Содержание журнала №3 от 2001
Региональное программирование и территориальные различия: ограничения и возможности
В статье обсуждается ряд вопросов методологического характера, влияющих на эффективность регионального программирования как инструмента государственной региональной политики: наличие многих относительно частных институциональных моделей региона, принципиально несводимых друг к другу, и отсутствие их должной координации при разработке региональных программ; существование пределов структурных парадигм региональных программ, влияющих на реализуемость выбранных целевых установок; наличие мощных механизмов самостабилизации (констант регионального развития) при недостаточно выраженной нацеленности частных программных ориентиров на обобщающий градиент развития региона; относительная условность достигаемых в программах компромиссов приоритетов федеральных и региональных интересов; использование не всегда адекватных измерителей территориальных различий при выявлении приоритетов программных установок и оценке межрегиональных различий.
Концепция межбюджетных отношений в регионе
В статье рассмотрены принципы и методы совершенствования межбюджетных отношений в контексте развития налогово-бюджетной системы РФ в целом и бюджетного федерализма в частности. Выявлены условия и предпосылки для реформирования системы межбюджетных отношений, сформулированы цели и механизмы таких преобразований, включая информационное, организационное и методическое обеспечение социально-экономического и финансового планирования в регионе. Особое внимание уделено вопросам укрепления финансовой самостоятельности муниципальных образований - субъектов межбюджетных отношений и обоснованию стимулирующих дотаций местным бюджетам. Предложены два варианта методики расчетов межбюджетных финансовых потоков.
Клисторин В. И. klistorin@mail.ru
Экономика восточного анклава России: состояние и перспективы развития
Оценки современного экономического и социального положения субъекта Федерации - анклава на крайнем востоке России, характеризуют Сахалинскую область как проблемный регион. Перспективы развития региона во многом определяются потенциалом углеводородного сырья на шельфе о. Сахалин, конкурентоспособным спросом на нефть и газ географически близкими странами, наличием механизма привлечения инвестиций (концессия в области природопользования) для их освоения. Уже начали претворяться в жизнь первые проекты по освоению месторождений шельфа. Развитие экономики анклава будет определяться и транзитной ролью о. Сахалин на пути Японии в страны Восточной Азии и Европы после завершения строительства тоннелей (мостовых переходов) о. Хоккайдо - о. Сахалин и о. Сахалин - материк. Все это позволит в перспективе после 2010 г. отнести Сахалинскую область к типу регионов программно-развивающихся с улучшением показателей уровня жизни населения и динамичной экономикой.
Эволюция отношений центра и регионов России
В статье исследуется эволюция взаимоотношений федерального центра и регионов Российской Федерации. Автор отмечает, что эти отношения нуждаются в последовательном совершенствовании, так как сегодня они остаются неопределенными и неустойчивыми из-за отсутствия действенных механизмов согласования интересов центра и регионов. По мнению автора, предпосылки и правовые контуры демократического федерализма к настоящему моменту созданы, и в начале ХХI в. Россия может изменить федеративное устройство - перейти от асимметричной договорной федерации через асимметричную конституционную к симметричной конституционной федерации.
Экономические потери от административных барьеров в хозяйственной деятельности
Правительство Российской Федерации заинтересовано в активизации развития экономики, что выражается в подготовке проекта закона о дебюрократизации предпринимательства. В статье проанализированы административные барьеры ведения хозяйственной деятельности, стоящие на пути предпринимателей, и оценены экономические потери общества от их существования. По оценкам автора, только потери населения от завышения розничных цен вследствие того, что предприниматели вынуждены оплачивать административные поборы, в среднем за месяц составляют 18 млрд руб., что превышает доходы консолидированных бюджетов от сбора подоходного налога с физических лиц в 2000 г.
Институциональные основы и социальная база развития сельского предпринимательства
Статья посвящена социологическим аспектам становления сельского предпринимательства - анализу институциональных основ и социальной базы развития сельского предпринимательства, мотивации выбора формальных и неформальных видов предпринимательской деятельности. Наряду с этим в статье рассматривается ряд теоретико-методических вопросов исследования, связанных с уточнением категории "сельское предпринимательство" и с классификацией видов предпринимательской деятельности. Особое место уделено анализу тенденций развития формальных и неформальных видов сельского предпринимательства в условиях реформирования аграрных отношений: малому агробизнесу, развитию фермерских хозяйств, личного подсобного хозяйства населения как основного неформального сектора аграрной экономики, а также функционированию реорганизованных коллективных хозяйств как субъектов сельского предпринимательства.
Ближайшие приоритеты межрегиональной политики
В статье рассматривается прогноз развития экономики России в региональном разрезе на основе межрегиональной модели, позволяющей объединять межотраслевые прогнозы развития регионов и находить сбалансированные поставки продукции между ними. В основу прогноза положена идея восстановления на новой технической базе территориальных пропорций, существовавших в дореформенном 1992 г. Необходимость такой стратегии обосновывается с социальных позиций. Приводятся расчеты развития экономики регионов России в 2001 г., при условии что остались бы территориальные пропорции 1990 г.
Роль энергетики восточных районов в решении актуальных проблем экономики России
Новая ситуация в России после распада СССР диктует, по мнению автора статьи, важность восточного стратегического направления внешнеэкономических связей. Топливно-энергетический потенциал восточных районов страны, особенно Восточной Сибири и Дальнего Востока, можно рассматривать как один из важных инструментов углубления энергетической интеграции России со странами Северо-Восточной Азии (СВА). Создание с активным участием России и стран СВА развитой энергетической инфраструктуры позволит снизить стоимость энергоносителей, повысить надежность энерго- и теплоснабжения потребителей стран-партнеров, облегчить решение экологических проблем. Для выполнения названных задач, по мнению автора, необходимо разработать комплексную долгосрочную стратегию энергетического взаимодействия России со странами СВА и механизмы ее реализации. Эту стратегию можно разработать путем объединения усилий заинтересованных стран при поддержке российского государства.
Роль энергетических ресурсов Сибири в топливно-энергетическом комплексе России
В статье показана роль сибирских энергетических ресурсов в топливно-энергетическом комплексе России. В перспективе их роль будет возрастать. Это связано со значимостью энергетического фактора в формировании согласованной экономической политики регионов России и ростом значимости энергетики Сибири в усилении внешнеэкономических связей страны. Авторы дают оценку эффективности и масштабов поставок энергоресурсов в регионы России и на экспорт в зависимости от проводимой в стране политики цен на энергоресурсы.
Лагерев А. В. lagerev@isem.sei.irk.ru
Топливно-энергетический комплекс Восточной Сибири и Дальнего Востока: предпосылки и условия развития
В статье анализируются возможные внешние условия, которые будут влиять на развитие энергетики восточных регионов России в следующие 20 лет. Оценивается вероятный спрос на энергоносители для двух сценариев развития экономики. Рассматривается возможный диапазон цен на топливо в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. На фоне ожидаемого баланса газа в странах Северо-Восточной Азии оценивается его рациональный экспорт из России в зависимости от цен на газ в этих странах.
Территориальные производственно-энергетические комплексы как перспективная форма пространственной организации энергетики регионов
В статье обсуждаются вопросы формирования территориальных производственно-энергетических комплексов (ТПЭК). Обосновывается точка зрения, что ТПЭК, обеспечивая кардинальные изменения в территориальной организации ТЭК (как в целом, так и отдельных его элементов), способствуют рационализации пространственной структуры производительных сил регионов и, в конечном счете, улучшению социально-экономической ситуации в каждом из них. Преимущество ТПЭК как организационной формы решения задач "энергетической направленности" показано на примере Восточной Сибири и Дальнего Востока. Объективность процесса формирования ТПЭК в этих регионах подтверждается результатами анализа предпосылок, особенностей, задач формирования ТПЭК и доминантных социально-экономических проблем их развития в тесной увязке со сменой парадигмы развития ТЭК в условиях рыночной экономики.
Агафонов Г. В. gleb@isem.sei.irk.ru
Регион как новый элемент территориального развития в Венгрии
Переход экономики Венгрии на рыночные отношения показал несостоятельность регионального дифференцирования, существовавшего в этой стране до 1990 г. Регион становится объектом управления территориального развития. Это подтверждено законом о территориальном развитии, принятым в Венгрии в 1996 г. В статье рассматривается важнейший элемент закона, а именно статус региона как новой формы управления и программирования территориального развития.