Содержание журнала №2 от 2021

Жизнеспособность субъектов Российской Федерации

Способность живого, развивающегося организма приспосабливаться к условиям внешней среды, менять их, находить средства и методы защиты и сохранять себя называют жизнестойкостью и жизнеспособ­ностью. Жизнеспособность живых организмов и самовоспроизводящихся систем в целом и ее отдельные аспекты изучают многие науки. Цель данной работы - количественная оценка жизнеспособности субъектов Российской Федерации. Она выполнена на основе предложенного авто­ром коэффициента жизнеспособности, в расчете которого в этой ра­боте участвуют 15 показателей Федеральной службы государственной статистики РФ за 2000-2018 гг. Данный коэффициент показывает из­менение жизнеспособности, а не ее абсолютный уровень. Анализ рассчи­танных коэффициентов жизнеспособности 79 субъектов РФ показал, что в рассматриваемый период их динамика имела колебательный харак­тер, при этом падения совпадали с периодами мировых финансово-эко­номических кризисов и неблагоприятными для России геополитическими событиями. Амплитуда колебаний уменьшалась, величины коэффициен­тов стремились к единице, что указывает на замедление и прекращение роста жизнеспособности. Полученные результаты могут оказаться по­лезными при исследовании состояния национальной безопасности России и ее административно-территориальных образований и при выработке политики социально-экономического и демографического развития субъ­ектов Российской Федерации.

Казанцев С. В. svkaz@inecon.ru

Изменение уровня жизни населения Республики Бурятии сквозь призму структуры денежных расходов

В статье рассматривается проблема оценки и анализа уровня жизни населения отдельно взятого региона. Цель статьи - оценить изменения уровня жизни населения Республики Бурятии, произошедшие в 2012-2018 гг., относительно периода 2005-2011 гг. В предположении о наличии связи между уровнем жизни и структурой расходов населения выполняется анализ структурных сдвигов по шести компонентам денежных расходов населения. Приводятся точечные и интервальные оценки структурных сдвигов, полученные бутстреп-методом; с помощью критерия Манна - Уитни и перестановочного критерия проверяется их статистическая значимость. По результатам проведенных расчетов делается вывод о снижении уровня жизни в Республике Бурятии, что отражается в ха­рактерных изменениях структуры потребительских расходов и отрица­тельной разнице доходов и расходов населения. Приведенные в статье оценки структурных сдвигов могут быть использованы в качестве ори­ентиров или целевых показателей при выработке мер по повышению уровня жизни населения органами управления республики. Описанная ме­тодика также может быть использована при анализе уровня жизни в федеральных округах, по стране в целом и при межрегиональных сравнениях.

Пискунов Е. Ю. piskunovey@gmail.com

Дугаржапова Д. Б. dolgor@mail.ru

Качество государственных медицинских закупок в конкурентных процедурах

Статья посвящена вопросу обеспечения качества закупок в конку­рентных процедурах на этапе исполнения контрактов. Независимо от регламента применения контрактных положений государственные ме­дицинские учреждения продолжают сталкиваться с проблемами, свя­занными с получением товаров и услуг низкого контрактного качества. В исследовании рассматривается закупочный процесс и анализируются госзакупки медицинских учреждений г. Москвы. Определяются факторы, влияющие на качество поставляемых в рамках закупок товаров и услуг. Выделяются закупочные процедуры медицинских учреждений и типы их контрактов. Описываются простые и сложные контракты с прове­ряемым и непроверяемым качеством. Оценивается конкуренция на тор­гах, где число участников является значимым фактором, определяющим успех аукционов. Изучается влияние системы стимулов на работу по­ставщиков. Сравнивается применение на аукционах механизмов фикси­рованного и договорного качества. Показано, что способность обеспечи­вать конкурентными процедурами качественные закупки зависит от дискреционных полномочий заказчика: от типа контракта, от полноты проектированного технического задания, от способа закупки, а также от степени проверяемости качества и от стимулов. На основании ре­зультатов проведенного исследования автором предлагается закупать стандартизированные товары и услуги на открытых электронных аук­ционах, а сложные, заранее трудно проектируемые закупки сопровож­дать этапом переговоров. Систематизированные результаты способ­ствуют совершенствованию подходов к анализу политики в области обеспечения качества закупок и эффективной реализации контрактной политики со стороны государственных органов.

Кравцова М. В. R-V-K-93@yandex.ru

Распространение коронавируса в России: региональные особенности

Распространение пандемии коронавируса COVID-19 сильно диффе­ренцировано как между странами, так и между территориями внутри стран. Основная цель данной работы состоит в выявлении характерис­тик регионов, оказывающих влияние на масштаб распространения зара­жения коронавирусом на территории Российской Федерации во время второй волны пандемии. С использованием методов эконометрического моделирования были оценены зависимости между рядом региональных характеристик, отражающих уязвимость регионов и их возможности сопротивления заражению, и масштабом распространения коронавируса. Факторами сопротивления стали богатство региона и социальный капитал его населения. Население более обеспеченных российских регио­нов меньше подвергается заражению, а самые уязвимые - более бедные регионы, регионы с высокой плотностью населения, регионы с худшим качеством окружающей среды и регионы с более пожилым населением. В статье продемонстрирована роль социального капитала в сопротивле­нии пандемии: более высокое качество социального капитала связано с более низким уровнем заражения и смертности. Полученные результа­ты могут использоваться для обоснования мер региональной политики для потенциального снижения заражения коронавирусом COVID-19 и другими инфекциями.

Иванова А. И. anastasiya27111994@mail.ru

Кравченко Н. А. nkrav@ieie.nsc.ru

Системные основания и последствия территориально опосредованной депопуляции

Процессы депопуляции страны, почти всех ее регионов и населенных пунктов аналогичны наблюдаемым практически во всех развитых стра­нах и дополнительно активизированы в ходе тридцатилетней трансфор­мации общественных отношений в самой России. Общие и частные осно­вания депопуляции ментального, социального, экономического и полити­ческого характера представлены в трудах отечественных географов и демографов, социологов и экономистов, этнографов и политологов. Обобщая и дополняя их результаты, автор предлагает вербальную мо­дель территориально опосредованных процессов депопуляции. Она ха­рактеризует логику протекания этих процессов в современной России и доминирование в них экономических факторов. В статье критически оценены способы статистического учета территориально опосредован­ной депопуляции. Показана неоднозначная роль межрегиональной и внутрирегиональной миграции в «опустынивании» территорий.

Лексин В. Н. leksinvn@yandex.ru

Опыт развития социального предпринимательства в странах Евразийского экономического союза

Сегодня во всем мире остро ощущается объективная необходимость в проведении значительных социально-экономических преобразований. Это вызвано целым рядом причин, среди которых стоит отметить расслоение доходов, экономические кризисы и политическую нестабиль­ность. Одним из эффективных инструментов, направленных на решение данных проблем, является социальное предпринимательство. С учетом того, что тема социального предпринимательства мало изучена и нуж­дается в дальнейшей проработке, в статье рассмотрены вопросы, ка­сающиеся развития социального предпринимательства в странах Евра­зийского экономического союза. Это позволило выявить достаточную степень единства в развитии социального предпринимательства в стра­нах ЕАЭС на функционально-деятельностном уровне. По подавляющему числу направлений деятельности социальное предпринимательство в этих странах имеет большую степень совпадения. Чаще всего оно представ­лено в таких областях, как социальная защита и реабилитация, здраво­охранение, спорт и туризм, образование. Целевой группой организаций, работающих в сфере социального предпринимательства, как правило, являются социально уязвимые категории граждан. Во многом сходны и проблемы, характерные сегодня для социального предпринимательства в странах ЕАЭС. К ним следует отнести несовершенство законодатель­ного регулирования данной сферы деятельности, недостаточную инфра­структурную поддержку, низкий уровень идентификации социального предпринимательства обществом, а также отсутствие в этой сфере системы учета и отчетности и регулярного мониторинга.

Кадол Н. Ф. NKadol@yandex.ru

Практики участия населения в местном самоуправлении: кейсы сибирских сел

Сельское местное самоуправление как самостоятельный политичес­кий институт демонстрирует явные признаки деградации, его эффек­тивность и дееспособность со временем заметно снижаются. Сокра­щение полномочий и финансовых ресурсов местной власти приводит к развитию деструктивных явлений и процессов: ухудшается состояние объектов сельской инфраструктуры, развиваются негативные демогра­фические тенденции. Цель исследования состояла в том, чтобы оценить, каким образом этим тенденциям может противостоять самооргани­зация сельских жителей, выявить и классифицировать формы инициа­тивного участия сельского населения в местном самоуправлении. Обоб­щение результатов социологического исследования с использованием ме­тода case study в сельских поселениях Новосибирской области и Красно­ярского края позволило выделить основные виды формальных и нефор­мальных практик участия местных жителей в инициировании проектов благоустройства территории, социальной поддержки и в решении дру­гих локальных вопросов.
Сделан вывод, что недостаточная эффективность работы органов местной власти, их слабая ресурсная обеспеченность и неготовность к диалогу с населением влекут за собой появление неформальных типов участия жителей в жизни села. Неформальные практики могут способ­ствовать росту сплоченности местных сообществ и содействовать не только сохранению, но и развитию сельских поселений. Активное вовле­чение сельского населения в разные формы участия позволяет отчасти компенсировать дефекты местного самоуправления и противодейст­вовать негативным тенденциям в сфере жизнеобеспечения сельских по­селений.

Кондратьев М. В. kondratev.post@gmail.com

Фадеева О. П. fadeeva@ieie.nsc.ru

Проблемы экономических взаимодействий Казахстана и России в рамках Евразийского экономического союза

В статье обозначены и подробно проанализированы основные проб­лемы, препятствующие углублению интеграции стран ЕАЭС, в част­ности России и Казахстана. Также рассматриваются вызовы 2020 г., которые непосредственно повлияли на сотрудничество стран в рамках ЕАЭС, усугубив ранее существовавшие ограничения евразийской интег­рации. В качестве основных ограничений для сотрудничества отмеча­ются несогласованность макроэкономических политик, высокая вола­тильность валют стран - участниц ЕАЭС, а также структура эконо­мики ЕАЭС, в которой доминируют добывающие отрасли. Последнее обусловливает слабость внутрирегиональных связей между государст­вами-членами, а также значительную подверженность интеграцион­ного объединения внешним шокам. В свою очередь, рассогласованность макроэкономических политик стран - участниц ЕАЭС объясняется ав­торами различиями в уровнях их социально-экономического развития. Учитывая, что пандемия COVID-19 оказывает дополнительное негатив­ное воздействие на интеграционные процессы в ЕАЭС, авторы приходят к выводу о необходимости того, чтобы Россия и Казахстан, будучи самыми крупными участниками объединения, взяли на себя инициативу по углублению сотрудничества стран, планомерно решая стоящие перед ЕАЭС задачи.

Кулекеев Ж. А. zh.kulekeyev@niikmg.kz

Пак Е. А. zhenyapak@aerc.org.kz; epak@hse.ru

Совместная реализация инициативы «Один пояс - один путь» в контексте стыковки стратегий экономического развития Китая и России

«Один пояс - один путь» - стратегическая инициатива Китая, на­правленная на совершенствование международного сотрудничества. Она предусматривает обеспечение взаимосвязанности инфраструкту­ры, реализацию беспрепятственной торговли и финансовых взаимосвязей на основе усиления политического взаимодействия между странами-партнерами с целью достижения взаимной выгоды. Сотрудничество между Китаем и Россией в рамках инициативы «Один пояс - один путь» и Евразийского экономического союза, а также Большого евразийского партнерства стало важной частью стратегического партнерства двух стран. Сопряжение стратегий развития - гарантия получения значимых результатов сотрудничества. Многостороннее сотрудничество Китая и России, в том числе в стратегических областях, строится на принци­пах, изложенных в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Се­годня, когда мир переживает огромные потрясения, китайско-россий­ское сотрудничество является не только существенным внешним усло­вием развития обеих стран, но и важной гарантией стабильности в ре­гионе и мире.

Юнцюань Ли

Совершенствование муниципального управления на основе моделирования социально-экономических процессов

В статье исследованы методологические проблемы управления со­циально-экономическим развитием муниципальных образований, рас­смотрены подходы к разработке новой концепции муниципального управ­ления социально-экономическими процессами, проанализированы совре­менные подходы к изучению проблем муниципального управления на осно­ве моделирования социально-экономических процессов. Обоснована необ­ходимость системного подхода в муниципальном управлении и использо­вания современного экономико-математического инструментария с целью повышения эффективности принимаемых управленческих решений. Раз­работаны методологические основы и методический аппарат для моде­лирования процессов управления экономикой муниципальных образований как сложных институциональных систем. Предложена балансово-оп­тимизационная модель, предназначенная для прогнозирования соци­ально-экономических процессов развития муниципального образования и управления ими.
В основу предлагаемых методов положены следующие предпосылки. Управление муниципальным образованием представляет собой сложный многоплановый процесс, включающий в себя решение стратегических и тактических задач. Необходимость повышения сбалансированности принимаемых решений в муниципальном управлении с учетом долгосроч­ных целей требует совершенствования многофункционального инстру­ментария. Развитие муниципального образования осуществляется в рамках финансово-бюджетных циклов, равных по длительности одному году. В каждом таком цикле принимаются значимые управлен­ческие решения, влияющие на восполнение бюджета и использование средств бюджета в текущем году и в последующие годы, а также влияю­щие на качественные, нефинансовые показатели развития города.
Предлагаемая модель прогнозирует показатели развития муници­пального образования на длительную перспективу. На основе обобщения положительного опыта использования модели на примере двух неболь­ших городов - Бердска (Новосибирская область) и Кызыла в статье рассматривается применение указанной модели для одного из крупней­ших муниципальных образований РФ - г. Новосибирска. Результаты ис­следования показали, что с помощью разработанной модели могут быть сделаны прогнозы изменений, которые будут происходить в муници­пальном образовании в ответ на определенные виды управленческих воз­действий. При этом можно рассчитывать показатели развития муни­ципального образования в ходе финансово-бюджетных циклов, в каждом из которых принимаются значимые управленческие решения, влияющие на восполнение бюджета не только в следующем году, но и в последую­щие годы, а также влияющие на социально-экономические показатели развития города.

Новоселов А. С. asnov@ieie.nscr

Ковалев А. Е. lex2000@mail.ru

Гайдук Е. А.

Налоговая децентрализация муниципалитетов: как можно использовать неявное межрегиональное взаимодействие

В настоящей работе предпринимается попытка совершенствования методического инструментария анализа пространственных эффектов внутрирегиональной (местной) налоговой бюджетной децентрализации и предложен способ наращивания налогового потенциала российских му­ниципалитетов. Увеличение налоговых полномочий органов местной власти - ключевой элемент бюджетной децентрализации - благопри­ятно для повышения эффективности бюджетных расходов, развития местной экономики и для повышения в целом уровня жизни населения.
В статье в качестве индикатора внутрирегиональной бюджетной децентрализации выступает доля налога на доходы физических лиц местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета субъекта РФ от НДФЛ (доля НДФЛ местных бюджетов). Применяются методы структурного и пространственного корреляционного анализа, группи­ровки и осуществляется анализ регионального законодательства.
Выявлено отсутствие роста налоговых полномочий органов местной власти за 2014-2018 гг., что подчеркивает наличие проблемы их малой величины. Установлено, что децентрализация по НДФЛ присутствует только при малом налоговом потенциале региона и с его ростом умень­шается. Это указывает на недостаток положительных фискальных стимулов для осуществления эффективных местных расходов и раз­вития налоговой базы. Предложен и апробирован способ анализа про­странственных эффектов показателя доли НДФЛ местных бюджетов. Обнаружено, что пространственные эффекты значимы и положитель­ны. Это свидетельствует о межрегиональном взаимодействии в сфере бюджетной политики, т.е. регионы ориентируются друг на друга в решении вопроса о внутрирегиональной налоговой децентрализации.
Предложена методика выделения федеральных дотаций (на нара­щивание местного налогового потенциала), использующая найденные пространственные эффекты. Показано, что соседние регионы будут подтягивать свой уровень налоговой децентрализации и это позволит увеличить объем средств в распоряжении муниципалитетов на большую сумму, чем непосредственно величина трансферта, выделенного на нара­щивание местного НДФЛ. Полученные результаты могут быть исполь­зованы в государственной политике, направленной на увеличение нало­говых полномочий органов местной власти.

Тимушев Е. Н. evgeny_timushev@mail.ru

Научно-практический семинар «Инновационные экосистемы как формы интеграции науки, образования и бизнеса»

ИЭОПП СО РАН традиционно является коммуникационной площад­кой для взаимодействия представителей науки, бизнеса, образования и государства. В статье дан обзор обсуждения проблем интеграционных взаимодействий в рамках инновационных экосистем, состоявшегося на очередном апрельском научно-практическом семинаре по проблемам вы­сокотехнологичного бизнеса.

Юсупова А. Т. yusupova@ieie.nsc.ru

Кравченко Н. А. nkrav@ieie.nsc.ru

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png