Содержание журнала №4 от 2022

Финансовая и страховая деятельность как перспективная экономическая специализация субъекта Российской Федерации

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает выбор субъектом Российской Фе­дерации перспективных экономических специализаций, которые часто обозначают единым понятием «умная специализация». Одной из таких перспективных специализаций является финансовая и страховая дея­тельность. Анализ существующих подходов к определению специализа­ции регионов выявил возможность включения финансовой и страховой деятельности в состав специализаций отдельных субъектов РФ. Де­тальный статистический материал по перспективным экономическим специализациям, в том числе по финансовым услугам и страхованию, представлен в Атласе экономической специализации регионов России.
В данном исследовании объектом наблюдения выступают Сибирский федеральный округ и пять входящих в него субъектов РФ (Республика Алтай, Алтайский край, Красноярский край, Кемеровская область, Ново­сибирская область), которые выбрали финансовые услуги и/или страхо­вание отраслями специализации. Предложена методика ранжирования потенциала участников финансового рынка этих субъектов РФ. На осно­ве разработанной методики в качестве потенциальной столицы регио­нального финансового рынка Сибири рассматривается г. Новосибирск. С использованием основных элементов, характеризующих институцио­нальный и инструментальный подходы к формированию финансового рынка, предложены направления создания в Новосибирске регионального финансового центра.

Новиков А. В. avnov59@yandex.ru

Экономика знаний и цифровизация: оценки влияния на экономический рост регионов России

В экономике знаний информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) ускоряют цифровизацию организаций, домохозяйств, управления, что приводит к экономическому росту стран и регионов. Россия усту­пает развитым странам в инвестировании секторов экономики знаний и в доле этих секторов в ВВП. Хотя ИКТ отведена решающая роль в цифровизации регионов, при этом цифровое неравенство, фрагмен­тарность экономики знаний на мезоуровне сдерживают рост.
Цель исследования - оценить влияние на экономический рост регио­нов затрат на развитие экономики знаний, включающей сектор ИКТ, и индексов цифровизации домохозяйств и организаций. Предложена и протестирована на данных Росстата и НИУ ВШЭ эконометрическая модель эндогенного роста. Построены индексы цифровизации домохо­зяйств и организаций для 2017 г. по 80 регионам. По индексу цифровизации домохозяйств первые пять позиций занимали Московская область, Республика Татарстан, Тюменская область, г. Москва и г. Санкт-Петер­бург, по индексу цифровизации организаций - г. Москва, г. Санкт-Пе­тербург, Ленинградская область, Ставропольский край и Тамбовская область, в то же время многие регионы Азиатской России и Закавказья существенно отставали.
Подтверждена гипотеза, что затраты на ИКТ приводят к при­росту ВРП на душу на 1 п.п. и комплементарны с перетоком затрат на высшее образование. Индексы цифровизации имеют положительные, но статистически незначимые коэффициенты регрессии. Затраты на дру­гие сектора экономики знаний - науку, высшее образование, здравоохра­нение, формирующие человеческий капитал, не смогли значимо повлиять на экономический рост регионов в 2017 г., возможно из-за «недофи­нансирования» их развития (на фоне развитых стран). В статье сделан вывод, что для обеспечения экономического роста российских регионов в условиях цифровой трансформации необходимы системные действия в управлении всеми секторами экономики знаний и перетоками знаний, рывок отечественной науки и ИКТ. Полученные в исследовании резуль­таты могут быть полезны в управлении экономикой знаний в условиях цифровой трансформации российских регионов.

Унтура Г. А. untura@ieie.nsc.ru

Оценка самообеспеченности основными видами продовольствия муниципальных образований Калининградской области

Калининградская область является эксклавным регионом Российской Федерации, что влечет ее уязвимость в политическом и экономическом отношении, а также в самообеспеченности основными видами продо­вольствия. Невысокая инвестиционная привлекательность сельскохозяй­ственной отрасли, дефицит кадров и многие другие проблемы ставят под угрозу достижение продовольственной самообеспеченности региона.
Цель настоящего исследования - дать оценку современному состоя­нию продовольственной самообеспеченности Калининградской области на уровне муниципального образования и выявить узкие места, препят­ствующие ее достижению. В качестве наиболее репрезентативного взят показатель самообеспеченности по основным видам продуктов пи­тания. Предложена адаптированная методика расчета самообеспечен­ности для муниципального уровня. При этом использованы рассчитан­ные показатели необходимых объемов производства в соответствии с рациональными нормами потребления. Это позволило объективно оце­нить, насколько муниципальные формирования Калининградской облас­ти способны обеспечить проживающее там население основными вида­ми продукции.
Полученные результаты показали, что в целом у региона довольно низкий уровень самообеспеченности по основным видам сельскохозяй­ственной продукции. При этом в нескольких районах не достигнута самообеспеченность ни по одному из рассматриваемых продуктов. Однако многие муниципальные образования, на взгляд автора, обладают потенциалом наращивания производства сельскохозяйственной продук­ции, о чем свидетельствует рост показателей самообеспеченности про­довольствием за исследуемый период. Лицам, принимающим решения в отношении развития сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности в Калининградской области, стоит усилить поддерж­ку сельхозтоваропроизводителей в перспективных муниципалитетах.

Черкасова О. В. ok_kamen@mail.ru

Моделирование влияния социальной инфраструктуры на рождаемость в регионах России

Проблема демографического развития России и ее регионов является актуальной уже много лет и, вероятно, останется такой в обозримой перспективе. Более того, совокупность разнородных факторов приво­дит к ухудшению ситуации в сфере рождаемости. Гипотеза исследо­вания заключается в том, что уровень развития социальной инфра­структуры в значительной степени определяет динамику показателя рождаемости.
Целью исследования являются анализ изменения уровня рождаемос­ти в регионах России и формирование прогноза на среднесрочную пер­спективу. В статье сделан обзор литературы по рассматриваемой проблеме, проведен анализ уровня рождаемости и изменения репродук­тивного поведения в стране, выполнены группировка и ранжирование регионов, разработана эконометрическая модель влияния уровня раз­вития социальной инфраструктуры на рождаемость, сформирован сце­нарный прогноз развития ситуации в сфере рождаемости в регионах России. Показано, что снижение рождаемости обусловлено комплексом причин, многие из которых поддаются корректировке в весьма ограни­ченной мере. Прогноз развития ситуации по различным сценариям пред­полагает сохранение относительно низкого уровня рождаемости до 2024 г. даже в наиболее благоприятных условиях. В совокупности с дру­гими факторами это усиливает угрозы для устойчивого демографичес­кого развития страны в целом.
Предложенный инструментарий может помочь принимать научно обоснованные решения в рамках практической деятельности органов государственного управления при реализации регулирующих мер в об­ласти социальной и демографической политики.

Низамутдинов М. М. marsel_n@mail.ru

Орешников В. В. voresh@mail.ru

Влияние образовательного выбора школьников на качество человеческого капитала региона

Одной из причин оттока и снижения качества человеческого капи­тала в регионах России является образовательная миграция, на которую влияет множество факторов, в том числе территориальные особен­ности образовательного выбора школьников (вуза и его местонахож­дения) и последующее невозвращение выпускников вузов на родину. В статье исследуются территориальные особенности образователь­ного выбора школьников региона на примере Республики Башкортостан. Определен уровень утери республикой высококвалифицированных кадров на основе сопоставления коэффициентов привлекательности вузов Рос­сии с долей высококвалифицированных кадров в прибывшем или выбыв­шем населении. Анализ территориальных аспектов образовательного выбора проведен на основе социологического опроса школьников 10-х и 11-х классов школ городских округов и муниципальных районов Рес­публики Башкортостан о выборе места обучения с использованием ан­кетного метода. Проанализированы результаты выбора в зависимости от места проживания школьника, профиля класса обучения, материаль­ного достатка семьи. Территориальное распределение предпочтений школьников по муниципальным районам и городским округам изучено во взаимосвязи с рейтингами вузов соседних регионов и с их географической близостью.

Атнабаева А. Р. alsouy@mail.ru

Мигранова Л. И. lilya2710@yandex.ru

Атаева А. Г. ice_lu@mail.ru

Гайнанов Д. А. 2d2@inbox.ru

Треки поступления в магистратуру: какие программы привлекают абитуриентов (кейс Южного федерального университета)

В статье рассматриваются треки поступления студентов в ма­гистратуру Южного федерального университета (ЮФУ) в 2020 г., во время апробации сервисов и инструментов дистанционной подачи доку­ментов и дистанционных вступительных испытаний. Целью исследо­вания стали проверка гипотез о треках поступления в магистратуру ЮФУ и анализ наиболее востребованных направлений подготовки с точ­ки зрения стратегий поступления. На основе данных приемной комиссии и социологического опроса студентов ЮФУ описаны и проанализиро­ваны стратегии поступления магистрантов по следующим критериям: перерыв в обучении, смена вуза, смена города в бакалавриате, смена города в магистратуре.
В результате исследования выявлены наиболее и наименее востре­бованные направления подготовки и сформирован портрет потенци­ального магистранта, демонстрирующий, что целевая аудитория аби­туриентов магистратуры разнородна по возрасту, стратегии выбора направлений подготовки и мотивам поступления. Гипотеза о том, что самым популярным треком для магистрантов является продолжение обучения в своем вузе без перерыва, не подтвердилась. Сделан вывод, что треки поступления, включающие смену региона при поступлении, ха­рактерны для магистрантов, выбирающих уникальные программы: не самые массовые, с небольшим конкурсом, но с сильной научной школой.
Доказано, что у магистрантов сформировался спрос на индивидуальные образовательные траектории.

Гармонова А. В. agarmonova@hse.ru

Щеглова Д. В. dshcheglova@hse.ru

Опфер Е. А. eopfer@hse.ru

Андрейченко Н. В. nandryaychenko@sfedu.ru

Плохая М. О. plokhaia@sfedu.ru

Феномен угасания стратегий: определение и методика оценки

Статья посвящена изучению феномена «угасания» (потери актуаль­ности и востребованности) стратегических документов регионального и муниципального уровней в России. На основе анализа новостного фона показано, что разрабатываемые документы стратегического планиро­вания статичны, «неповоротливы» и неспособны реагировать на быст­рые изменения социально-экономической, политической, культурной си­туации в обществе (как, например, в случае с пандемией коронавирусной инфекции). Это приводит к быстрой «смысловой деградации» стратеги­ческих документов, к потере их связи с актуальными социально-эконо­мическими вызовами и проблемами. Выявлено, что длительность перио­да угасания разная как у регионов и муниципальных образований, так и у отдельных городов и областей в зависимости от местных условий. По нашим оценкам, полное угасание региональной стратегии происхо­дит за два-три года, муниципальной - за год-полтора. Фактически этот период равен времени разработки самих стратегий.

Акимова В. В. varvaraakimova1576@gmail.com

Волошинская А. А. voloshinskaya-aa@ranepa.ru

Комаров В. Ф. luk@academ.org

Перспективы развития межрегиональных торговых связей Беларуси, России и Китая в условиях региональной интеграции

В статье представлен анализ состояния и тенденций развития меж­региональных связей Республики Беларусь с Российской Федерацией и Ки­таем. Разработаны предложения по формированию институциональной основы углубления межрегиональных взаимодействий в рамках Союзного государства Беларуси и России, предусматривающие развитие инсти­тутов правового обеспечения, расширения полномочий органов управле­ния Союзным государством Беларуси и России, местного самоуправ­ления, координации и развития интеграционной среды. Освещены основ­ные положения разработанного проекта Стратегии развития межре­гионального сотрудничества Республики Беларусь и Китайской Народ­ной Республики, содержащие рекомендации по увеличению количества позиций некалийного товарного экспорта с учетом таких факторов, как наличие спроса, ценовая конкурентоспособность белорусской продук­ции, расширение номенклатуры экспорта высокотехнологичной про­дукции и товаров региональной специализации, включение в сотрудни­чество субъектов малого и среднего предпринимательства, кластерных структур и др. В качестве практически незадействованного резерва роста межрегиональных связей Беларуси, России и Китая определен формат региональных объединений. Основными драйверами наращива­ния потенциала межрегионального взаимодействия в условиях регио­нальной интеграции рассматриваются создание информационно-анали­тической базы данных о состоянии внешнеэкономических стратегий регионов КНР и стран ЕАЭС и их текущих изменениях, использование потенциала проекта цифровых логистических коридоров в ЕАЭС, форжирование торгово-сбытовых альянсов, разработка совместного плана действий по включению в межрегиональные взаимодействия мегаполисов и агломераций, инновационных зон, индустриальных парков, пригранич­ных территорий.

Абрамчук Н. А. nina_abramchuk@mail.ru

Вертинская Т. С. vertinskaya.tanya@gmail.com

Концепция трансформации социально-экономической системы Кузбасса в контексте политики декарбонизации

Трансформация экономики Кузбасса (Кемеровской области) в доку­ментах стратегического планирования региона десятилетиями препод­носится как важнейший инструмент ускоренного развития. Авторы статьи доказывают, что, к сожалению, в течение последних 20 лет практически никаких качественных изменений в кузбасской экономике не произошло, и называют причины такой ситуации.
В настоящее время перед Кузбассом стоит непростая задача выбора модели развития на долгосрочную перспективу. С одной сто­роны, несмотря на существующие внутренние вызовы и риски, власть нацеливает бизнес и общество на ускоренное развитие, полагаясь в пер­вую очередь на возможности роста угледобычи и развития малого и среднего предпринимательства. С другой стороны, в Кузбассе посте­пенно накапливается критическая масса обстоятельств субъективного и объективного характера, которые уже в среднесрочной перспективе могут коренным образом изменить ситуацию, и трансформация эко­номики будет единственно возможной моделью развития. Основная про­блема - это перспектива вытеснения угля из мировой экономики под давлением тренда на декарбонизацию.
В России отсутствует общепризнанный системный подход к во­просу структурного переустройства углепромышленных регионов в усло­виях политики декарбонизации. Авторы статьи, изучив актуальные ми­ровые практики, предлагают оригинальную концепцию преобразования экономики Кузбасса на базе принципов «справедливой трансформации» (Just Transition), которые использует Европейский союз. Обязательным условием ее успешной реализации должен стать диалог власти, бизнеса и общества в процессе выработки и согласования коридоров будущего развития региона.

Фридман Ю. А. yurifridman@mail.ru

Логинова Е. Ю. katrin.2007@mail.ru

Речко Г. Н. rgn.kem@mail.ru

Хохрина О. И. novoselova_86@mail.ru

Моногорода Сибири и Дальнего Востока: новый подход к формированию государственной политики

В настоящем исследовании были рассчитаны истинные сбережения моногородов Сибири и Дальнего Востока в 2011-2018 гг. По резуль­татам проведенных расчетов предложена новая классификация моно­городов, учитывающая отраслевую специализацию и уровень истинных сбережений. С нашей точки зрения, для принятия эффективных управ­ленческих решений в отношении каждого моногорода необходимо орга­низовать выездной мониторинг. Предложена возможная структура от­чета выездной комиссии. Итогом цикла исследований стали авторские предложения относительно дифференцированных направлений государ­ственной политики для каждой из групп моногородов с учетом уровня истинных сбережений моногорода, отраслевой специфики, расстояния до крупного города, стратегического значения для РФ.

Пыжева Ю. И. ystartseva@sfu-kras.ru

Исследования сибирской научной школы регионального и муниципального управления (к 100-летию со дня рождения Р.И. Шнипера)

В статье рассмотрены основные направления формирования сибир­ской научной школы регионального и муниципального управления, вклю­чающие исследование проблем регионального воспроизводства, экономи­ческой самостоятельности регионов, региональных предплановых разра­боток, программно-целевого подхода к управлению экономикой региона, комплексного регионального планирования, исследование конкурентных позиций регионов, закономерностей механизма взаимодействия хозяй­ствующих субъектов на территории, объективных условий и принципов управления социально-экономическими процессами в регионе.
В результате анализа и обобщения институциональных аспектов деятельности государственных и муниципальных органов управления, схем и процедур регионального планирования и прогнозирования выявлены особенности современной структуры управления, предложены направ­ления формирования целостной системы управления региональным и му­ниципальным развитием, а также основные элементы механизма госу­дарственного и муниципального управления в новых условиях социаль­но-экономического развития Российской Федерации. Рассмотрены основные положения концепции регионального и муниципального управле­ния в современных условиях, включающие учет экономических интересов и противоречий развития экономики региона, взаимодействия государ­ственных и рыночных структур, разработку институциональной систе­мы управления региональным развитием, оценку эффективности управ­ления экономикой региона, формирование социально-экономической сре­ды, обеспечивающей усиление конкурентоспособности экономики горо­дов и районов на основе повышения инвестиционной привлекательности и эффективного использования бюджетных средств, что позволит со­здать предпосылки для перехода к модели управления, обеспечивающей условия для реальной экономической самостоятельности муниципальных образований и повышения их роли в реализации экономической стратегии развития регионов.

Новоселов А. С. asnov@ieie.nsc.ru

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png