Содержание журнала №3 от 2021
Комплекс методик и процедур анализа и прогнозирования развития восточных регионов РФ
В статье предложен подход к прогнозированию долгосрочных вариантов социально-экономического развития восточных регионов РФ, на системной основе охватывающий этапы целеполагания, мобилизации ресурсов и выбора механизмов достижения поставленных целей. Автором разработана методика координации условий развития регионов разных иерархических уровней, в частности корректной трансляции на регионы ключевых макроэкономических параметров развития экономики страны. Предложена схема оценки влияния инвестиций на рост ВРП региона, страны и ее восточной зоны, основанная на анализе инвестиционного цикла «инвестиции - основные фонды - ВРП - инвестиции», движения возрастных слоев основных фондов и их фондоотдачи.
Обоснован максиминный критерий распределения ресурсов ВРП, ориентированный на сокращение разрыва между экономической эффективностью региональных хозяйственных комплексов и развитием инфраструктуры, социальной сферы и увеличением доходов населения регионов. Разработаны алгоритмы совместного использования предложенных методик в комплексе имитационных региональных макромоделей. Предложена трехэтапная схема проведения системных прогнозных расчетов, в которой этапы расчетов по типу «верх - низ» и «низ - верх» дополнены процедурами их взаимной конвергенции. Изучены особенности социально-экономического положения восточных регионов РФ, выполнены экспериментальные расчеты развития регионов на период до 2035 г. в рамках умеренно оптимистического сценария относительно уровней роста ключевых параметров экономики (численности населения и его доходов, доли инвестиций в ВРП и др.) и проанализированы их результаты.
Минимизация функции социальных потерь путем решения задачи поиска компромисса между целями экономической политики региона
В статье рассматривается проблема минимизации социальных потерь, связанных с невозможностью достижения всех поставленных целей в условиях ограниченности числа инструментов экономической политики, которые могут быть реально использованы органами управления социально-экономической системой. Дана критика имеющихся к настоящему времени подходов к минимизации функции социальных потерь. Приведен пример применения инструментов экономической политики в России в 2018-2019 гг. на национальном уровне, когда использование инструментов монетарной политики Банком России, преследовавшее достижение лишь одной из целей - по инфляции, не было согласовано с действиями Министерства финансов РФ, увеличившего НДС. С использованием модели AD-AS показано негативное воздействие данных решений на темпы экономического роста и темпы роста инвестиций, которые оказывают воздействие на экономический рост в долгосрочном плане. Обсуждаемая в статье проблема актуальна на региональном уровне: при формировании перспектив развития регионов чрезвычайно важно оптимальное сочетание достижения краткосрочных и долгосрочных целей.
Авторами представлена модель минимизации функции социальных потерь (SLF) в виде задачи математического программирования. В предложенной задаче описан подход к поиску оптимального решения, обеспечивающего максимальное приближение к достижению не только краткосрочных, но и долгосрочных целей экономической политики на определенном промежутке времени с учетом ограничений на использование ее инструментов. В связи с тем, что минимизация функции социальных потерь проводится для временного интервала, введено понятие «траектория блаженства» в отличие от категории «точка блаженства», используемой в теории экономической политики для решения статических оптимизационных задач. Дано описание решения такой задачи методом условного градиента и пошагового алгоритма такого решения.
Пространственный анализ динамики структурных сдвигов в экономике российских регионов в 2004-2019 гг
Статья посвящена исследованию различий в региональных моделях экономического роста, для идентификации которых применяется метод структурной декомпозиции темпов роста «сдвиг-доля», позволяющий объяснить отклонение («сдвиг») регионального темпа роста от ожидаемого в предположении об идентичной отраслевой структуре во всех регионах. Этот сдвиг разлагается на отраслевой (композиционный) и региональный (конкурентный) компоненты в соответствии с классической постановкой метода. На основе пространственного подхода региональный сдвиг разделяется на компоненты, определяемые эффектами потенциального пространственного перелива и локальной конкурентоспособности. В качестве показателей экономической активности используются валовая добавленная стоимость и среднегодовая численность занятых в экономике в 14-отраслевой номенклатуре в разрезе субъектов РФ. Анализ выполнен в динамической постановке за период 2004-2019 гг.
Результаты показали, что определяющий вклад в дифференциацию регионов по темпам роста вносил эффект собственной конкурентоспособности, возникающий из различий в производительности одной и той же отрасли в разных регионах и измеряемый региональным сдвигом. Пространственная декомпозиция региональных темпов роста позволила отделить вклад собственной конкурентоспособности от вклада конкурентоспособности локального окружения региона. Преобладающим оказалось влияние первого фактора, т.е. региональный (конкурентный) сдвиг в большинстве регионов, независимо от его знака, формировался за счет локально конкурентного эффекта, а не за счет реализации потенциала пространственного перелива роста.
Лесная промышленность Азиатской России: состояние, тенденции, перспективы
В азиатской части России сконцентрирована десятая часть мировых лесных ресурсов, однако эффективность их использования не является высокой. Лесная промышленность Азиатской России имеет огромный потенциал развития, но в то же время характеризуется сырьевой направленностью экспорта, производством продукции с низкой добавленной стоимостью, недостаточностью лесовосстановительных мероприятий и неразвитой лесной инфраструктурой. В статье анализируются основные тенденции и перспективы развития лесной промышленности азиатской части России. Анализ статистических показателей, официальных программных документов и материалов СМИ говорит о том, что вышеупомянутые факторы в совокупности с отсутствием системной государственной политики, направленной на поддержку производителей, проведение мероприятий по охране и восстановлению экологической обстановки в регионах и регулирование лесных отношений, существенно сдерживают развитие лесной промышленности. Для эффективного функционирования и интенсификации развития отрасли необходима новая национальная промышленная политика.
Стойлова А. С. stoylova.as@mail.ru
Влияние безналичной оплаты проезда в автобусах на сокрытие выручки транспортными организациями
В статье исследуется теневая экономика в сфере пассажирского автомобильного транспорта в регионах России. Цель данного исследования - оценить, как внедрение системы безналичной оплаты проезда влияет на задекларированную выручку отечественных транспортных организаций. Научная новизна исследования состоит в получении количественных оценок относительно того, как внедрение системы безналичной оплаты проезда и предоставление скидок при оплате проезда помогают бороться с сокрытием выручки транспортных организаций. Автор применяет эконометрический анализ панельных данных за период с 2014 по 2019 г. Модель с фиксированными эффектами была выбрана как наилучшая среди других моделей. Эконометрическая модель учитывает гетероскедастичность и эндогенность средней цены проезда в городском автобусе. Полученные данные свидетельствуют о том, что внедрение безналичной оплаты банковскими картами приводит к росту выручки транспортных организаций, а использование системы транспортных карт не увеличивает показатель выручки. В 2019 г. система безналичной оплаты проезда применялась больше в муниципальном и государственном транспорте, чем в коммерческом.
Новое отходничество и вахтовая организация труда в процессах депопуляции и заселения территорий
Для современной России характерно частое несоответствие мест приложения труда и проживания трудоспособного населения. В соединении с новыми возможностями его пространственной мобильности это привело к развитию внутрироссийских и внутрирегиональных трудовых миграций. Среди них значительное место занимают маятниковая миграция (ежедневный выезд к месту работы в другом населенном пункте) и вахтовая организация труда (выезд на новое место работы на продолжительный срок в связи с нерациональностью ежедневного возвращения в место постоянного жительства). Феномен вахтового труда исторически вырос из дореволюционного отходничества, не полностью совпадающего с явлением сезонной работы. Наши современники все шире используют понятие «отходничество», находя прямые параллели с вахтовым трудом. Этот труд становится одним из мощных направлений трудовой миграции и активным фактором территориально опосредованной депопулиции, проанализированной в статье, опубликованной в предыдущем номере журнала «Регион: экономика и социология».
К сожалению, статистика не позволяет получать объективную информацию о феномене вахтового труда, в связи с чем его оценки у разных исследователей существенно различаются. Законодательно вахтовая деятельность в России регулируется только с позиций трудовых отношений работодателя и работника. Однако в данной статье показано, что это явление определяет не только особую организацию труда, но и особый порядок организации жизни миллионов российских граждан и пространственной организации экономической и социальной деятельности в регионах и муниципальных образованиях страны. Концентрация вахтовой работы отмечена в Москве и ряде других крупных городов, а на слабозаселенных территориях России она локализована в стационарных вахтовых поселках. Их предлагается рассматривать в качестве своеобразных компонентов системы расселения с правовым установлением отношений с органами местного самоуправления.
Интегральный подход к исследованию межрегиональной дифференциации в России на основе уровней социально-экономического развития и развитости системы среднего образования
В статье представлен анализ исследований российских и зарубежных ученых, который показал актуальность проблемы социального неравенства на региональном уровне. Цель данного исследования состоит в разработке подхода к разделению регионов России на группы исходя из уровня социально-экономического развития и развитости образовательной системы, в научном обосновании значимости социального лифта применительно к общему среднему образованию не только на уровне отдельной одаренной личности, но и на уровне региона.
Проведено кабинетное исследование с применением адаптированной модели многомерного АВС-анализа. Интегральный параметр, предложенный авторами для измерения результативности функционирования системы общего образования, базируется на таких факторах, как итоги единого государственного экзамена, результативность региона во Всероссийской олимпиаде школьников и проектном конкурсе «Большие вызовы», а также наличие высокорейтинговых школ. Выделены три укрупненные группы, которые позволяют оценить возможности и потенциал вхождения в социальный лифт в отдельных регионах для развития одаренных личностей. Сформулированы рекомендации по повышению эффективности региональной политики в сфере образования для регионов, теряющих качественный человеческий капитал.
Результаты выполненного анализа можно использовать для формирования региональных программ по стратегическому развитию системы образования и социальных лифтов для одаренных личностей в условиях межрегионального неравенства. В дальнейшем возможно проведение исследований межстрановой мобильности одаренных личностей, а также количественный анализ миграционных потоков, связанных с выбором следующей ступени образования, и объема «реверса талантов».
О проблемах формирования экономического коридора Россия - Монголия - Китай
В статье рассматриваются предпосылки и условия возникновения стратегической инициативы Китая «Один пояс - один путь» и отношение к ней других стран. Представлены результаты договоренностей, достигнутых главами России, Монголии и Китая. Приведена классификация 32 проектов, которые будут реализованы в рамках экономического коридора, и выделены наиболее приоритетные. Обзор исследований в области развития инфраструктуры, региональной интеграции и межгосударственной кооперации, проведенных учеными России, Китая и Монголии, позволил определить потенциал и уровень развития трех стран в части обладания финансовыми и природными ресурсами. Также был выполнен сравнительный анализ стратегических интересов каждой из сторон и их выгод от создания экономического коридора, выявлены особенности их участия в его создании и дана оценка действующих механизмов трехстороннего сотрудничества. Показано, что необходимо развивать механизмы межгосударственной координации.
Особое внимание в статье уделяется описанию сути, целей и задач национальной программы Монголии «Степной путь», впоследствии переименованной в «Путь развития», а также результатов принятых правительством Монголии мер по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры в рамках экономического коридора. Среди таких мер - проекты дорожно-строительных работ в рамках программы «Путь развития», сооружение железных дорог Таван-Толгой - Гашуунсухайт и Таван-Толгой - Зуунбаян. Проблемы развития дорожно-транспортной инфраструктуры связаны с трудностями рефинансирования прибыли Улан-Баторской железной дороги, с отсутствием инвестирования проектов от Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шелкового пути, несмотря на принятое решение об их участии в финансировании дорожно-транспортных проектов. Имеет место критика относительно того, что основными подрядчиками в осуществляемых на территории Монголии проектах, финансируемых за счет безвозмездной помощи и льготных кредитов от правительства Китая, выступают китайские компании, тогда как монгольские компании участвуют только в качестве субподрядчиков. Монгольская сторона проявляет инициативу в привлечении инвестиций из третьих стран либо от международных финансовых организаций, но встречает несогласие со стороны других участников этих проектов - России и Китая.
Экологические проблемы Арктического региона: состояние и динамика в восприятии населения (результаты социологического опроса на территории Карельской Арктики)
В статье рассматриваются современное состояние и эколого-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на примере одного из арктических регионов Европейского Севера России - Карельской Арктики. Цель статьи состоит в выявлении ключевых проблем и противоречий эколого-экономического развития Карельской Арктики в их восприятии населением региона. Ввиду ограниченной статистической информации по указанной проблематике акцент сделан на применении социологических методов исследования. Основные методы, используемые в исследовании, - диалектический, социологического анализа (анкетный опрос), статистического анализа.
По результатам эмпирического исследования определены оценки населением Карельской Арктики состояния окружающей природной среды и его динамики в мире, России, Арктике, регионе проживания и непосредственном месте проживания. Получена детализированная оценка населением состояния окружающей природной среды по следующим компонентам: качество воздуха, качество поверхностных вод, уровень шума, состояние лесов и парков и уровень загрязнения территории бытовым мусором. Указанные данные получены и проанализированы в том числе в разбивке по районам, что позволяет использовать результаты исследования как при разработке дифференцированных регулятивных мер на уровне регионального управления, так и при создании программных инструментов развития региона Карельская Арктика и реализации специального экономического режима Арктической зоны Российской Федерации.
Научная значимость полученных результатов определяется уникальностью объекта исследования: регион Карельская Арктика, сформированный в июле 2020 г., ранее не изучался, во-первых, как особое экономическое территориальное образование, во-вторых, настолько обстоятельно, насколько это реализовано в настоящей работе. Практическая значимость этого исследования состоит в том, что оно может служить информационной базой для реализации управленческих задач органами как федеральной власти, так и регионального и муниципального управления, в том числе в контексте подготовки стратегических и программных документов развития Арктической зоны Российской Федерации и создания специального экономического режима на территории российской Арктики.
Волков А. Д. kov8vol@gmail.com
Тишков С. В. insteco_85@mail.ru