Содержание журнала №3 от 2005
Когнитивный анализ ситуационного управления в тарифной политике в энергетике региона
Для учёта социально-экономической ситуации в регионе, положения потребителей и производителей энергии в практике регулирования тарифов авторов предлагают применять технологии когнитивного анализа и структуризации информации о взаимосвязанных факторах, воздействующих на региональный рынок энергии. Предложенные методы позволяют оценивать влияние энерготарифов на социально-экономическое положение участников энергетического рынка региона в условиях неполной информации и моделировать сценарии развития ситуации в зависимости от выбранной тарифной политики.
Лукьянец А. А. luka@tomsk.gov.ru
Российский федерализм: программы и инициативы
В статье анализируется выполнение программных документов Правительства РФ в части развития федеративных отношений в России и практические меры, предпринимаемые в данном направлении. Отмечается, что в последние два-три года программные заявления и фактические действия руководства страны в области совершенствования отношений между федеральными и региональными органами власти все более расходятся. Особенно это ощутимо в части реализации на практике принципа субсидиарности. В результате снижается позитивное воздействие на экономику разрабатываемых планов и программ и возрастает неопределенность по поводу региональной политики федерального центра.
Институциональные условия и механизмы реализации Стратегии социально-экономического развития Сибири
В статье рассматриваются новые подходы к институциональным условиям и механизмам реализации второй версии Стратегии социально-экономического развития Сибири. Поскольку ее сквозным структурообразующим элементом является инвестиционный проект, особое внимание уделено вопросам инициирования таких проектов, их финансирования, управления ими и контроля за их реализацией. Среди проектов выделяются производственные, социальные и обеспечивающие. Для производственных проектов механизмы реализации должны дифференцироваться в зависимости от их характера и специализации; доли участия государства в их финансировании; возможности привлечения для их выполнения иностранных инвесторов. Финансирование социальных и обеспечивающих проектов предложено сконцентрировать вокруг новой федеральной целевой программы «Реализация Стратегии социально-экономического развития Сибири». Альтернативным подходом может быть создание Сибирского фонда регионального развития как аналога структурных фондов региональной политики Европейского сообщества. Для оперативного управления и контроля за ходом реализации стратегии предлагается создать специальную дирекцию. В статье делается вывод, что система управления ходом реализации стратегии должна рассматриваться как важное направление совершенствования всей системы регионального управления в Сибирском федеральном округе в единстве ее финансовых, институциональных, организационных и кадровых аспектов.
Динамика численности населения и перспективы формирования трудового потенциала региона (на примере Вологодской области)
В Вологодской области по сравнению со среднероссийскими показателями сокращение численности населения идет более высокими темпами. Рождаемость в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. В статье проведена оценка динамики численности и половозрастного состава населения региона. Получено общее представление о возможных изменениях региональной демографической ситуации при определенных допущениях, касающихся базовых демографических показателей, таких как рождаемость, смертность и миграция.
Реформа системы здравоохранения в России: социальные последствия коммерциализации
Недостаточное финансовое обеспечение государственных обязательств по предоставлению бесплатной медицинской помощи населению приводит к развитию теневого сектора здравоохранения, углублению социального неравенства и способствует увеличению неэффективных расходов в сфере здравоохранения. Сопоставление доходов домохозяйств и их денежных расходов на медицинские услуги и лекарства на основе анализа данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения приводит к заключению, что эти расходы ложатся более тяжелым бременем на группы с более низкими доходами. В сложившейся ситуации, как ни парадоксально это звучит, некоторое сокращение гарантируемого государством объема бесплатных медицинских услуг может способствовать восстановлению социальной справедливости.
Направления инновационного развития Сибирского научно-производственного комплекса
Помимо сырьевых отраслей рентабельными в Сибири могут быть высокотехнологичные наукоемкие производства, специализирующиеся на продукции гражданского назначения. Однако их доля составляет всего лишь 0,5% от общего объема производства. Это закритический уровень слаборазвитой сырьевой экономики, что определяет неустойчивое состояние экономики и слабые перспективы ее роста. Основой для подготовки наукоемких технологий является научно-образовательный комплекс Сибири. Назрела неотложная необходимость в разработке и реализации государственной программы инновационного развития научно-производственного комплекса Сибири на базе крупных инновационных проектов национального масштаба. Это прежде всего инновационно-технологические проекты развития и диверсификации ключевых отраслей – ТЭК, нефте- и газохимии, цветной и черной металлургии, деревоперерабатывающей и целлюлозной промышленности, лесо- и углехимии, сельского хозяйства, транспортного комплекса. Это также проекты, обеспечивающие принципиальный рывок в развитии новых наукоемких производств, телекоммуникаций, медицины, здравоохранения. В статье рассматривается цели, структура и задачи такой программы. Делается вывод, что пока существующая нормативно-правовая база не в полной мере позволяет использовать научно-технический потенциал научных организаций Сибири для активизации инновационной деятельности в регионе.
Оценки перспектив развития железнодорожной сети в Транспортной стратегии России
В статье оценивается целесообразность сооружения новых железнодорожных магистралей, в частности Северо-Сибирской, названной приоритетной в проекте «Транспортная стратегия России», разрабатываемая по заданию Министерства транспорта Российской Федерации. Авторы статьи приводят аргументы против сооружения в первую очередь Севсиба, так как в ближайшие годы эта магистраль не будет загружена по той же причине, что и БАМ, т.е. из-за отсутствия должной внутренней погрузки. По объемам грузов, предъявляемых к перевозке на действующих магистралях, мы не приблизимся к объемам СССР, по нашей оценке, до 2030 г. Для соответствующего крупномасштабного строительства требуются колоссальные средства, поэтому жизненно важно правильно определить стратегию эшелонирования затрат и результатов во времени и тщательно обосновать перечень программ и проектов, подлежащих разработки в первую очередь.
Предпроектные обоснования региональных инвестиционных инициатив
В статье развиваются подходы, связанные с комплексной оценкой инвестиционных предложений на ранней стадии обоснования приоритетов инвестиционной политики в регионе. Показаны возможности методики, предложенной ранее для отдельного субъекта Федерации, при ее использовании для исследований, проводимых в масштабах Сибири в целом. Анализируются результаты расчётов по модифицированной методике оценок приоритетности инвестиционных предложений по регионам Сибири, представленных в Инвестиционном паспорте Сибирского федерального округа.
Оценка снижения эмиссии угольного метана в Кузбассе
В статье дана эколого-экономическая оценка эффективности извлечения и утилизации угольного метана Кузбасса с учетом базовых понятий, лежащих в основе Киотского протокола и Марракешских соглашений. Эффективность рассчитана по трем основным направлениям: для замены природного газа, экспортируемого в страны ЕС и АТР, для производства электрической и тепловой энергии на собственные нужды и в качестве воздуха горения в энергоустановках. Показано, что использование рыночных механизмов Киотского протокола значительно повышает эколого-экономическую эффективность утилизации угольного метана по всем трем направлениям. Эффект от замещения метаном природного газа для экспорта в страны АТР может составить к 2010 г. 37-55 млн. долл. США без привлечения угольного кредита и на 50 -70% больше с его привлечением.
Экономическая этика и культура против зла криминализации транзитивной экономики России
В статье рассматриваются сущность, предпосылки и предыстория возникновения, становления и развития корпоративной культуры в России. Сформулированы и исследованы направления, факторы и условия формирования и развития корпоративного управления на российских предприятиях. Обоснованы три уровня управления корпоративной культурой, обозначены средства управления корпоративными отношениями внутри хозяйствующего субъекта.
Региональные аспекты финансового структурирования капитала предприятий
Одной из актуальных задач в области реформирования российской экономики является разработка механизма консолидации бюджетных и корпоративных факторов, оказывающих влияние на финансовую результативность предприятий, корпораций и бюджетную сбалансированность в регионах. В статье на примере Иркутской области рассматриваются важнейшие региональные аспекты финансового структурирования капитала предприятий–резидентов региона. Сделаны выводы о развитии таких явлений, как эрозия финансовых ресурсов, отлив налогов из региона, сопровождающихся активными перераспределительными процессами в части ресурсов, доходов, имущества и налогового потенциала.
Агропромышленная политика в Республике Саха (Якутия)
Одна треть населения Республики Саха (Якутия) проживает на селе, и изучение проблем занятости этой части жителей актуально. В статье дан анализ современного состояния сельской экономики, для которой характерны застойная безработица, низкий уровень доходов, неразвитость социальной инфраструктуры, приведшие к социальной напряженности и высокой миграции из сельской местности. Показаны направления развития сельской экономики, способствующие росту объемов сельскохозяйственной продукции, решению проблем занятости и самозанятости на селе. Это развитие семейной экономики как относительно некапиталоемкой сферы; развитие сельской промышленности и ее интеграция с промышленностью республики; развитие потребительской кооперации, решающей проблемы сбыта продукции, производимой на селе.
Формирование финансовых потоков при разработке стратегии развития муниципальных образований
В статье рассматриваются вопросы формирования финансовой базы развития муниципальных образований. Анализируются источники поступления финансовых ресурсов на территорию муниципального образования и механизм формирования каждого источника. Применение модели материально-финансового баланса позволяет дать общую оценку финансовых потоков, поступающих на территорию, и определить направления их использования. Полученная информация может быть полезна при разработке стратегии развития муниципального образования и формировании механизма ее реализации, включая мероприятия по привлечению финансовых ресурсов.
Экономические оценки условий жизнедеятельности населения на Севере России
В статье представлен индикативный подход к расчету показателей удорожания стоимости жизни и капитала в широтных зонах Севера в зависимости от степени дискомфортности природно-климатических условий. Обосновываются возможность и целесообразность расчета физиологической потребительской корзины северян на базе гипотезы рациональности поведения среднестатистического жителя в денежных потребительских расходах домашних хозяйств в условиях нежестких бюджетных ограничений. Предложена компактная система экономических индикаторов удорожания стоимости жизни и основного капитала, которая позволит формировать систему дифференцированных государственных преференций. Даны оценки удорожаний стоимости рабочей силы и капитала в широтных зонах Севера по сравнению Московской областью. Обосновывается необходимость широтного районирования Севера России.
Принципы эффективного экономического развития общин коренных народов Севера Канады
В статье на примере инуитов проанализированы условия жизни коренных малочисленных народов Севера Канады в последние четыре десятилетия. Показано, какие перемены произошли в жизни северных народов в социальной сфере, в области культуры и экономики. В частности, были созданы органы государственного управления северных территорий, федеральное правительство делегировало часть прав и полномочий территориальным органам власти, с инуитами Нунавута, Нунавика и Лабрадора заключены соглашения об урегулировании земельных претензий.