Содержание журнала №1 от 2024

О контурах и реалистичности новой модели развития Сибири

В статье рассмотрены целесообразность и предпосылки форми­рования новой модели развития Сибири, даны понятия национальной и региональной моделей развития. Показаны особенности и сформули­рованы направления реализации модели развития Сибири в условиях адап­тации к вызовам и угрозам последнего времени, в том числе выделены пять типов маневрирования и приспособления к новым условиям разви­тия: структурный маневр, транспортно-логистический маневр, управ­ленческий маневр, научно-технологический маневр, пространственный маневр. Рассмотрены контуры новой модели развития Сибири, которая может быть реализована в период перехода на траекторию возобнов­ляющегося экономического роста России с его высоким качеством. Пред­ложены шесть векторов - основополагающих принципов и направлений реализации такой модели, главными из которых являются переход на модель возобновляющегося роста социальной ценности, усиление связ­ности пространства Азиатской России и формирование новой системы трансграничных взаимодействий. Исходя из анализа Основных положе­ний XIV пятилетнего плана народно-хозяйственного и социального раз­вития КНР и перспектив до 2035 года показано, что Китай в своих стратегических планах фактически ориентирован на такую модель раз­вития. В заключение дана оценка реалистичности предлагаемой модели развития Сибири.

Селиверстов В. Е. sel@ieie.nsc.ru

Российская академия наук и изучение экономики Сибири: от описания и осмысления к проектированию направления развития в меняющихся условиях

В статье предпринята попытка рассмотреть и проанализировать основные тенденции в изучении экономики Сибири на протяжении 300-летней истории Российской академии наук. Показано, что иссле­дование социально-экономических процессов на обширной территории и с точки зрения тематики, и с точки зрения его направленности во многом определялось такими важнейшими обстоятельствами, как роль и место макрорегиона в решении проблем развития страны в целом, а также степень вовлеченности государства в выстраивание системы форм, мер и шагов по созданию благоприятных условий как для хозяйст­венной деятельности, так и для проживания населения.
Отличительная особенность деятельности Академии наук состояла в учете разнообразных условий (как природных, так и культурно-исто­рических) социально-экономического развития территории Сибири. На основе сочетания обширных прикладных и полевых исследований с рабо­тами фундаментального (общесистемного) характера были разработа­ны и предложены подходы к формированию траекторий долгосрочного социально-экономического развития, которые в целом ряде случаев пред­восхищали парадигму устойчивого эколого-социально-экономического развития.
В числе основных трудностей реализации разработанных и предло­женных сотрудниками РАН решений и подходов в социально-экономи­ческой области следует отметить доминирование отраслевого (ранее ведомственного, в настоящее время корпоративного) начала. Отрица­ние на практике эффективных форм горизонтальной координации на региональном (межрегиональном) уровне реализации проектов соци­ально-экономического развития явилось и продолжает оставаться ос­новной причиной слабого (недостаточного) использования полученных сотрудниками РАН обобщенных выводов и их предложений.

Крюков В. А. kryukov@ieie.nsc.ru

«Другая страна» и ее региональная политика

За несколько последних лет Россия снова стала другой. Небывалой остроты достигло ее противостояние с «коллективным Западом», а наложенные им санкции фактически прекратили столь значимые для нашей страны западные инвестиции и экспортно-импортные операции. Это частично компенсировали «поворот на Восток» и усилия по фор­мированию самодостаточной («суверенной») экономики. Федеративная Россия пополнилась шестью субъектами РФ, на четырех из них два года проходит специальная военная операция, а производственные и инфра­структурные объекты требуют восстановления и обновления преиму­щественно за счет федеральных финансовых и материально-техничес­ких ресурсов. Ускоренное развитие предприятий оборонно-промышлен­ного комплекса и объектов Арктической зоны РФ сопровождается лока­лизацией экономического и инфраструктурного потенциала страны в не­скольких регионах при продолжающихся депопуляции и «опустынивании» огромных территорий. Проводимая региональная политика, по мнению авторитетных ученых, не в состоянии стать системным регулятором процессов изменения пространственно опосредованной реальности. Не предполагая рассмотреть все аспекты и негативные последствия этого, автор предпринимает попытку обратить внимание читателей всего на пять вопросов: 1) почему Россию последних лет нужно считать «другой страной»? 2) на что претендует государственная региональная поли­тика и учитывает ли она реалии «другой страны»? 3) чем обернется политика точечной локализации потенциала страны? 4) к чему ведет отсутствие территориального разреза федерального и региональных бюджетов? 5) как обсуждаются проблемы региональной политики в но­вейших трудах наших ученых?
 

Лексин В. Н. leksinvn@yandex.ru

Региональная проекция агломерационной экономики в России

В статье рассматривается функционирование агломерационной экономики в регионах России, проводится эмпирический анализ резуль­татов работы предприятий и изучается их зависимость от близости к крупному региональному рынку. Информационной основой исследования выступают данные СПАРК-Интерфакс за 2019-2020 гг. Проведенный анализ не подтвердил распространенное мнение о том, что агломе­рационные эффекты проявляются на очень ограниченных территориях центра России. Эконометрические оценки свидетельствуют о значи­тельном вкладе агломерационной экономики в эффективность компаний, расположенных в различных частях страны. Во всех географических зонах и федеральных округах РФ имеются регионы как с существенными, так и с незначимыми положительными агломерационными эффектами, в некоторых регионах они отрицательные. Проявление агломерационных эффектов в регионах не зависит ни от плотности экономической актив­ности, ни от уровня развития коммуникационной инфраструктуры. Оче­видно, что отсутствие кооперации между местными производителями препятствует реализации существующего агломерационного потенциа­ла в стране.

Коломак Е. А. ekolomak@academ.org

Анализ структурных оснований межрегиональной дифференциации производительности труда

В статье исследуется межрегиональная дифференциация уровней производительности труда (ПТ), лежащих в основе различий региональ­ной экономической динамики. Средствами структурного анализа «сдвиг-доля» оценена значимость отраслевой структуры и ее изменений в формировании межрегиональных различий уровней ПТ. Был выполнен структурный анализ изменений в производительности труда, измерен­ной объемом ВДС на одного занятого в экономике, на данных субъектов РФ в разрезе отраслей ОКВЭД за период 2011-2021 гг. Результаты анализа выявили тенденцию к конвергенции региональных уровней ПТ. Основной вклад в конвергенцию вносят региональные сдвиги, возникаю­щие из внутриотраслевых различий ПТ в зависимости от локации про­изводств, и в существенно меньшей степени - отраслевые сдвиги, указы­вающие на межотраслевые различия ПТ. Основной вклад в дивергенцию региональных уровней ПТ вносят локализационные сдвиги, возникающие в процессе специализации региона на производствах, представляющих его сравнительные преимущества. Локализационные сдвиги большей частью происходят в азиатских регионах России.

Мельникова Л. В. melnikova@ieie.nsc.ru

Сибирское отделение АН СССР: история успеха

Целью исследования являются историческая реконструкция обосно­вания, подготовки и первого этапа реализации проекта организации Си­бирского отделения АН СССР, выявление объективных и субъективных факторов, способствовавших успеху его организационного оформления. Основная гипотеза исследования состояла в том, что создание СО АН СССР отвечало выбранной руководством страны стратегии развития производительных сил, его геополитическим приоритетам. Критичес­кий анализ большого числа источников, включая опубликованные доку­менты, позволил получить подтверждение этой гипотезы. В статье показано, что значительную роль в реализации проекта сыграли субъ­ективные факторы, а именно формирование многочисленной коалиции в поддержку проекта, широкие полномочия его организаторов, особен­но в кадровой политике. В то же время распространенное представле­ние о влиянии личного фактора в становлении СО АН СССР и бес­конфликтности в реализации проекта не получили дополнительного под­тверждения. В статье показано, как и почему вызревала идея форми­рования центра фундаментальной науки на востоке страны и как акку­мулировался опыт в этой области. Продемонстрировано, что вопреки господствующему принципу разделения науки и высшего образования, в Сибири удалось реализовать противоположную концепцию. Анализ опыта создания СО АН СССР полезен при формировании как науч­но-технологической политики, так и политики пространственного раз­вития страны, при подготовке стратегических документов различного уровня и назначения.

Клисторин В. И. klistorin@mail.ru

Сотрудничество науки и бизнеса: региональный опыт и перспективы развития

На примере субъектов Сибирского федерального округа показаны проблемы взаимодействия науки и бизнеса в рамках формирования инно­вационных экосистем. Проведен сравнительный анализ развития регио­нов округа в исследовательской, инновационной и технологической сфе­рах. Предложена схема позиционирования каждого из них в координатах научного и технологического потенциалов, которые отражают способ­ности регионов создавать знания и инновации и восприимчивость регио­нальной экономики к использованию и коммерциализации научных раз­работок.
Выделены регионы-лидеры с развитыми и сбалансированными эко­системами (Новосибирская и Томская области), регионы, в которых научный потенциал выше технологического (Иркутская, Омская облас­ти, Красноярский край), регионы с уровнем развития технологий выше уровня развития науки (Алтайский край, Кемеровская область) и проб­лемные территории (республики Алтай, Тыва, Хакасия).
Обоснована необходимость расширения горизонтальных внутри- и межрегиональных взаимодействий, способствующих поиску новых комбинаций способностей и возможностей регионов, повышению устой­чивости и сбалансированности экосистем различного уровня. На при­мере развития инновационной экосистемы в области биофармтехнологий показано формирование взаимодействий между участниками эко­системы.
Выявлена возрастающая значимость государственного участия в формировании моделей экосистемногоразвития, которые отличаются большим разнообразием. Формы и инструменты господдержки должны учитывать уникальные характеристики регионов, что предполагает значительное расширение полномочий властей регионального и местного уровней.

Юсупова А. Т. yusupova@ieie.nsc.ru

Маркова В. М. markova_vm@mail.ru

Кравченко Н. А. nkrav@ieie.nsc.ru

Человек на территории: пространственный анализ в исследованиях Новосибирской экономико-социологической школы

В статье рассматривается история исследований Новосибирской экономико-социологической школы (НЭСШ) в области анализа социаль­ных проблем территорий с начала 1960-х годов до настоящего времени. Показаны логика и основные этапы развития НЭСШ в трудах ее осно­вателей, продолжателей и современных исследователей. Рассмотрена последовательная трансформация как комплекса изучаемых проблем, так и используемого социологического инструментария. Анализ проб­лем миграции между селом и городом и разработка типологии сельских поселений впоследствии были дополнены исследованиями процессов урба­низации и пространственной мобильности населения, а затем систем­ным изучением социально-территориальной структуры советского и российского общества.
Отмечены устойчивые особенности НЭСШ, прослеживаемые в ра­ботах авторов разных поколений, посвященных пространственной мо­бильности и функционированию социально-территориальных структур. В том числе: применение системного подхода к постановке задач и раз­работке дизайна исследовательских проектов; использование взаимо­дополняющих источников данных; концептуальные расхождения с поли­тическим «мейнстримом», позволяющие исследователям делать выво­ды, не всегда совпадающие с государственной политикой и текущей конъюнктурой; стремление к использованию новейших инструментов сбора и анализа социологических данных; стремление к включенности в мировой контекст.

Фадеева О. П. fadeeva@ieie.nsc.ru

Малов К. В. malov@academ.org

Мосиенко Н. Л. nmosienko@ngs.ru

Черкашина Т. Ю. touch241@rambler.ru

Горяченко Е. Е. egor@ieie.nsc.ru

Первая конференция по изучению производительных сил Бурят-Монгольской АССР: уроки для современности

В статье анализируются итоги Первой конференции по изучению производительных сил Бурят-Монгольской АССР, проведенной в г. Ле­нинграде 1-10 апреля 1934 г. На основе опубликованных материалов конференции авторами обобщены данные о составе ее участников, сек­циях, характере обсуждаемых вопросов, выделены ключевые итоги. По результатам анализа социально-экономического развития республики определена роль конференции в развитии ее производительных сил. Сде­лан вывод, что несмотря на существовавшие региональные ограничения (отдаленность территории, слабая заселенность, сложные природ­но-климатические условия, неоднородность экономического освоения различных зон), сформулированные в ходе конференции рекомендации и последовавшие за ними политические решения позволили превратить аграрную республику в один из крупнейших промышленных центров на востоке страны. Особое внимание уделено важности комплексного ре­шения проблемы размещения производительных сил и их территори­альной организации.

Тулохонов А. К. aktulohonov@binm.ru

Михеева А. С. asmiheeva@binm.bscnet.ru

Лубсанова Н. Б. nlub@binm.ru

Методологические основы подхода к прогнозированию экологических последствий формирования экономики региона

Окружающая среда отдельной территории рассматривается нами как объект регулирования, что требует разработки соответствующего комплекса методов и мер по прогнозированию эколого-экономических взаимодействий в регионе, обеспечивающих движение к его устойчивому развитию. В статье представлены концептуальные основы формиро­вания подхода к прогнозированию экологических последствий функцио­нирования региональной экономики в условиях современных экологичес­ких вызовов. Долгосрочный характер экологических проблем и их тесная взаимосвязь с экономическими и социальными особенностями регионов предопределили в качестве важнейшего направления региональных ис­следований разработку стратегии природоохранной деятельности и по­иск путей ее реализации.
Методологической базой данного исследования является идеология стратегирования и программирования эколого-экономического развития региона. Поддержание устойчивого развития территориальных хозяй­ственных систем существенно зависит от качества системы управ­ления и определяется, соответственно, проводимой экологической поли­тикой. В рамках предложенного подхода к прогнозированию экологи­ческих последствий развития экономики региона выделено четыре клю­чевых этапа исследований, на каждом из которых могут быть получены определенные результаты, нацеленные на последовательный анализ при­чин возникновения экологического неблагополучия в пределах той или иной территории, учет их возможных негативных последствий и поиск инструментов решения. Сформулированные концептуальные положения по прогнозированию природоохранной деятельности в регионе позволя­ют комплексно оценивать экологическую ситуацию и обеспечивать ин­формацию для более адекватных управленческих решений в экологичес­кой сфере.

Бурматова О. П. burma@ngs.ru

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png