Поиск по ключевым словам: федерализм

2015

№4

Федерализм в России: от всплывающего лозунга к долговременной стратегии развития

В статье рассматриваются истоки развития российской федеративной государственности, ее современные особенности. Процесс ста­новления федерализма в России анализируется в связи с общими тенден­циями эволюции идеи и государственной практики федерализма в совре­менном мире. Отмечается важность для России последовательного совершенствования федеративных отношений как одной из предпосылок устойчивого экономического развития страны и ее регионов, достиже­ния ее приоритетов в хозяйственной и социальной сфере. Исследование опирается на анализ основных этапов становления федеративных отно­шений в России. Особый акцент делается на взаимосвязи развития институционально-правовых основ российского федерализма с укреплением его экономической базы, прежде всего через совершенствование приме­няемой модели бюджетного федерализма. Рассматриваются как выпол­ненные, так и не выполненные задачи преобразования экономических и правовых основ федеративных отношений, которые определяются ав­торами как основная перспектива дальнейшего хода федеративной ре­формы в стране. Сделан вывод, что федеративную реформу в России нельзя считать завершенной. Эта реформа должна быть продолжена, однако она должна опираться на принцип четкого целеполагания и про­водиться в тесной взаимосвязи с другими ключевыми направлениями со­циально-экономических преобразований в стране.

Бухвальд Е. М. buchvald@mail.ru

Валентик О. Н. valentik-o@ya.ru

Ключевые слова: федерализм экономические и правовые основы федеративных отношений Российская Федерация Конституция Российской Федерации федеративная реформа

2014

№2

Мифы региональной политики: сибирский «сепаратизм»

Федеральный центр пытается выстроить взаимоотношения с регионами в рамки властной вертикали. Политика центра и монополизированного российского бизнеса ведет к реальному сужению компетенций и финансовой базы саморазвития регионов, ставит под сомнение основополагающие принципы федерализма. Больнее всего это бьет по интересам регионов Сибири и Дальнего Востока, но в итоге противоречит общенациональным интересам России. Вероятно, центр обеспокоен мнимой угрозой «сибирского сепаратизма», имеющей давнюю историю. Но сегодня для сохранения восточных территорий в составе России требуется, прежде всего, не административный ресурс, а реальная экономическая интеграция и «реиндустриализация» Сибири. Только экономически сильная Сибирь способна «приращивать могущество России»

Шмат В. В. ya.econom2@yandex.ru

Ключевые слова: Сибирь Дальний Восток регион социально-экономическое развитие сепаратизм областничество федерализм интеграция

2013

№2

Неравенство в ресурсных экономиках федеративного типа

В статье рассмотрены современные оценки и характеристики России как ресурсной экономики. Анализируется влияние институтов ресурсной экономики на неравенство и результативность инновационного процесса в регионах. Показан диапазон возможностей администраций субъектов Федерации в локализации эффектов развития сырьевого сектора экономики, в привлечении инвестиций с фондового рынка в условиях «ручного принципа управления» экономическими процессами, определяются ключевые факторы воздействия и переговорные возможности руководителей регионов.

Агеева С. Д. swtageeva@gmail.com

Ключевые слова: федерализм регион ресурсная экономика горизонтальное и вертикальное неравенство локализация эффектов инновации инвестиции инфраструктурные облигации

№3

Федеративные отношения, региональная политика и проблема деформации экономического пространства Росси

Рассмотрено соотношение понятий и критериев федерализма и децентрализации полномочий и ресурсов. Обсуждается связь между качеством федеративных институтов и региональной политики. Анализ последних нормативных документов, посвященных решению проблем федерализма и региональной политики в России, показывает, что существует противоречие между диагностикой региональных проблем и практическими решениями в данной области. В этих условиях децентрализация ресурсов приведет скорее к усилению роли федерального центра в принятии решений вместо повышения эффективности региональной политики.

Клисторин В. И. klistorin@mail.ru

Ключевые слова: федерализм унитарное государство децентрализация полномочий региональная политика дифференциация уровней и темпов роста качество управления

№4

Федерализм, региональное развитие и региональная наука в постсоветской России: модернизация или деградация?

В статье рассмотрен генезис федерализма, пространственного развития и региональной политики постсоветской России в 90-е годы и в первое десятилетие нового тысячелетия. На основе сопоставления с мировыми тенденциями выявлена специфика российских преобразований в этих сферах, выявлены недостатки и проблемные области, показаны направления их совершенствования. Дан краткий анализ современного состояния российской региональной науки, ее соответствия мировым стандартам и способности обеспечивать научное сопровождение модернизации пространственной структуры экономики и общества России

Селиверстов В. Е. sel@ieie.nsc.ru

Ключевые слова: федерализм региональное развитие региональная политика региональная наука модернизация

№4

Особенности функционирования бюджетной системы федеративного государства: субфедеральный аспект

Анализируется возможность бюджетной децентрализации в свете формирования и функционирования системы местного самоуправления. Выявлены факторы, определяющие соотношение централизации и децентрализации. Особое внимание уделено принципам разграничения расходных полномочий, проблемам закрепления налоговых доходов и вариантам корректировки вертикального и горизонтального дисбалансов в бюджетной системе государства. Выявлена роль местного самоуправления как основополагающего звена федеративного государственного устройства. Предложена структура доходных источников на уровне регионального и местного бюджетов, а также сформулированы положения, на основании которых необходимо выстраивать систему местного налогообложения

Сумская Т. В. tanyushka333@yahoo.com

Ключевые слова: федерализм бюджетная децентрализация вертикальный и горизонтальный дисбаланс доходы и расходы бюджета местное самоуправление местный бюджет межбюджетные отношения

2011

№2

Ключевые факторы развития межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения - неотъемлемая часть социально-экономической жизни страны и ее бюджетной системы. Ключевыми факторами их развития, по мнению автора, являются степень демократизации общества, уровень развития федерализма, процедура и качество целеполагания, обеспеченность бюджетных полномочий ресурсами

Казанцев С. В. svkaz@inecon.ru

Ключевые слова: межбюджетные отношения демократизация федерализм целеполагание бюджетные полномочия

2009

№3

Российский федерализм: региональная политика, направленная на поддержку муниципальных образований

В статье рассмотрены проблемы развития муниципальных образований и систем расселения исходя из представлений о муниципальном уровне управления как о естественном фундаменте федеративных отношений и основе эффективной системы децентрализованного принятия решений в современной экономике. Обсуждаются проблемы информационной базы принятия стратегических решений по развитию систем расселения. Выделяются некоторые угрозы возможности для муниципальных образований в связи с развитием кризисных явлений в экономике России.

Клисторин В. И. klistorin@mail.ru

Ключевые слова: федерализм централизация децентрализация региональная политика пространственное развитие депрессивные ареалы муниципальные образования

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png