Содержание журнала №4 от 2021

Стратегия пространственного развития России как результат взаимодействия науки и власти

Группой экспертов изучен и кодифицирован массив 160 научных ста­тей, опубликованных на русском языке в 2015-2020 гг., которые содер­жат упоминание Стратегии пространственного развития России (СПР). Каждая статья отнесена экспертом к одной из четырех групп: 1) содержащая предложения к СПР (23% статей); 2) содержащая кри­тику и предложения к СПР (19%); 3) содержащая только критику СПР (18%); 4) нейтральная или хвалебная (40%). Выявлено 22 тематических сюжета, встречающихся в статьях и относящихся к смысловому ядру СПР. По каждой статье составлен вектор цифровых кодов, характери­зующих наличие сюжета (код 0) и степень критичности автора статьи по отношению к трактовке данного сюжета в СПР: от 1 (полная под­держка) до 5 (резкое неприятие).
Чаще всего рассматривались следующие сюжеты: 1) необходимость СПР как документа государственного планирования; требования к его разработке по форме, содержанию и периоду действия (90 статей); 2) цели стратегии, сроки выполнения, ресурсы для реализации (45); 3) макрорегионы и принципы их выделения (44); 4) агломерации и адекват­ность их выделения (43); 5) перспективная эффективная специализация регионов (43); 6) инструменты и механизмы реализации стратегии (35). По всем сюжетам количество критических высказываний существенно выше количества нейтральных или позитивных упоминаний. Наибольшее неприятие встретили такие сюжеты: принципы определения приори­тетов; количественные индикаторы реализации стратегии; институ­циональные условия реализации; геостратегические территории; пери­ферийные и деградирующие территории; региональные диспропорции.

Жихаревич Б. С. zhikh@leontief.ru

Прибышин Т. К. pribyshin@leontief.ru

«Пятилетка» пространственного развития и региональной политики России: бег на месте или готовность к рывку?

В статье рассмотрены тенденции в области пространственного развития и региональной политики Российской Федерации в последнее пятилетие на фоне глобальных трендов, внешних вызовов и угроз. Вы­явлены особенности «восточного вектора» пространственного разви­тия России как нового элемента пространственной политики страны и как важного направления ее трансграничных взаимодействий. Пока­зано, что пока в его реализации доминирует государственная поддержка дальневосточных инвестиционных проектов и территорий опережаю­щего развития, тогда как Сибирь и ее регионы практически исключены из этой стратегической инициативы. Проанализированы тенденции в об­ласти национального, межрегионального и регионального стратегирования (на примере Стратегии пространственного развития Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Ангаро-Ени­сейского макрорегиона, стратегий и моделей развития и управления, реализуемых в Новосибирской и Кемеровской областях). На основе ана­лиза заявлений высших должностных лиц государства сформулирован синопсис последних стратегических инициатив в области государст­венного управления процессами пространственного развития. Обоснован вывод, что даже в исключительно сложных условиях развития России, наблюдаемых в последнее пятилетие, постепенно стали появляться но­вые стратегические инициативы и формироваться новые тенденции, которые дают основания для осторожного оптимизма в отношении модернизации региональной политики и пространственного развития страны.

Селиверстов В. Е. sel@ieie.nsc.ru

Моделирование и анализ пространственного равновесия в экономике России

Для класса многорегиональных моделей гранберговского типа вво­дятся новые инструментальные понятия для исследования взаимозави­симостей трех характеристик межрегиональной системы: равновес­ности, коалиционной устойчивости и открытости. Проведена серия расчетов, иллюстрирующая принципиальные различия свойств замкну­той и открытой межрегиональных систем.

Суслов В. И. suslov@ieie.nsc.ru

Ибрагимов Н. М.

Доможиров Д. А. d.domozhirov@gmail.com

Проблемы и перспективы развития промышленности Москвы

В статье анализируется развитие промышленного комплекса г. Москвы. Несмотря на изменения, произошедшие с начала рыночных реформ, в столице сохраняется значительный промышленный сегмент, играющий важную роль не только в экономике города, но и в экономике страны, что повышает значимость выбора направлений развития мега­полиса. Показано, что имеющиеся конкурентные преимущества в виде концентрации производственных, финансовых, интеллектуальных ресур­сов реализуются не полностью. Рассмотрен опыт Москвы по проведению промышленной политики, базирующейся на сочетании общесистемных мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности города, с мерами поддержки отраслей и отдельных производств и при­влечения инвестиций по приоритетным направлениям промышленного развития с учетом сформированного производственного потенциала, социально-экономических потребностей города, перспективных техно­логических трендов. Отмечено, что развитие современных высокотех­нологичных промышленных отраслей может способствовать практи­ческой реализации потенциала инновационного роста путем формиро­вания как спроса на инновационную продукцию, так и ее предложения. Рассмотрены перспективы отдельных промышленных видов экономи­ческой деятельности города, их конкурентные преимущества, ограни­чения и риски, которые могут сдерживать инвестирование в развитие отраслей. На примере Москвы выделен ряд общих принципов, которые целесообразно учитывать при разработке соответствующих мер в ре­гионах.

Маршова Т. Н. Marshovat@yandex.ru

Высокотехнологичное предпринимательство в регионах России: условия возникновения новых компаний

  Основная цель настоящего исследования состоит в идентификации факторов внешней среды регионального уровня, влияющих на процессы возникновения высокотехнологичных компаний, и оценке направленности этого воздействия. Эмпирической основой исследования послужили ин­дикаторы состояния компаний высокотехнологичных и наукоемких от­раслей по регионам РФ, содержащиеся в базе данных СПАРК, показатели экономического развития регионов, публикуемые Росстатом, а также открытая информация, представленная органами государственной власти.
Процессы образования новых компаний оценивались по количеству фирм, имеющих ненулевую выручку, возраст которых не превышает трех лет. Кроме того, анализировалось отношение этого количества к чис­ленности занятых в регионе. Факторы региональной среды рассмат­ривались в разрезе пяти блоков: инновационный потенциал, кадровый потенциал, общая характеристика промышленного производства, госу­дарственная поддержка инновационной активности, партнерские вза­имодействия инновационных компаний. Особое внимание уделено двум последним блокам. Анализ общих характеристик сформированной вы­борки показал, что молодые компании распределены по территории Рос­сии крайне неравномерно, 47,8% из них действуют в пяти регионах. При этом 96% всех фирм относятся к категории микропредприятий.
Результаты эконометрических расчетов выявили, что федеральное финансирование инновационной деятельности в целом на уровне региона положительно значимо, как и вовлеченность организации в совместные проекты по исследованиям и разработкам. При этом участие регио­нального бюджета и направление ресурсов федерального уровня на под­держку инновационной инфраструктуры для малого и среднего бизнеса, так же как и участие региональных фирм в кластерах и технопарках, пока не оказывают заметного влияния на процессы появления новых высокотехнологичных предприятии.

Юсупова А. Т. yusupova@ieie.nsc.ru

Рязанцева А. В. a.ryazanceva@g.nsu.ru

Как технологии умного города помогают справляться с пандемией

Пандемия COVID-19 привела к существенным изменениям в мире. Уже проведено большое количество исследований по выявлению факто­ров, влияющих на распространение болезни и смертность, как в масш­табах отдельных регионов, так и в страновом масштабе. Стабильно высокое количество заражений, обнаружение новых штаммов показы­вают, что актуальность этих исследований не снижается.
Мировой и отечественный опыт демонстрирует расширение при­менения цифровых технологий для борьбы с пандемией и ее последст­виями. К ним можно отнести технологии, способствующие выявлению зараженных, отслеживанию контактов, прогнозированию распростра­нения болезни, диагностике и лечению, информированию, а также помо­гающие соблюдать социальное дистанцирование и режим самоизоляции и переход в онлайн-формат. Такие технологии более широко распростра­нены в умных городах за счет наличия подходящей инфраструктуры, хотя могут быть применены в любых местах.
Данное исследование посвящено оценке вклада умных технологий и комфортной городской среды в борьбу с коронавирусной инфекцией. В статье выдвигается предположение об отрицательной зависимости умной городской среды и количества умерших, которая проверяется с помощью статистических методов. Полученные результаты пока­зывают, что наличие развитой городской инфраструктуры действи­тельно снижает избыточную смертность, которая включает погибших не только от инфекции непосредственно, но и от ее последствий, а так­же позволяет снизить напряженность проблем с перегруженностью системы здравоохранения, уменьшить сложности с плановой диспан­серизацией и плановыми операциями и т.д. В то же время уровень цифровизации городской среды не оказывает существенного воздействия на смертность.

Костина Е. А. ovs.elena@gmail.com

Костин А. В. andrey.v.kostin@gmail.com

Смертность российского населения по причинам смерти: тенденции уровня, гендерные и межпоселенческие различия

Целью работы является оценка ситуации в России со смертностью по причинам смерти на пороге пандемии COVID-19. Информационную базу составили данные Росстата за период 1990-2019 гг., характе­ризующийся разнонаправленной динамикой продолжительности жизни российского населения. Установлены значительный рост уровня и доли смертности от болезней органов пищеварения, в последние годы наблю­дающийся в условиях снижения общей смертности, и от инфекционных и паразитарных болезней, рост уровня смертности от новообразований при сокращении ее удельного веса, заметное снижение уровня и доли смертности от болезней органов дыхания, от внешних причин и от болезней системы кровообращения. В результате встречных тенденций в 2006 г. произошла двойная перегруппировка основных причин смерти. Удельный вес смертности от остальных причин, в которой большую роль играет распространение в стареющем обществе нейродегенеративных заболеваний, увеличился в 3 раза - с 2016 г. он уступает только доле смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Оценены ген­дерные особенности смертности по причинам смерти и различия в го­родской и сельской местностях. Результаты исследования могут исполь­зоваться для совершенствования демографической политики в области смертности.

Попова Л. А. popova@iespn.komisc.ru

Моделирование и оценка влияния уровня развития социальной инфраструктуры на динамику смертности и продолжительность жизни населения в регионах России

Статья посвящена вопросам моделирования и прогнозирования уров­ня смертности в регионах Российской Федерации. Проведенный анализ показал, что 2020 г. отличался существенным ухудшением демографи­ческой ситуации и ключевой причиной этого стало увеличение числа умерших на 18%. При том что избыточная смертность наблюдалась и в большинстве других стран мира, авторами не ставится задача оцен­ки влияния столь нетипичной ситуации, как пандемия коронавируса. Пер­востепенной задачей является разработка мер по снижению уровня смертности в «нормальных условиях». Обеспечение высокого качества жизни само по себе стало бы в определенном смысле фактором, умень­шающим негативные последствия непредвиденных ситуаций.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень развития социальной инфраструктуры в значительной степени определяет смертность и продолжительность жизни в регионах страны. Целью исследования является разработка подхода к моделированию данного влияния и формированию соответствующих прогнозных оценок на сред­несрочную перспективу. Для ее достижения использованы методы срав­нительного, факторного, корреляционно-регрессионного анализов, мето­ды группировки и сценарного прогнозирования. В результате проведен­ного исследования сформирован комплекс эконометрических моделей, описывающих взаимосвязь между уровнем смертности, продолжитель­ностью жизни, уровнем развития социальной инфраструктуры и сте­пенью реализации потенциала региона.
Полученный прогноз показывает, что реализация базового сценария позволяет ожидать в большинстве регионов страны снижение уровня смертности на 1,0-2,5% по сравнению с уровнем 2019 г. и увеличение средней продолжительности жизни до 74,7 года. Однако необходимо принимать во внимание закон убывающей предельной полезности, в соот­ветствии с которым для увеличения продолжительности жизни насе­ления будет требоваться все больше ресурсов, направляемых в том числе на развитие социальной инфраструктуры. Данные результаты могут быть применены органами государственного управления в рамках разра­ботки мер в области демографической политики.

Орешников В. В. voresh@mail.ru

Низамутдинов М. М. marsel_n@mail.ru

Риски бедности для домохозяйств людей с инвалидностью

В статье исследуются факторы, определяющие риски и глубину бед­ности для домохозяйств, в которых проживают люди с инвалидностью. Эмпирической базой исследования послужили данные Комплексного наблюдения условий жизни населения за 2018 г. Результаты исследования показывают, что в случае инвалидности взрослого человека в трудо­способном возрасте риски бедности возрастают для всего домохозяй­ства, в то же время наличие в составе домохозяйства ребенка или пенсионера с инвалидностью не отражается значительно на рисках бедности по сравнению с домохозяйствами, не имеющими в своем соста­ве людей с инвалидностью. Проживание в сельской местности или не­больших городах, большой размер домохозяйства, наличие детей, осо­бенно дошкольного возраста, повышают риски бедности для домохо­зяйств людей с инвалидностью. Для снижения рисков необходимы смена фокуса с нуждающегося в помощи реципиента-индивида на домохозяй­ство как экономическую единицу, переход от категориального принципа социальной защиты уязвимых групп населения к адресной социальной поддержке на основе индивидуальной оценки нуждаемости. Это позво­лит учитывать разнообразие жизненных ситуаций в домохозяйствах, в которых есть люди с ограниченными возможностями здоровья.

Коржук С. В. k-sofya-w@yandex.ru

О подходах к обеспечению представительности неслучайной выборки

В статье обсуждаются теоретические, методологические и при­кладные аспекты обеспечения представительности результатов не­сплошных обследований, проводимых на страновом, региональном и му­ниципальном уровнях. Сделан обзор принципов, способов, форм и техно­логий выборочных наблюдений, реализуемых государственными и об­щественными институтами при организации и проведении массовых выборочных опросов разной направленности, сформулирована проблема неслучайности получаемых в процессе обследования выборок, дана оценка практики распространения их результатов на генеральную совокуп­ность: отсутствие основы генеральной совокупности (упорядоченного перечня единиц) вынуждает исследователей решать обратную задачу выборочного метода, это обстоятельство не позволяет получать слу­чайные выборки, более того, зачастую никак не аргументируется ре­презентативность полученных данных.
Рассмотрение обозначенных проблем в контексте использования адекватного статистического вывода позволяет найти приемлемое на­правление их решения. Авторами разработан и апробирован на доста­точно большом количестве проведенных обследований алгоритм форми­рования неслучайных репрезентативных выборок. Предложенная мето­дология была использована при организации и проведении социологичес­кого опроса по проблемам правоприменения ключевых положений не­скольких федеральных законов. Обеспечение репрезентативности полу­ченной неслучайной выборки позволило оценить уровень и степень диф­ференциации удовлетворенности граждан принятыми мерами по регу­лированию общественных отношений в сфере действия исследуемых за­конов в разрезе федеральных округов и субъектов Российской Федерации.

Глинский В. В. v.v.glinskij@nsuem.ru

Зайков К. А. k.a.zajkov@nsuem.ru

Серга Л. К. l.k.serga@nsuem.ru

Шмарихина Е. С. stat2008@inbox.ru

Особенности формирования и развития нефтепромышленных кластеров: пример юга Тюменской области

Опыт социально-экономического развития юга Тюменской области (ЮТО, субъект Федерации - Тюменская область, без автономных окру­гов) с середины 2000-х годов представляет собой пример в целом успеш­ного экономического развития. Рост промышленности ЮТО во многом был связан с добычей углеводородного сырья (прежде всего нефти) и его переработкой (нефтехимия и нефтепереработка). Но сегодня эти драй­веры роста утрачивают свое значение. К настоящему времени потен­циал дальнейшего роста за счет экстенсивного развития добычи и пере­работки углеводородов близок к исчерпанию.
Для области необходим поиск новых источников экономического рос­та. Они могут быть связаны с экономикой знаний и развитием межре­гиональных связей, в том числе с производством наукоемкого оборудова­ния, оказанием высокотехнологичных услуг не только для ЮТО, но и для нефтегазового сектора всей Западной Сибири. Развитие в этом направ­лении целесообразно осуществлять в рамках создаваемого нефтепро­мышленного кластера, для успешного функционирования которого на территории ЮТО имеются необходимые предпосылки. Его формиро­вание и развитие необходимо осуществлять с учетом особенностей трансформации основных активов нефтегазового сектора - минераль­но-сырьевой базы Западной Сибири.

Токарев А. Н. tokarev@ieie.nsc.ru

Крюков В. А. kryukov@ieie.nsc.ru

Россия и Монголия: ретроспектива и перспективы экономического сотрудничества (к 100-летию установления дипломатических отношений)

5 ноября 1921 года - важная дата в истории российско-монгольского сотрудничества. В этот день было заключено соглашение между прави­тельствами РСФСР и Монголии об установлении дружественных отно­шений. Этот документ заложил основу для почти 70-летнего союза двух первых в мире стран, выбравших социалистический путь развития. Столетний юбилей установления дипломатических отношений между Россией и Монголией дает серьезный повод рассмотреть историю стра­тегического партнерства, оценить современное состояние экономичес­кого сотрудничества и перспективы на ближайшее будущее.
В статье рассматриваются итоги советско-монгольского сотруд­ничества, обращается внимание на проблему «большого долга», про­водится анализ российско-монгольских экономических отношений и пер­спектив их интенсификации в рамках Программы создания экономи­ческого коридора Китай - Монголия - Россия.

Макаров А. В. bulagat@mail.ru

Макарова Е. В. elma79@yandex.ru

Андреев А. Б. true2008@yandex.ru

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png