Поиск по ключевым словам: социальный капитал

2015

№3

Особенности этнокультурного разнообразия российских регионов

В этнокультурной композиции современного российского общества приблизительно 80% составляют русские, а оставшиеся 20% - предста­вители более 180 других национальностей. Процессы этнической ассими­ляции происходят в Российском государстве на протяжении всей его ис­тории, но несмотря на это, многие населяющие его народы сохраняют свою идентичность. Этнокультурная структура населения значительно варьирует по регионам страны. Цель данной работы - проверить гипо­тезу о наличии связи между этническим разнообразием регионов и объе­мами предоставляемых ими государственных услуг, а также проанализи­ровать методами эконометрического исследования связи между этни­ческим разнообразием и рядом социальных и экономических показателей, характеризующих экономическое развитие и социальное неравенство. В статье даны ответы на вопросы: является ли этническое разнообра­зие фактором, способствующим увеличению доли государственных услуг социального характера на уровне субъектов РФ; влияют ли на парамет­ры бюджета другие характеристики населения и территории. Предме­том исследования выступают этнический состав населения регионов России, показатели их социального и экономического развития и показа­тели региональных бюджетов. В результате исследования, в частности, получен вывод, что в субъектах РФ с более гетерогенным населением за­траты на образование составляют меньшую долю расходов их бюдже­тов. Областью применения результатов исследования являются регио­нальные социально-экономические политики, которые должны разраба­тываться с учетом этнокультурного разнообразия населения.

Лимонов Л. Э. limonov@hse.ru

Несена М. В. mnesena@leontief.ru

Ключевые слова: регион этническое разнообразие государственные услуги расходы и доходы бюджета социальный капитал региональная экономика

2013

№1

Траектории интеграции в научное сообщество и активность в науке

Под траекториями интеграции в научное сообщество понимаются комбинации мест получения высшего образования и занятости в настоящее время. На материалах опроса научной молодежи Сибирского отделения РАН показано, что молодые ученые, получившие образование в «базовых» университетах тех научных центров, где сейчас работают или учатся в аспирантуре, участвуют в большем числе грантовых проектов. Различия между окончившими другой вуз и «базовый» университет сильнее проявляются на ранних этапах научной карьеры. Наиболее успешные (по количеству грантов) «инсайдеры» ориентируются на зарубежные научные организации. Эта ориентация реализуется на практике через выполнение зарубежных грантов, а также в проективной готовности уехать на постоянную или временную работу за рубеж.

Черкашина Т. Ю. touch241@rambler.ru

Чернышова Е. А. elechern@mail.ru

Ключевые слова: грантовая активность молодые ученые региональные научные центры социальный капитал специфический человеческий капитал

2010

№4

Формирование социетального сообщества как проблема региональной стратегии развития

Рассматривается концепция регионального социетального сообщества, которое определяется как характерная для субъекта Федерации система межличностных и межгрупповых отношений, основанная на осознании их участниками общности интересов, ценностей и жизненных смыслов, на взаимной поддержке, лояльности и сотрудничестве в достижении общественно значимых целей. Создание регионального социетального сообщества рассматривается как условие улучшения качества жизни населения регионов и необходимая составляющая стратегии регионального развития. Выделяются основные структурные элементы социетального сообщества: ценности, нормы и коллективы. Определяются принципы разработки концепции формирования социетального сообщества.

Ушамирская Г. Ф. rector@viepp.ru

Бабинцев В. П. babintsev@bsu.edu.ru

Бабинцева Е. И. babintseva@bsu.edu.ru

Ключевые слова: регион качество жизни региональное социетальное сообщество социальный капитал рефлексивность солидарность доверие социальная сеть

2009

№3

Коренные народы: роль образования и социального капитала

Изучается вопрос о влиянии социального капитала на образование коренных народов Канады, Австралии и Новой Зеландии. Анализируются модели функционирования социального капитала. На основе анализа проводимой в указанных странах политики и ее результатов выделены важнейшие аспекты социального капитала.

Уайт Дж. white@uwo.ca

Ключевые слова: функции модели Новая Зеландия Австралия Канада коренные народы образование социальный капитал

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png