. система безна­личной оплаты проезда применялась больше в муниципальном и госу­дарственном транспорте, чем в коммерческом.

Уваров Е. А. euvarov@hse.ru; gbk-63@mail.ru

Новое отходничество и вахтовая организация труда в процессах депопуляции и заселения территорий

Для современной России характерно частое несоответствие мест приложения труда и проживания трудоспособного населения. В соедине­нии с новыми возможностями его пространственной мобильности это привело к развитию внутрироссийских и внутрирегиональных трудовых миграций. Среди них значительное место занимают маятниковая мигра­ция (ежедневный выезд к месту работы в другом населенном пункте) и вахтовая организация труда (выезд на новое место работы на продол­жительный срок в связи с нерациональностью ежедневного возвращения в место постоянного жительства). Феномен вахтового труда истори­чески вырос из дореволюционного отходничества, не полностью совпа­дающего с явлением сезонной работы. Наши современники все шире используют понятие «отходничество», находя прямые параллели с вах­товым трудом. Этот труд становится одним из мощных направлений трудовой миграции и активным фактором территориально опосредо­ванной депопулиции, проанализированной в статье, опубликованной в предыдущем номере журнала «Регион: экономика и социология».
К сожалению, статистика не позволяет получать объективную ин­формацию о феномене вахтового труда, в связи с чем его оценки у разных исследователей существенно различаются. Законодательно вахтовая деятельность в России регулируется только с позиций трудовых отно­шений работодателя и работника. Однако в данной статье показано, что это явление определяет не только особую организацию труда, но и особый порядок организации жизни миллионов российских граждан и пространственной организации экономической и социальной деятель­ности в регионах и муниципальных образованиях страны. Концентрация вахтовой работы отмечена в Москве и ряде других крупных городов, а на слабозаселенных территориях России она локализована в стационарных вахтовых поселках. Их предлагается рассматривать в качестве своеоб­разных компонентов системы расселения с правовым установлением от­ношений с органами местного самоуправления.

Лексин В. Н. leksinvn@yandex.ru

Интегральный подход к исследованию межрегиональной дифференциации в России на основе уровней социально-экономического развития и развитости системы среднего образования

В статье представлен анализ исследований российских и зарубежных ученых, который показал актуальность проблемы социального неравен­ства на региональном уровне. Цель данного исследования состоит в раз­работке подхода к разделению регионов России на группы исходя из уровня социально-экономического развития и развитости образователь­ной системы, в научном обосновании значимости социального лифта применительно к общему среднему образованию не только на уровне отдельной одаренной личности, но и на уровне региона.
Проведено кабинетное исследование с применением адаптированной модели многомерного АВС-анализа. Интегральный параметр, предло­женный авторами для измерения результативности функционирования системы общего образования, базируется на таких факторах, как итоги единого государственного экзамена, результативность региона во Все­российской олимпиаде школьников и проектном конкурсе «Большие вы­зовы», а также наличие высокорейтинговых школ. Выделены три укруп­ненные группы, которые позволяют оценить возможности и потенциал вхождения в социальный лифт в отдельных регионах для развития ода­ренных личностей. Сформулированы рекомендации по повышению эф­фективности региональной политики в сфере образования для регионов, теряющих качественный человеческий капитал.
Результаты выполненного анализа можно использовать для форми­рования региональных программ по стратегическому развитию системы образования и социальных лифтов для одаренных личностей в условиях межрегионального неравенства. В дальнейшем возможно проведение ис­следований межстрановой мобильности одаренных личностей, а также количественный анализ миграционных потоков, связанных с выбором следующей ступени образования, и объема «реверса талантов».

Ангелова О. Ю. oangelova@mail.ru

Подольская Т. О. Podolskaya79@yandex.ru

О проблемах формирования экономического коридора Россия - Монголия - Китай

В статье рассматриваются предпосылки и условия возникновения стратегической инициативы Китая «Один пояс - один путь» и отно­шение к ней других стран. Представлены результаты договоренностей, достигнутых главами России, Монголии и Китая. Приведена классифи­кация 32 проектов, которые будут реализованы в рамках экономического коридора, и выделены наиболее приоритетные. Обзор исследований в об­ласти развития инфраструктуры, региональной интеграции и межго­сударственной кооперации, проведенных учеными России, Китая и Мон­голии, позволил определить потенциал и уровень развития трех стран в части обладания финансовыми и природными ресурсами. Также был выполнен сравнительный анализ стратегических интересов каждой из сторон и их выгод от создания экономического коридора, выявлены осо­бенности их участия в его создании и дана оценка действующих меха­низмов трехстороннего сотрудничества. Показано, что необходимо раз­вивать механизмы межгосударственной координации.
Особое внимание в статье уделяется описанию сути, целей и задач национальной программы Монголии «Степной путь», впоследствии пере­именованной в «Путь развития», а также результатов принятых прави­тельством Монголии мер по развитию дорожно-транспортной инфра­структуры в рамках экономического коридора. Среди таких мер - про­екты дорожно-строительных работ в рамках программы «Путь раз­вития», сооружение железных дорог Таван-Толгой - Гашуунсухайт и Таван-Толгой - Зуунбаян. Проблемы развития дорожно-транспортной инфраструктуры связаны с трудностями рефинансирования прибыли Улан-Баторской железной дороги, с отсутствием инвестирования про­ектов от Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шелкового пути, несмотря на принятое решение об их участии в финан­сировании дорожно-транспортных проектов. Имеет место критика относительно того, что основными подрядчиками в осуществляемых на территории Монголии проектах, финансируемых за счет безвозмездной помощи и льготных кредитов от правительства Китая, выступают китайские компании, тогда как монгольские компании участвуют толь­ко в качестве субподрядчиков. Монгольская сторона проявляет инициа­тиву в привлечении инвестиций из третьих стран либо от междуна­родных финансовых организаций, но встречает несогласие со стороны других участников этих проектов - России и Китая.

Даваасурэн А. davaasuren13@yahoo.com

Ариунжаргал Ч. 2412430880@qq.com

Экологические проблемы Арктического региона: состояние и динамика в восприятии населения (результаты социологического опроса на территории Карельской Арктики)

В статье рассматриваются современное состояние и эколого-эконо­мическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на примере одного из арктических регионов Европейского Севера России - Карель­ской Арктики. Цель статьи состоит в выявлении ключевых проблем и противоречий эколого-экономического развития Карельской Арктики в их восприятии населением региона. Ввиду ограниченной статистичес­кой информации по указанной проблематике акцент сделан на примене­нии социологических методов исследования. Основные методы, исполь­зуемые в исследовании, - диалектический, социологического анализа (ан­кетный опрос), статистического анализа.
По результатам эмпирического исследования определены оценки на­селением Карельской Арктики состояния окружающей природной среды и его динамики в мире, России, Арктике, регионе проживания и непосред­ственном месте проживания. Получена детализированная оценка насе­лением состояния окружающей природной среды по следующим компо­нентам: качество воздуха, качество поверхностных вод, уровень шума, состояние лесов и парков и уровень загрязнения территории бытовым мусором. Указанные данные получены и проанализированы в том числе в разбивке по районам, что позволяет использовать результаты исследо­вания как при разработке дифференцированных регулятивных мер на уровне регионального управления, так и при создании программных инструментов развития региона Карельская Арктика и реализации специаль­ного экономического режима Арктической зоны Российской Федерации.
Научная значимость полученных результатов определяется уникаль­ностью объекта исследования: регион Карельская Арктика, сформиро­ванный в июле 2020 г., ранее не изучался, во-первых, как особое экономи­ческое территориальное образование, во-вторых, настолько обстоя­тельно, насколько это реализовано в настоящей работе. Практическая значимость этого исследования состоит в том, что оно может слу­жить информационной базой для реализации управленческих задач ор­ганами как федеральной власти, так и регионального и муниципального управления, в том числе в контексте подготовки стратегических и про­граммных документов развития Арктической зоны Российской Феде­рации и создания специального экономического режима на территории российской Арктики.
 

Волков А. Д. kov8vol@gmail.com

Тишков С. В. insteco_85@mail.ru

Каргинова-Губинова В. В. vkarginowa@yandex.ru

Щербак А. П. to-to@mail.ru

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png