Содержание журнала №1 от 2021
Семейное положение и самораскрытие в профиле социальной сети
С появлением социальных сетей обострилась проблема приватности личных данных. Пользователи добровольно размещают в открытом доступе большое количество личной информации, которая может быть использована и злоумышленниками при совершении противоправных действий. В связи с этим возникает необходимость в изучении факторов, влияющих на раскрытие личных данных. Зарубежные исследователи отмечают, что на количество и тип информации, публикуемой в профиле социальной сети, влияют социально-демографические факторы. Одним из таких факторов может быть семейное положение пользователя.
В настоящей работе на примере российской социальной сети «ВКонтакте» изучается, какое влияние оказывает семейное положение пользователя на его самораскрытие в профиле. В качестве метода исследования выбран контент-анализ, с помощью которого удалось выявить частоту раскрытия личных данных на 1333 случайно отобранных страницах пользователей. Результаты показали, что семейное положение значимо влияет на раскрытие трех из 25 исследуемых типов информации. Так, пользователи, состоящие «в браке», чаще предоставляют доступ к спискам «Групп» и «Подарков», а также к фото, где они были отмечены другими. А пользователи, пребывающие «в активном поиске», чаще публикуют данные о своей жизненной позиции («Главное в жизни», «Главное в людях», «Отношение к курению», «Отношение к алкоголю», «О себе»), а также заполняют поле «Статус».
В дальнейших исследованиях необходимо изучить и другие факторы, которые могут оказывать влияние на раскрытие личных данных в профиле. Результаты проведенного исследования могут быть полезны при составлении рекомендаций по безопасному использованию социальных сетей и созданию комфортной онлайн-среды.