Содержание журнала №3 от 2021

О проблемах формирования экономического коридора Россия - Монголия - Китай

В статье рассматриваются предпосылки и условия возникновения стратегической инициативы Китая «Один пояс - один путь» и отно­шение к ней других стран. Представлены результаты договоренностей, достигнутых главами России, Монголии и Китая. Приведена классифи­кация 32 проектов, которые будут реализованы в рамках экономического коридора, и выделены наиболее приоритетные. Обзор исследований в об­ласти развития инфраструктуры, региональной интеграции и межго­сударственной кооперации, проведенных учеными России, Китая и Мон­голии, позволил определить потенциал и уровень развития трех стран в части обладания финансовыми и природными ресурсами. Также был выполнен сравнительный анализ стратегических интересов каждой из сторон и их выгод от создания экономического коридора, выявлены осо­бенности их участия в его создании и дана оценка действующих меха­низмов трехстороннего сотрудничества. Показано, что необходимо раз­вивать механизмы межгосударственной координации.
Особое внимание в статье уделяется описанию сути, целей и задач национальной программы Монголии «Степной путь», впоследствии пере­именованной в «Путь развития», а также результатов принятых прави­тельством Монголии мер по развитию дорожно-транспортной инфра­структуры в рамках экономического коридора. Среди таких мер - про­екты дорожно-строительных работ в рамках программы «Путь раз­вития», сооружение железных дорог Таван-Толгой - Гашуунсухайт и Таван-Толгой - Зуунбаян. Проблемы развития дорожно-транспортной инфраструктуры связаны с трудностями рефинансирования прибыли Улан-Баторской железной дороги, с отсутствием инвестирования про­ектов от Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и Фонда Шелкового пути, несмотря на принятое решение об их участии в финан­сировании дорожно-транспортных проектов. Имеет место критика относительно того, что основными подрядчиками в осуществляемых на территории Монголии проектах, финансируемых за счет безвозмездной помощи и льготных кредитов от правительства Китая, выступают китайские компании, тогда как монгольские компании участвуют толь­ко в качестве субподрядчиков. Монгольская сторона проявляет инициа­тиву в привлечении инвестиций из третьих стран либо от междуна­родных финансовых организаций, но встречает несогласие со стороны других участников этих проектов - России и Китая.

Даваасурэн А. davaasuren13@yahoo.com

Ариунжаргал Ч. 2412430880@qq.com

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png