Поиск по ключевым словам: налоги
2014
№1
Налогово-бюджетные отношения: сибирское направление
Анализируется налогово-бюджетная политика федерального центра применительно к сибирским регионам. Оценку возможностей формирования межбюджетных отношений на рациональной основе в духе бюджетного федерализма авторы статьи связывают, прежде всего, с соотношением общей массы налогов, формируемых на территории, и расходами территориального бюджета. Речь идет о соотношении во времени потребностей в бюджетных расходах региона и возможностей их удовлетворения за счет локализованных на его территории налоговых и неналоговых доходов (без привлечения внешних ресурсов). Показано, что за исключением кризисных годов в целом по Сибирскому федеральному округу наблюдается равновесие потребностей и локализованной на территории ресурсной базы. Округ можно рассматривать в качестве практически самодостаточной территории, способной поддерживать, хотя и чрезвычайно зыбкое, равновесие между всеми налоговыми ресурсами территории и расходными полномочиями. В конкретных сибирских регионах оценка соотношения бюджетных потребностей и ресурсных возможностей заметно различается. Нехватка локализованных на территории налоговых ресурсов для удовлетворения потребностей в бюджетных расходах региона восполняется внешними ресурсами. Позиция, которая развивается, состоит в том, что масштабы централизованной поддержки регионального бюджета должны адекватно учитывать значение этого региона в наполнении бюджетной системы страны. Вопрос, в какой мере реальная налогово-бюджетная политика соответствует указанным условиям, исследуется в статье. Сделаны выводы: для регионов-аутсайдеров бюджетная обеспеченность не может быть меньше их вклада в бюджетную систему, интегральных налоговых усилий; вклад регионов-лидеров в бюджетную систему в силу социальных и политических требований не может не являться верхней границей их действительной бюджетной обеспеченности
Лавровский Б. Л. torroo@gmail.com
Горюшкина Е. А. e.goryushkina@mail.ru
Ключевые слова: регионы Сибирского федерального округа налоги федеральный бюджет доходы расходы безвозмездные перечисления консолидированный региональный бюджет
2013
№1
Тенденции поступления и опыт моделирования сибирских налогов
Показано, что тенденция к сокращению доли Сибирского федерального округа по отношению ко всем налоговым поступлениям сменяется начиная с 2009 г. повышательным трендом. Преимущественный рост позволил Сибири по показателю поступлений выходить из кризиса значительно быстрее, чем страна в целом. В работе строятся модели панельных данных с фиксированными эффектами. Оцениваются свойства налогового поля Сибири в связи с пространственными и временными характеристиками. Выявлено, что в целом за период благоприятной конъюнктуры 2002-2008 гг. налоговая масса возрастает преимущественно за счет экстенсивного фактора, не связанного со структурными сдвигами, но его значение в тенденции сокращается. Соотношение сил принципиально меняется с 2009 г.
Лавровский Б. Л. torroo@gmail.com
Шильцин Е. А. e.shilcin@gmail.com
Ключевые слова: Сибирский федеральный округ налоги модель панельные данные
2011
№4
Северные регионы России: экономическая динамика и проблемы развития
Выявлены тенденции развития хозяйственных систем регионов Российского Севера, рассмотрены некоторые аспекты влияния на них кризисных процессов в национальной экономике. Предпринята попытка учесть особенности современного этапа, связанные с необходимостью усиления как в национальных, так и в региональных экономических системах инновационных факторов развития.
Селин B. C. silin@iep.kolasc.net.ru
Ключевые слова: налоги доходы заработная плата инвестиции инновации виды деятельности миграция бюджет финансы кризис регулирование страна регион экономика
2009
№3
Решение проблемы утилизация попутного нефтяного газа: интересы и роль нефтедобывающих регионов
Актуальной проблемой нефтегазового сектора России остается утилизация и использование нефтяного попутного газа (НПГ). В факелах по-прежнему сжигаются десятки миллиардов кубических метров НПГ, причем выявлена тенденция к уменьшению степени его утилизации. Показано, что крупные потенциальные социально-экономические эффекты для нефтедобывающих регионов связаны с развитием производств по утилизации и переработке попутного газа: минимизируются отрицательные экологические эффекты, достигается прирост занятости, налоговых платежей в бюджеты, диверсифицируется экономика и др.
Токарев А. Н. tokarev@ieie.nsc.ru
Ключевые слова: нефтяной попутный газ нефтедобывающий регион утилизация газопереработка налоги стимулирование комплексные программы