Содержание журнала №4 от 2018

Правовая среда и региональная действительность

Специфика современной социально-экономической ситуации, состоя­ния и перспектив развития регионов и муниципальных образований в Рос­сии во многом определяется правовой средой, т.е., с одной стороны, установленным на законном основании порядком осуществления и огра­ничения всех видов деятельности частных, юридических лиц и органов власти и, с другой стороны, правовой культурой и правовым менталите­том, состоянием законности и правопорядка, настроениями в обществе и в его расселенческих локалитетах. Пространственно опосредованная правовая среда в общем случае формируется под сильнейшим воздей­ствием феномена «федерального присутствия» - централизации феде­рального управления в децентрализованно устроенном государстве. Это наглядно показывают рассмотренные в статье ситуации прохождения в Государственной думе региональных законодательных инициатив, «фе­дерализации» регионального законодательства и перераспределения пол­номочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями.
Фактически полностью федеральным является правовое поле дея­тельности российских муниципалитетов: перечень предметов ведения и полномочий закрытый, типы муниципальных образований унифициро­ваны, организация деятельности и ресурсы для осуществления местного самоуправления установлены федеральными законами. Несмотря на многочисленные новации, постоянно вносимые органами федеральной и региональной власти России в реальную жизнь местного самоуправле­ния, все его болевые точки остаются почти без изменения.
Важнейшей характеристикой общественно-политической и соци­ально-экономической неоднородности пространства нашего государства предложено считать территориальную фрагментацию единого правового пространства России. В статье показана распространен­ность основных типов такой фрагментации по территории страны и критически оценены представления о возможности решения проблем ее пространственного развития преимущественно путем формирования локальных «точек (зон) роста».
Концентрация особенностей и проблем функционирования регио­нальных и муниципальных систем в условиях специфического правового поля России характерна для Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Этот макрорегион должен стать особым объектом государ­ственного управления с использованием специфических нормативно-пра­вовых механизмов. Основная часть проблем АЗРФ свойственна всем тер­риториям России и поэтому формируется в общероссийской правовой среде. В контексте представлений авторов о территориальной фраг­ментации этого поля проанализированы программные решения по ис­пользованию нового типа особого правового режима - «опорных зон раз­вития» арктических территорий.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект 14-38-00009) и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и является частью исследования, выполняемого в рамках Программы ФНИ ГАН на 2013-2020 годы (направление 167, тема «Государственное управление комплексным развитием Арктического макрорегиона России»)

Лексин В. Н. leksinvn@yandex.ru

Порфирьев Б. Н. b_porfiriev@mail.ru

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png