Содержание журнала №4 от 2018
Правовая среда и региональная действительность
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект 14-38-00009) и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и является частью исследования, выполняемого в рамках Программы ФНИ ГАН на 2013-2020 годы (направление 167, тема «Государственное управление комплексным развитием Арктического макрорегиона России»)
Макроэкономические эффекты структурных сдвигов в экономике регионов
В статье проанализированы подходы к определению структурной политики и ее региональных аспектов. Оценено влияние сдвигов в отраслевой структуре занятости и производства на макроэкономические показатели макрорегионов (федеральных округов) для периодов интенсивного роста и стагнации экономики. Дан прогноз развития макрорегионов при условии реализации структурно-инвестиционной политики. Основная гипотеза исследования состоит в том, что реализация региональных приоритетов структурно-инвестиционной политики может обеспечить повышение темпов экономического роста, в том числе выход к 2024 г. на темпы, предполагаемые указом Президента РФ от 7мая 2018 г. Методология работы основана на применении метода структурных сдвигов и оценки коэффициентов диверсификации. Для прогнозирования макроэкономических параметров регионов использованы межрегиональные структурно-динамические модели. Оценка вклада факторов в динамику валового регионального продукта и обрабатывающих производств показала доминирующую роль общенациональных факторов для периода высоких темпов роста. В условиях стагнации усилился вклад региональных факторов. Анализ отраслевой структуры обрабатывающих производств не обнаруживает прямой связи между изменением уровня диверсификации и темпами экономического роста ни в условиях роста экономики, ни в условиях стагнации. При низких темпах роста структурные сдвиги в обработке сопровождались снижением технологического уровня производства. Показано, что пропорции пространственно-отраслевого распределения инвестиций, накопленных в экономике с 2000 г., сформированные сложившейся экспортно-сырьевой моделью экономики, не соответствуют современным приоритетам развития страны. Определены приоритеты структурно-инвестиционной политики, реализация которой обеспечит к 2024 г. темпы роста, превышающие среднемировые, и устойчивый рост экономики в дальнейшем.
Региональная статистика в контексте больших данных
В статье обсуждаются проблемы пространственной статистики в условиях, когда активно используются «большие данные». Приведены примеры сдвигов в зарубежной практике и практического совместного применения официальной статистики и больших данных из исследований автора. Показано, что данные региональной статистики станут другими. Например, от статистики цен на непроданные товары будет сделан переход к статистике по данным кассовых аппаратов. Изменятся и результаты расчетов по межрегиональным экономико-математическим моделям. Сделан вывод о необходимости ускоренного вовлечения больших данных в расчеты по моделям и в работу Росстата, с тем чтобы официальные статистические данные и результаты моделирования стали более полезными для решения практических и исследовательских задач.
Территориальная мобильность населения России в контексте социальной динамики
Переезды людей трудоспособного возраста в другой населенный пункт рассматриваются в статье в проекции на социальную мобильность, под которой здесь понимаются повышение уровня образования, улучшение материальной обеспеченности или рост должностного статуса по сравнению с соответствующими характеристиками родителей. Миграция представляет собой мощный социальный лифт: стремясь к повышению своего экономического и социального статуса, люди мотивированы к смене места жительства. Задача статьи - численно оценить влияние переездов на социальную динамику на основе данных регулярного общероссийского выборочного социологического обследования «Человек, семья, общество». Анализ территориальной мобильности страт, которые выделяются по трем равновесным критериям: материально-имущественному, социально-профессиональному и субъективному, - показал, что средний класс наименее мобилен. Самая интенсивная территориальная мобильность у представителей низшего класса. Чаще всего переезды в другой населенный пункт происходят по семейным обстоятельствам, и как раз такая миграция максимально характерна для низшего класса. Гипотеза о положительном влиянии любой территориальной мобильности на социально-экономический рост относительно положения родителей не подтверждается. Однако переезд с целью учебы действительно сопутствует межпоколенной мобильности по образованию и занятости, а переезд по семейным обстоятельствам при прочих равных снижает шансы человека превзойти своих родителей по материальной обеспеченности и по уровню образования.
Механизм «мягкой силы» как инструмент укрепления приграничного сотрудничества
В статье выявлены особенности становления и развития народной дипломатии во взаимоотношениях населения Приморского края и приграничных регионов Китая. Механизм «мягкой силы», способствующий укреплению сотрудничества, исследован по данным массовых онлайн-опросов жителей Приморского края. В работе получила развитие идея измерения характеристик «мягкой силы». Сделан вывод, что Россия в настоящее время отстает в области разработки новых механизмов укрепления своего влияния на основе применения «мягкой силы». Приведены примеры возможных новых решений по использованию этого механизма.
Региональная инвестиционная политика: как преодолеть зависимость «от пути»?
Статья посвящена региональной инвестиционной политике в ее наиболее трудном и интересном случае, когда она призвана менять сложившуюся за десятилетия траекторию развития региона. Показан творческий, новаторский потенциал инвестиционной политики «снизу», под которой понимаются прежде всего планы и намерения местных предпринимателей, способных самостоятельно или при государственной поддержке осуществить инвестиции в новые для региона направления развития. Несмотря на то что их инвестиционный потенциал, как правило, абсолютно несопоставим с потенциалом крупных корпоративных структур или федеральных институтов развития, с инвестиционными ресурсами федеральных программ и ресурсами других участников инвестиционной политики «сверху», качество их капитальных вложений с точки зрения новизны, инновационности, способности обеспечить переход города или даже региона с инерционной траектории развития на новую может быть существенно выше. В статье предложена более широкая трактовка понятия региональной инвестиционной политики, которая учитывает не только традиционных - крупных по объемам финансовых ресурсов, но и мелких акторов, и аргументирована необходимость тесной увязки инвестиционной политики и политики поддержки предпринимательства. Преодоление «зависимости от пути» авторами статьи понимается как изменение сложившейся специализации развития региона. При этом нужно сознавать, что надеяться сразу на смену региональной специализации в условиях давления глобализации трудно. Более реалистично видеть перспективы обретения новой микроспециализации на уровне отдельных городов и поселений в результате реализации предлагаемых малым и средним бизнесом новаторских бизнес-проектов, открывающих для местной экономики новые направления. И лишь потом, за счет развития успеха новых бизнес-проектов другими предпринимателями или за счет превращения в «газель» и выхода на внешние рынки предприятия, угадавшего перспективное новое направление местного развития, возможно закрепление ростков новой местной специализации в специализации региональной.
Приоритеты и механизмы межрегиональных взаимодействий: опыт уральских регионов в проекте «Арктический вектор Уральского созвездия»
В современных условиях все больше внимания уделяется межрегиональному сотрудничеству, совместной реализации крупных инвестиционных проектов, проектов по развитию инфраструктуры и формированию спроса. В статье поставлена цель раскрыть теоретические аспекты межрегионального взаимодействия, обосновать механизмы, методы и формы межрегионального сотрудничества, показать особенности и обозначить приоритеты межрегионального проекта «Арктический вектор Уральского созвездия». Основная гипотеза исследования состоит в том, что типовые и универсальные механизмы межрегионального сотрудничества не всегда эффективны в условиях партнерства регионов с разной структурой экономики и различным уровнем социально-экономического развития. Авторами доказано, что на первый план выходят полиформатные связи между центрами регионов, городскими агломерациями и малыми муниципальными образованиями, между центрами производства, транспортировки и распределения продукции в рамках сложной, высококооперированной поставки, формируемые путем согласованной реализации федеральных, межрегиональных, межмуниципальных и межсубъектных проектов. Продемонстрировано, что эволюция представлений о роли межрегиональных связей в достижении синергетического эффекта на макроэкономическом уровне убедительно доказывает востребованность механизмов взаимодействия регионов для развития экономики страны. Представлены механизмы, методы и формы межрегионального партнерства. На примере межрегионального проекта «Арктический вектор Уральского созвездия» обоснован механизм формирования единой рыночной стратегии регионов, входящих в группу «Большой Урал», основанной на кооперации и специализации регионов. Показано, что фрагментарные поставки отдельных регионов на единый высокоплатежеспособный рынок Ямала не добавляют эффективности ни одному из регионов-конкурентов. Приводятся ожидаемые эффекты от формирования единой рыночной стратегии в рамках межрегионального взаимодействия, к числу которых можно отнести: обеспечение арктических проектов отечественной конкурентоспособной продукцией и технологиями; рост промышленного производства в субъектах, входящих в «Уральское созвездие», и, как следствие, региональный экономический рост; стимулирование инновационного развития на промышленных предприятиях, связанных с освоением новых видов продукции, увеличение затрат на НИОКР и повышение спроса на отечественные разработки; развитие гражданского сегмента ОПК для Арктики; формирование новых интеграционных механизмов.
Статья подготовлена в рамках проекта УрО РАН № 18-6-7-42 «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Урала: потенциальные возможности, приоритеты и перспективы пространственного освоения»
Стратегическое партнерство в научно-технологической сфере регионов (на примере Новосибирского научного центра СО РАН)
Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 17-02-00060-ОГН)
Структурные преобразования муниципального пространства: обоснование целесообразности и оценка эффективности
В статье обсуждается комплекс научно-прикладных вопросов о смысле и основаниях, содержании и последствиях структурных преобразований муниципального пространства. Интерес к этим вопросам вызван необходимостью поиска причин повышенной изменчивости структурной организации этого пространства, которая на протяжении всего постсоветского периода не просто подвергается отдельным ситуационным изменениям, но неоднократно выступала объектом целенаправленно осуществляемых государством (на федеральном и региональном уровнях) интенсивных и повсеместных преобразований, имевших противоречивый характер поступательно-возвратных пульсаций по схеме «реформа - контрреформа». К таким заключениям приводит ретроспективный анализ массированных трансформаций территориальной организации местного самоуправления, последовательно происходивших в 1990-х, 2000-х и 2010-х годах. Автор проясняет, в чем причины проведения за такой короткий период трех противоположных по смыслу и кардинальных по своим последствиям количественно-структурных преобразований, какие критериальные требования (экономические, финансовые, правовые и др.) закладывались в обоснование выбора быстро сменявших друг друга вариантов пространственной конфигурации и каковыми оказывались результаты изменений. Российские процессы пространственных преобразований системы местного самоуправления сопоставляются с аналогичной зарубежной практикой. Выясняются принципиальная возможность и наличие теоретических оснований для постановки и решения задачи рационального определения пространственных масштабов муниципальных образований (конфигурации муниципального пространства), а также обсуждаются концептуальный подход, критерии и методические основы системной оценки предпосылок и эффективности структурных преобразований муниципального пространства.
Региональные подходы к экономической оценке рекреационной ренты
В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты определения рекреационной ренты на региональном уровне. Подчеркивается важность становления туристской отрасли для социально-экономического развития регионов. Обоснована необходимость исследования рекреационной ренты как источника самофинансирования туристской отрасли. Проведен анализ инвестиций в туристскую отрасль на примере Республики Бурятии и показан вклад туристского бизнеса в общий объем инвестиций. Отмечается, что в настоящее время отсутствует общепринятое определение понятия «рекреационная рента». Предложены методические подходы к расчету рекреационной ренты и вычислен ее размер в цене туристских услуг. На основе разработанной методики проведены расчеты и ранжирование районов Бурятии по величине рекреационной ренты. Для расчетов кроме статистических данных применялись экспертные оценки. Выделены две группы районов, отражающие особенности использования рекреационных ресурсов. Определена стоимость рекреационных ресурсов республики на основе рентного подхода. Рассмотрены возможности введения рентных платежей на основе определения рекреационной ренты, в том числе курортного сбора. Сделаны выводы о возможности использования проведенных расчетов в практике и о необходимости проведения дальнейших исследований в данном направлении.
Brexit и региональное развитие в Великобритании: какое будущее ждет региональную политику после структурных фондов?
The results of the EU referendum showed profound spatial differences in opinion across the UK. The referendum showed clear divides among voters by age, education, employment and social class - and by area. Spatial inequality has been widely discussed as a major factor explaining these differences.
Currently, the EU Structural Funds are one of the key sources to mitigate economic development inequality in British regions. Structural Funds have been an important part of the UK regional policy environment for 40 years, and without EU co-financtng, it is likely that much of the regional and industrial policy intervention would have been largely abolished. The regional distribution of EU funding in the UK ensures that poorer regions receive higher per capita shares of the Structural Funds.
The loss of EU Structural Funds is one consequence of Brexit and involves important questions as to whether and what kind of domestic regional development approach will take their place at different levels of government. The loss of EU Structural Funds will significantly affect the less-developed regions of the UK, as well as the former industrial regions that were major beneficiaries of EU funding.
The policymaking process for territorial development needs to be reconsidered. For over 30 years, the primary motivation for UK regional policy has been almost exclusively one of economic efficiency, framed in terms of improving the contribution of regions to national growth and competitiveness. Brexit can also be viewed as an opportunity for a substantial transformation of policy and governance that begins to rebalance the most unequal developed country in Europe.
Научная школа регионального управления
В статье рассмотрены основные этапы формирования научной школы регионального и муниципального управления, включающие исследование таких проблем, как обоснование сущности экономической самостоятельности регионов, содержание системы региональных предплановых исследований, использование программно-целевого подхода к управлению экономикой региона, комплексное региональное планирование, формирование региональных рынков, определение конкурентных позиций региона, закономерности механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов на территории, принципы управления социально-экономическими процессами региона. Предложены основные направления формирования концепции регионального и муниципального управления в современных условиях, включающие учет экономических интересов, противоречий развития экономики региона и взаимодействия государственных и рыночных структур, разработку институциональной системы управления региональным развитием, оценку эффективности управления экономикой региона.