Содержание журнала №4 от 2002
Проблемы создания инновационной среды региона в рыночных условиях
В статье рассмотрены подходы к определению содержания и структуры инновационной среды региона. Показано, что если создание инноваций сопряжено с концентрацией исследовательского персонала, то деятельность инновационно-активных предприятий в регионе зависит, прежде всего, от ретроспективы их размещения, технологической специализации, спроса на новые продукты. Описаны элементы современной концепции формирования инновационной среды в рыночных условиях, указаны проблемы ее трансформации, приведены примеры зарубежного опыта становления рыночной среды региона.
Экономическое развитие российской части Баренцева Евро-Арктического региона
Проблемный анализ современного состояния экономики и экологической ситуации в российской части Баренцева Евро-Арктического региона (Республика Карелия, Мурманская и Архангельская области, Ненецкий автономный округ) предшествует комплексному прогнозу. Выделены и сформулированы основные стратегические направления экономического и экологического развития этих регионов, пути и механизмы межрегиональной интеграции. Даны количественные прогнозные оценки.
Оценка влияния угольных предприятий Сибири и Дальнего Востока на окружающую среду
В статье дается анализ техногенного влияния угольной промышленности Сибири и Дальнего Востока на окружающую среду. С помощью официальной методики, принятой в 1999 г. Госкомитетом РФ по охране окружающей среды, оценивается эколого-экономический ущерб этого воздействия. По мнению авторов, некоторые положения методики нуждаются в совершенствовании. К ним относится, например, оценка ущерба от неиспользованных пород и отходов обогащения угольных предприятий. Авторы предлагают уточнения в методику в этой части. В статье описывается суть изменения. На основе анализа полученных оценок эколого-экономического ущерба предлагается изменить очередность финансирования природоохранных мероприятий в угольной отрасли восточных районов России, главным образом для разрезов с открытой добычей.
Вступление России во Всемирную торговую организацию: оценка экономических последствий для регионов
В преддверии весьма вероятного и скорого вступления России во Всемирную торговую организацию авторы анализируют состояние исследований в области оценки последствий данного шага для экономики регионов России. Отмечается огромное отставание в исследовании подобных проблем, преобладание фрагментарных оценок при ведущей роли отраслевого подхода, большое количество умозрительных заключений, как следствие отсутствия полноценного инструментария, учитывающего всю сложность межотраслевых и межрегиональных взаимодействий. По мнению авторов, для экономики страны в целом и особенно для восточных и северных районов соотношение плюсов и минусов от дальнейшей либерализации внешней торговли и внутренней экономики не в пользу первых.
Сахалин: структуризация проблемы формирования эффективного организационно-экономического механизма
В статье сформулированы контрастные сценарии развития внешней среды, в которой предстоит функционировать и развиваться организационно-экономическим механизмам субъекта Российской Федерации - Сахалинской области. Ключевым варьируемым параметром сценариев-контрастов выступает известный проект прямого железнодорожного сообщения материк - о. Сахалин, трактуемый в разных сценариях с разной степенью расширительности. Такой подход, на наш взгляд, адекватно отражает реалии будущего глобализованного мира, где наряду с интернет-экономикой и ее информационными связями важная роль будет принадлежать транспортным (физическим) коммуникациям. Дано описание альтернативных вариантов устройства организационно-экономических механизмов региона. Сформулирована постановка проблемы оценки ожидаемой эффективности этих механизмов.
Стратегия развития Сибири: сопоставительный анализ вариантов и направления дальнейших исследований
Правительство Российской Федерации утвердило 7 июня 2002 г. "Стратегию экономического развития Сибири". В этой связи в статье обсуждаются проблемы выбора направлений дальнейших исследований, связанных с реализацией стратегии и ее адаптацией к возможным политическим, экономическим и социальным сценариям трансформационных процессов в России и мире, вызванных глобализацией мирохозяйственных связей. Проблема формулируется следующим образом: каковы те главные мероприятия, которые следует осуществить для реализации стратегии и получения гарантированного результата, понимаемого как достижение приемлемого уровня целевых установок, декларированных в стратегии? Выдвигается и обсуждается гипотеза, в соответствии с которой данная задача в условиях неопределенности, возникающей из-за незавершенности процессов рыночной трансформации в России и активизации процессов глобализации в мире, решается посредством создания эффективных организационно-экономических механизмов осуществления стратегии. В статье предлагается подход для выявления допустимого множества альтернативных механизмов, потенциально способных обеспечить решение задачи, и намечается методология и методика выбора наиболее предпочтительной альтернативы. Рассматриваемый инструментарий предполагает использование современных информационных технологий и привлечение на стадиях анализа и синтеза широкого круга экспертов. Рабочим приемом на всех стадиях исследования служит сопоставление научных основ стратегии развития Сибири, разработанных СО РАН, и правительственного варианта стратегии, опубликованных в журнале № 4 за 2001 г. и № 3 за 2002 г. соответственно.
Социальное положение Красноярского края
Автор сформировал систему критериев и индикаторов оценки социального положения Красноярского края. На основе этих показателей выполнен анализ уровня безработицы, бедности, дифференциации доходов населения, смертности и рождаемости, и др. Общая социальная и демографическая ситуация в крае характеризуется как неблагоприятная.
Возможности формирования эффективного налогового механизма в регионе
Автор исследует возможность повышения доходов региона за счет собственных налоговых источников. Налоговая система на региональном уровне в настоящее время находится в организационном кризисе. В статье раскрывается его суть. Кризис приводит к несоответствию способов функционирования налоговой системы формам и методам организации хозяйственной деятельности. Показаны пути преодоления кризиса и предложены меры по обеспечению эффективного налогового контроля в рамках действующего гражданского законодательства, так как правовая регламентация предпринимательской деятельности способствует уклонению от уплаты налогов.
Региональное прогнозирование: ценовой и материально-вещественный аспекты
В работе рассматриваются проблемы регионального прогнозирования на основе традиционно используемого в ИЭОПП СО РАН народнохозяйственного подхода, позволяющего исследовать экономику отдельного крупного региона во взаимосвязи с тенденциями развития других регионов и страны в целом. Показаны некоторые особенности сложившейся в ходе рыночных реформ системы межотраслевого и межрегионального распределения производимой продукции и доходов, обосновывается необходимость учета особенностей этой системы на модельном уровне. В развитие ранее опубликованных авторами работ приводится методика использования марковских моделей для исследования народнохозяйственных процессов на межрегиональном уровне.
Нефтедобывающие регионы в условиях изменения системы налогообложения
В статье анализируются изменения в системе налогообложения нефтегазового сектора России, которые произошли в начале 2002 г. Реформирование затронуло все ключевые для нефтедобычи налоги: платежи при пользовании недрами, налог на прибыль, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы, экспортные пошлины. Эти изменения серьезнейшим образом затрагивают интересы сырьевых регионов: снижаются доходы консолидированных региональных бюджетов от добычи углеводородного сырья. В новых условиях необходимо уточнение условий всех уже заключенных лицензионных соглашений. Введение налога на добычу (в современной форме) не будет стимулировать рациональное освоение запасов углеводородного сырья, поскольку для месторождений с различными горно-геологическими характеристиками, находящихся на различных стадиях освоения, устанавливаются единые ставки.
Химический комплекс Иркутской области в годы реформ
Крупнейший химический комплекс создан в советский период в Иркутской области. В статье анализируется его состояние в годы реформ, вскрываются причины неэффективной работы комплекса в последнее десятилетие. Обосновываются меры по выходу предприятий химического комплекса из кризиса.
Основы стратегии развитии экономики Иркутской области в начале XXI века
Развитие Иркутской области сегодня продолжается, ориентируясь на стратегию полувековой давности. Она была эффективной в условиях относительно низкой стоимости электрической и тепловой энергии, магистрального транспорта, рабочей силы, сбыта продукции в основном на внутренний рынок. Дальнейшее развитие области в изменившихся социально-экономических условиях в рамках старой стратегии уже не дает ощутимых результатов. Сегодня преимущества получают высокотехнологичные производства, работающие на конечного потребителя и максимально использующие достижения науки в производстве. В статье рассмотрены основные направления формирования новой стратегии развития региона. По существу, необходим переход от экспортно-сырьевой ориентации на инновационный путь развития.
Новый этап сотрудничества между северными регионами Канады и Сибирского федерального округа
В Новосибирске 24-28 июня 2002 г. прошли два научно-практических семинара и ряд мероприятий в рамках российско-канадской программы обмена опытом в области государственного управления и развития северных районов с учетом задач, стоящих перед Сибирским федеральным округом. В данном материале приводятся сведения об участниках семинаров, перечень обсуждавшихся вопросов и предварительные результаты дискуссий.