Содержание журнала №4 от 2022
Финансовая и страховая деятельность как перспективная экономическая специализация субъекта Российской Федерации
Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года предусматривает выбор субъектом Российской Федерации перспективных экономических специализаций, которые часто обозначают единым понятием «умная специализация». Одной из таких перспективных специализаций является финансовая и страховая деятельность. Анализ существующих подходов к определению специализации регионов выявил возможность включения финансовой и страховой деятельности в состав специализаций отдельных субъектов РФ. Детальный статистический материал по перспективным экономическим специализациям, в том числе по финансовым услугам и страхованию, представлен в Атласе экономической специализации регионов России.
В данном исследовании объектом наблюдения выступают Сибирский федеральный округ и пять входящих в него субъектов РФ (Республика Алтай, Алтайский край, Красноярский край, Кемеровская область, Новосибирская область), которые выбрали финансовые услуги и/или страхование отраслями специализации. Предложена методика ранжирования потенциала участников финансового рынка этих субъектов РФ. На основе разработанной методики в качестве потенциальной столицы регионального финансового рынка Сибири рассматривается г. Новосибирск. С использованием основных элементов, характеризующих институциональный и инструментальный подходы к формированию финансового рынка, предложены направления создания в Новосибирске регионального финансового центра.
Экономика знаний и цифровизация: оценки влияния на экономический рост регионов России
В экономике знаний информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) ускоряют цифровизацию организаций, домохозяйств, управления, что приводит к экономическому росту стран и регионов. Россия уступает развитым странам в инвестировании секторов экономики знаний и в доле этих секторов в ВВП. Хотя ИКТ отведена решающая роль в цифровизации регионов, при этом цифровое неравенство, фрагментарность экономики знаний на мезоуровне сдерживают рост.
Цель исследования - оценить влияние на экономический рост регионов затрат на развитие экономики знаний, включающей сектор ИКТ, и индексов цифровизации домохозяйств и организаций. Предложена и протестирована на данных Росстата и НИУ ВШЭ эконометрическая модель эндогенного роста. Построены индексы цифровизации домохозяйств и организаций для 2017 г. по 80 регионам. По индексу цифровизации домохозяйств первые пять позиций занимали Московская область, Республика Татарстан, Тюменская область, г. Москва и г. Санкт-Петербург, по индексу цифровизации организаций - г. Москва, г. Санкт-Петербург, Ленинградская область, Ставропольский край и Тамбовская область, в то же время многие регионы Азиатской России и Закавказья существенно отставали.
Подтверждена гипотеза, что затраты на ИКТ приводят к приросту ВРП на душу на 1 п.п. и комплементарны с перетоком затрат на высшее образование. Индексы цифровизации имеют положительные, но статистически незначимые коэффициенты регрессии. Затраты на другие сектора экономики знаний - науку, высшее образование, здравоохранение, формирующие человеческий капитал, не смогли значимо повлиять на экономический рост регионов в 2017 г., возможно из-за «недофинансирования» их развития (на фоне развитых стран). В статье сделан вывод, что для обеспечения экономического роста российских регионов в условиях цифровой трансформации необходимы системные действия в управлении всеми секторами экономики знаний и перетоками знаний, рывок отечественной науки и ИКТ. Полученные в исследовании результаты могут быть полезны в управлении экономикой знаний в условиях цифровой трансформации российских регионов.
Оценка самообеспеченности основными видами продовольствия муниципальных образований Калининградской области
Калининградская область является эксклавным регионом Российской Федерации, что влечет ее уязвимость в политическом и экономическом отношении, а также в самообеспеченности основными видами продовольствия. Невысокая инвестиционная привлекательность сельскохозяйственной отрасли, дефицит кадров и многие другие проблемы ставят под угрозу достижение продовольственной самообеспеченности региона.
Цель настоящего исследования - дать оценку современному состоянию продовольственной самообеспеченности Калининградской области на уровне муниципального образования и выявить узкие места, препятствующие ее достижению. В качестве наиболее репрезентативного взят показатель самообеспеченности по основным видам продуктов питания. Предложена адаптированная методика расчета самообеспеченности для муниципального уровня. При этом использованы рассчитанные показатели необходимых объемов производства в соответствии с рациональными нормами потребления. Это позволило объективно оценить, насколько муниципальные формирования Калининградской области способны обеспечить проживающее там население основными видами продукции.
Полученные результаты показали, что в целом у региона довольно низкий уровень самообеспеченности по основным видам сельскохозяйственной продукции. При этом в нескольких районах не достигнута самообеспеченность ни по одному из рассматриваемых продуктов. Однако многие муниципальные образования, на взгляд автора, обладают потенциалом наращивания производства сельскохозяйственной продукции, о чем свидетельствует рост показателей самообеспеченности продовольствием за исследуемый период. Лицам, принимающим решения в отношении развития сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности в Калининградской области, стоит усилить поддержку сельхозтоваропроизводителей в перспективных муниципалитетах.
Моделирование влияния социальной инфраструктуры на рождаемость в регионах России
Проблема демографического развития России и ее регионов является актуальной уже много лет и, вероятно, останется такой в обозримой перспективе. Более того, совокупность разнородных факторов приводит к ухудшению ситуации в сфере рождаемости. Гипотеза исследования заключается в том, что уровень развития социальной инфраструктуры в значительной степени определяет динамику показателя рождаемости.
Целью исследования являются анализ изменения уровня рождаемости в регионах России и формирование прогноза на среднесрочную перспективу. В статье сделан обзор литературы по рассматриваемой проблеме, проведен анализ уровня рождаемости и изменения репродуктивного поведения в стране, выполнены группировка и ранжирование регионов, разработана эконометрическая модель влияния уровня развития социальной инфраструктуры на рождаемость, сформирован сценарный прогноз развития ситуации в сфере рождаемости в регионах России. Показано, что снижение рождаемости обусловлено комплексом причин, многие из которых поддаются корректировке в весьма ограниченной мере. Прогноз развития ситуации по различным сценариям предполагает сохранение относительно низкого уровня рождаемости до 2024 г. даже в наиболее благоприятных условиях. В совокупности с другими факторами это усиливает угрозы для устойчивого демографического развития страны в целом.
Предложенный инструментарий может помочь принимать научно обоснованные решения в рамках практической деятельности органов государственного управления при реализации регулирующих мер в области социальной и демографической политики.
Влияние образовательного выбора школьников на качество человеческого капитала региона
Одной из причин оттока и снижения качества человеческого капитала в регионах России является образовательная миграция, на которую влияет множество факторов, в том числе территориальные особенности образовательного выбора школьников (вуза и его местонахождения) и последующее невозвращение выпускников вузов на родину. В статье исследуются территориальные особенности образовательного выбора школьников региона на примере Республики Башкортостан. Определен уровень утери республикой высококвалифицированных кадров на основе сопоставления коэффициентов привлекательности вузов России с долей высококвалифицированных кадров в прибывшем или выбывшем населении. Анализ территориальных аспектов образовательного выбора проведен на основе социологического опроса школьников 10-х и 11-х классов школ городских округов и муниципальных районов Республики Башкортостан о выборе места обучения с использованием анкетного метода. Проанализированы результаты выбора в зависимости от места проживания школьника, профиля класса обучения, материального достатка семьи. Территориальное распределение предпочтений школьников по муниципальным районам и городским округам изучено во взаимосвязи с рейтингами вузов соседних регионов и с их географической близостью.
Атнабаева А. Р. alsouy@mail.ru
Треки поступления в магистратуру: какие программы привлекают абитуриентов (кейс Южного федерального университета)
В статье рассматриваются треки поступления студентов в магистратуру Южного федерального университета (ЮФУ) в 2020 г., во время апробации сервисов и инструментов дистанционной подачи документов и дистанционных вступительных испытаний. Целью исследования стали проверка гипотез о треках поступления в магистратуру ЮФУ и анализ наиболее востребованных направлений подготовки с точки зрения стратегий поступления. На основе данных приемной комиссии и социологического опроса студентов ЮФУ описаны и проанализированы стратегии поступления магистрантов по следующим критериям: перерыв в обучении, смена вуза, смена города в бакалавриате, смена города в магистратуре.
В результате исследования выявлены наиболее и наименее востребованные направления подготовки и сформирован портрет потенциального магистранта, демонстрирующий, что целевая аудитория абитуриентов магистратуры разнородна по возрасту, стратегии выбора направлений подготовки и мотивам поступления. Гипотеза о том, что самым популярным треком для магистрантов является продолжение обучения в своем вузе без перерыва, не подтвердилась. Сделан вывод, что треки поступления, включающие смену региона при поступлении, характерны для магистрантов, выбирающих уникальные программы: не самые массовые, с небольшим конкурсом, но с сильной научной школой.
Доказано, что у магистрантов сформировался спрос на индивидуальные образовательные траектории.
Гармонова А. В. agarmonova@hse.ru
Щеглова Д. В. dshcheglova@hse.ru
Феномен угасания стратегий: определение и методика оценки
Статья посвящена изучению феномена «угасания» (потери актуальности и востребованности) стратегических документов регионального и муниципального уровней в России. На основе анализа новостного фона показано, что разрабатываемые документы стратегического планирования статичны, «неповоротливы» и неспособны реагировать на быстрые изменения социально-экономической, политической, культурной ситуации в обществе (как, например, в случае с пандемией коронавирусной инфекции). Это приводит к быстрой «смысловой деградации» стратегических документов, к потере их связи с актуальными социально-экономическими вызовами и проблемами. Выявлено, что длительность периода угасания разная как у регионов и муниципальных образований, так и у отдельных городов и областей в зависимости от местных условий. По нашим оценкам, полное угасание региональной стратегии происходит за два-три года, муниципальной - за год-полтора. Фактически этот период равен времени разработки самих стратегий.
Акимова В. В. varvaraakimova1576@gmail.com
Перспективы развития межрегиональных торговых связей Беларуси, России и Китая в условиях региональной интеграции
В статье представлен анализ состояния и тенденций развития межрегиональных связей Республики Беларусь с Российской Федерацией и Китаем. Разработаны предложения по формированию институциональной основы углубления межрегиональных взаимодействий в рамках Союзного государства Беларуси и России, предусматривающие развитие институтов правового обеспечения, расширения полномочий органов управления Союзным государством Беларуси и России, местного самоуправления, координации и развития интеграционной среды. Освещены основные положения разработанного проекта Стратегии развития межрегионального сотрудничества Республики Беларусь и Китайской Народной Республики, содержащие рекомендации по увеличению количества позиций некалийного товарного экспорта с учетом таких факторов, как наличие спроса, ценовая конкурентоспособность белорусской продукции, расширение номенклатуры экспорта высокотехнологичной продукции и товаров региональной специализации, включение в сотрудничество субъектов малого и среднего предпринимательства, кластерных структур и др. В качестве практически незадействованного резерва роста межрегиональных связей Беларуси, России и Китая определен формат региональных объединений. Основными драйверами наращивания потенциала межрегионального взаимодействия в условиях региональной интеграции рассматриваются создание информационно-аналитической базы данных о состоянии внешнеэкономических стратегий регионов КНР и стран ЕАЭС и их текущих изменениях, использование потенциала проекта цифровых логистических коридоров в ЕАЭС, форжирование торгово-сбытовых альянсов, разработка совместного плана действий по включению в межрегиональные взаимодействия мегаполисов и агломераций, инновационных зон, индустриальных парков, приграничных территорий.
Концепция трансформации социально-экономической системы Кузбасса в контексте политики декарбонизации
Трансформация экономики Кузбасса (Кемеровской области) в документах стратегического планирования региона десятилетиями преподносится как важнейший инструмент ускоренного развития. Авторы статьи доказывают, что, к сожалению, в течение последних 20 лет практически никаких качественных изменений в кузбасской экономике не произошло, и называют причины такой ситуации.
В настоящее время перед Кузбассом стоит непростая задача выбора модели развития на долгосрочную перспективу. С одной стороны, несмотря на существующие внутренние вызовы и риски, власть нацеливает бизнес и общество на ускоренное развитие, полагаясь в первую очередь на возможности роста угледобычи и развития малого и среднего предпринимательства. С другой стороны, в Кузбассе постепенно накапливается критическая масса обстоятельств субъективного и объективного характера, которые уже в среднесрочной перспективе могут коренным образом изменить ситуацию, и трансформация экономики будет единственно возможной моделью развития. Основная проблема - это перспектива вытеснения угля из мировой экономики под давлением тренда на декарбонизацию.
В России отсутствует общепризнанный системный подход к вопросу структурного переустройства углепромышленных регионов в условиях политики декарбонизации. Авторы статьи, изучив актуальные мировые практики, предлагают оригинальную концепцию преобразования экономики Кузбасса на базе принципов «справедливой трансформации» (Just Transition), которые использует Европейский союз. Обязательным условием ее успешной реализации должен стать диалог власти, бизнеса и общества в процессе выработки и согласования коридоров будущего развития региона.
Фридман Ю. А. yurifridman@mail.ru
Моногорода Сибири и Дальнего Востока: новый подход к формированию государственной политики
В настоящем исследовании были рассчитаны истинные сбережения моногородов Сибири и Дальнего Востока в 2011-2018 гг. По результатам проведенных расчетов предложена новая классификация моногородов, учитывающая отраслевую специализацию и уровень истинных сбережений. С нашей точки зрения, для принятия эффективных управленческих решений в отношении каждого моногорода необходимо организовать выездной мониторинг. Предложена возможная структура отчета выездной комиссии. Итогом цикла исследований стали авторские предложения относительно дифференцированных направлений государственной политики для каждой из групп моногородов с учетом уровня истинных сбережений моногорода, отраслевой специфики, расстояния до крупного города, стратегического значения для РФ.
Исследования сибирской научной школы регионального и муниципального управления (к 100-летию со дня рождения Р.И. Шнипера)
В статье рассмотрены основные направления формирования сибирской научной школы регионального и муниципального управления, включающие исследование проблем регионального воспроизводства, экономической самостоятельности регионов, региональных предплановых разработок, программно-целевого подхода к управлению экономикой региона, комплексного регионального планирования, исследование конкурентных позиций регионов, закономерностей механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов на территории, объективных условий и принципов управления социально-экономическими процессами в регионе.
В результате анализа и обобщения институциональных аспектов деятельности государственных и муниципальных органов управления, схем и процедур регионального планирования и прогнозирования выявлены особенности современной структуры управления, предложены направления формирования целостной системы управления региональным и муниципальным развитием, а также основные элементы механизма государственного и муниципального управления в новых условиях социально-экономического развития Российской Федерации. Рассмотрены основные положения концепции регионального и муниципального управления в современных условиях, включающие учет экономических интересов и противоречий развития экономики региона, взаимодействия государственных и рыночных структур, разработку институциональной системы управления региональным развитием, оценку эффективности управления экономикой региона, формирование социально-экономической среды, обеспечивающей усиление конкурентоспособности экономики городов и районов на основе повышения инвестиционной привлекательности и эффективного использования бюджетных средств, что позволит создать предпосылки для перехода к модели управления, обеспечивающей условия для реальной экономической самостоятельности муниципальных образований и повышения их роли в реализации экономической стратегии развития регионов.