Содержание журнала №1 от 2017
Практика внедрения территориального подхода в систему государственного управления в Российской Федерации
В статье анализируется территориальный подход в государственном управлении на федеральном уровне. Обобщена деятельность федеральных органов государственной власти с целью выбора оптимальной системы их взаимодействия. На основе российского опыта и лучших зарубежных практик построены функциональные схемы взаимодействия органов исполнительной власти территорий. Подтверждено, что методологические основы синхронизации отраслевого и территориального подходов в государственном управлении в Российской Федерации не сформированы, в том числе ввиду отсутствия приоритетов в применении механизмов отраслевого и территориального сценариев развития. Авторы считают целесообразным создание на федеральном уровне специализированных органов, действующих исключительно в рамках территориального подхода. В связи с этим с целью достижения большей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти необходима корректировка сложившегося функционала их деятельности в соответствии с предложенной оптимальной схемой взаимодействия.
Практика внедрения территориального подхода в систему государственного управления в Российской Федерации
В статье анализируется территориальный подход в государственном управлении на федеральном уровне. Обобщена деятельность федеральных органов государственной власти с целью выбора оптимальной системы их взаимодействия. На основе российского опыта и лучших зарубежных практик построены функциональные схемы взаимодействия органов исполнительной власти территорий. Подтверждено, что методологические основы синхронизации отраслевого и территориального подходов в государственном управлении в Российской Федерации не сформированы, в том числе ввиду отсутствия приоритетов в применении механизмов отраслевого и территориального сценариев развития. Авторы считают целесообразным создание на федеральном уровне специализированных органов, действующих исключительно в рамках территориального подхода. В связи с этим с целью достижения большей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти необходима корректировка сложившегося функционала их деятельности в соответствии с предложенной оптимальной схемой взаимодействия.
Управленческие оценки региональных органов власти: экономическая теория и отечественная практика
В статье анализируются действующие в России системы оценки региональных органов управления с точки зрения их соответствия положениям экономической теории контрактов. Вводится понятие «управленческая оценка», характеризуются возможные цели и последствия использования управленческой оценки в процессах управления. На основе положений экономической теории контрактов описываются требования, несоответствие которым может создать условия для негативного воздействия управленческих оценок на результативность и эффективность управляемой системы. Показано, что такие негативные воздействия действительно имели место в странах, которые ранее, чем Россия, начали использовать управленческие оценки в практике государственного управления. Определен состав показателей управленческих оценок, сформированных в соответствии с нормативными документами, и способы их использования в процессах управления. Выявлено, что эти показатели не соответствуют положениям теории контрактов и поэтому не могут обеспечить адекватную оценку результативности и эффективности функционирования органов регионального управления, которая позволяла бы улучшить эти характеристики. Результаты данной работы могут быть использованы для совершенствования методического обеспечения формирования управленческих оценок, применяемых в российских регионах.
Мегаполисы и феномен мегаполисности в России
В статье показано, что для современного этапа социально-экономического развития стран мира характерны его ускоренная динамика и растущая значимость крупнейших городов, включая мегаполисы. Подчеркивается устойчивая тенденция роста лидерства мегаполисов по показателям концентрации населения, инфраструктуры, транспорта, услуг, но прежде всего по темпам увеличения территории, которые более чем вдвое превосходят темпы роста населения. Рассматриваются особенности российского мегаполиса как системы, соединяющей в себе признаки мегалополиса (интеграции совокупности агломераций) и крупного административного центра. Обосновано понятие мегаполисности как совокупности функциональных, градостроительных и экосистемных характеристик, свойственных в условиях современной России не только городам-миллионникам, но и всем региональным столицам. Рассматривается воздействие мегаполисности на трансформацию сложившейся системы расселения, миграционную ситуацию, динамику социально-экономических процессов в России и дается оценка влияния этого феномена, включая оценку роли мегаполисов как центров реформ и формирования новой социальной структуры общества. Показаны направления исследований по актуальной социально-экономической проблематике «Человек в мегаполисе».
Взаимосвязь НИОКР, перетоков знаний и динамики экономического роста регионов России
В статье исследованы взаимосвязи между научно-исследовательской работой, инновационной деятельностью и экономическим ростом в регионах России. Для анализа взаимосвязей применен аппарат эконометрического моделирования. На основе данных за 2005-2013 гг. построены панельная регрессия с фиксированными эффектами и модель Арел-лано - Бонда. Протестированы гипотезы о значимом влиянии знаний и социально-экономических условий на региональный рост, при этом для анализа перетоков знаний использованы затраты на НИОКР и затраты на технологические инновации, а перетоки социально-экономических условий смоделированы на основе социально-экономического фильтра. Результаты расчетов указали на возможную конкуренцию за трудовые ресурсы в промышленности в том случае, если этот индикатор был включен в социально-экономический фильтр. Расчеты также подтвердили значимость влияния затрат на технологические инновации и перетоков затрат на экономический рост регионов. При этом знания более эффективно распространялись в регионы с высокой абсорбционной способностью, а также между регионами со схожими темпами роста. Сделан вывод о способности перетоков знаний оказывать значимое влияние на прирост ВРП. Результаты исследования могут быть использованы правительствами регионов при формировании инновационной политики.
Инструментарий обоснования параметров стратегического развития региона на базе адаптивно-имитационного моделирования
В статье рассматривается подход к разработке адаптивно-имитационной модели региональной социально-экономической системы. Данный подход предполагает три ключевых уровня (экономических агентов, управления и макросреды) и основывается на последовательной адаптации как стратегий поведения агентов, так и управляющего воздействия к изменению экономической ситуации. В качестве инструментария исследования использованы системный анализ, методы экономико-математического моделирования, статистического, структурного и динамического анализа, корреляционного и регрессионного анализа, нечеткой логики. Апробация подхода проведена на данных по Республике Башкортостан. Представленная оценка результатов сценарных расчетов развития региона обосновывает предпочтительность адаптивной стратегии развития. По результатам анализа проведенных модельных экспериментов разработаны направления стимулирования социально-экономического развития региона. Подобные экономико-математические модели могут быть применены при прогнозировании социально-экономического развития территориальных систем, при оценке последствий реализации различных мер государственной политики. Предложенный подход позволяет проводить вычислительные эксперименты с учетом согласования ресурсных возможностей и интересов как отдельных экономических агентов, так и подсистемы управления региональной социально-экономической системы в рамках единой методической, процедурной и расчетной базы.
Фаттахов Р. В. fattakhov@mail.ru
Российская молодежь вне сферы занятости и образования: анализ региональной дифференциации
В статье исследуется дифференциация российских регионов по показателям, характеризующим молодежь вне сферы занятости и образования (NEET-молодежь). Показано, что эта группа населения находится в зоне повышенного риска социально-экономической маргинализации и эксклюзии. Эмпирической основой анализа послужили данные обследования населения по проблемам занятости и региональной статистики за 2014 г. Для изучения пространственных эффектов использованы коэффициент Морана и пространственные эконометрические модели. Установлено, что уровень NEET существенно варьирует по регионам РФ. Межрегиональные различия по уровню NEET-безработицы выражены сильнее, чем по показателю NEET-экономической неактивности. Выявлено наличие положительной пространственной корреляции между региональными уровнями NEET-безработицы, что свидетельствует о существовании территориальных взаимосвязей и региональных кластеров. Оценены факторы, детерминирующие региональную дифференциацию уровней NEET-безработицы и NEET-экономической неактивности. Межрегиональные различия определяются душевым ВРП, долей городского населения, отраслевой структурой занятости, уровнем образования молодежи, показателями рождаемости и смертности. Установлено, что уровни NEET у юношей и у девушек детерминированы разными факторами. У молодых женщин они в большей степени подвержены влиянию социально-экономических показателей регионов, у мужчин чаще связаны с индивидуально-поведенческими характеристиками. Показана значимость регионально дифференцированного подхода при разработке и реализации политики занятости молодежи, направленной на эффективное использование ее трудового потенциала.
Факторы пространственной мобильности россиян
В статье по материалам Комплексного наблюдения условий жизни населения России определен уровень мобильности жителей разных регионов страны. Предмет исследования - туристическая мобильность россиян. Серия уравнений бинарной логистической регрессии показала, что наибольшее влияние на вероятность совершения туристических поездок оказывают индивидуальные факторы (экономический статус и состояние здоровья); влияние характеристик транспортной инфраструктуры на досуговую пространственную мобильность поглощается доходными характеристиками индивидов, т.е. региональные различия в уровне жизни коррелируют с плотностью транспортной инфраструктуры. Выявлено, что пространственная мобильность с туристическими целями в большей мере связана с наземной транспортной инфраструктурой, чем с воздушной. Фактически дифференциация россиян по параметрам совершенной ими туристической пространственной мобильности воспроизводит экономическое неравенство, а плотность транспортной инфраструктуры, дифференцированная по регионам, не смягчает влияние экономических ресурсов на пространственные перемещения.
Теневая экономика в регионах России: оценка на основе MIMIC-модели
В статье выдвинута гипотеза о возможности оценки теневой экономики российских регионов на основе показателей уровня и качества жизни населения. Методика исследования включает факторный анализ и MIMIC-моделирование. Основой исследования являлся факторной анализ данных статистики по регионам за период 2002-2013 гг. в разрезе 17 показателей. Выделены факторы, определяющие качество жизни и испытывающие на себе влияние теневой экономики. Разработана MIMIC-модель и дана оценка региональных различий в уровне теневой экономики. Модель позволяет оценить уровни и динамику теневой экономики, а также вклад органов власти в развитие региона посредством оценки динамики теневой составляющей экономики.
Киреенко А. П. kireenko-ap@isea.ru
Ключевые проблемы развития проекта «Сила Сибири»
В статье рассматриваются проблемы реализации проекта «Сила Сибири» в части возможностей комплексного освоения недр, включая создание газодобывающей, нефтегазохимической, нефтегазотранспорт-ной и гелиевой промышленности в регионах Востока России. В рамках проекта решены следующие задачи: дан анализ сырьевой базы природного газа Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) и его добычи; обоснованы направления развития транспортной инфраструктуры; показаны ключевые проблемы, с которыми сопряжено осуществление проекта; рассмотрена возможность реализации государственно-частного партнерства. Показано, что выполнение проекта «Сила Сибири» сталкивается с рядом серьезных трудностей. Так, в частности, ни в России, ни в мире нет сверхпротяженных газопроводов, по которым бы транспортировался поликомпонентный газ. Намеренное снижение концентрации гелия приведет к резкому удорожанию его выделения, что ставит под вопрос реализацию всей гелиевой программы. Кроме того, в современной концепции освоения газового потенциала Восточной Сибири не предусмотрено задействование Иркутского перерабатывающего кластера, где уже создана значительная инфраструктура для переработки углеводородного сырья, существуют кадры и производственный потенциал, в отличие от проектируемого газоперерабатывающего завода в Амурской области.
Особенности применения концепции инклюзивного развития для регионов ресурсного типа
В статье исследуются возможности инклюзивного развития регионов ресурсного типа. Сделана оценка степени инклюзивности социально-экономического развития российских регионов за период 2008-2014 гг. Определен набор показателей, отражающих состояние рассматриваемой системы и ее элементов с точки зрения инклюзивности развития. Обоснованы алгоритм проведения расчетов и принципы формирования результирующего индекса. Полученные результаты дают противоречивую картину, анализ которой позволяет выявить специфические для ресурсных регионов факторы, влияющие на степень инклюзивности экономического развития. Результаты исследования ориентированы как на совершенствование методологии исследований региональной социально-экономической проблематики, так и на получение практического эффекта - обеспечение вклада в практику управления.
Шмат В. В. ya.econom2@yandex.ru
Проблемы загрязнения окружающей природной среды в регионах России
В статье анализируется современная экологическая ситуация в России, которая характеризуется как стабильно негативная. Представлены результаты прогноза нагрузки на окружающую природную среду на период до 2020 г., полученные с использованием динамической межотраслевой модели с экологическим блоком. Рассмотрены два сценария развития российской экономики, один из которых разработан в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, другой - в Институте экономики и организации промышленного производства СО РАН. Расчеты по сценариям показали дальнейший рост нагрузки на окружающую природную среду. Даны оценки платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду. Обоснованы направления совершенствования государственной экологической политики.
Тагаева Т. О. tagaeva@ieie.nsc.ru
Межрегиональное сотрудничество как фактор укрепления межгосударственных отношений в Союзном государстве
В статье рассматривается опыт развития межрегионального сотрудничества Республики Беларуси и Российской Федерации. Исходя из результатов анализа практик субъектов РФ и областей Беларуси выделяются основные проблемы сотрудничества. Показано, что в рамках Союзного государства расширение сотрудничества регионов и развитие хозяйственных, культурных, научно-образовательных связей между ними сопряжены с трудностями, обусловленными федеративным устройством одной страны и унитарным - другой. Выявлено, что существующие контакты имеют широкую географическую распространенность. Представлены рекомендации по развитию платформ для кооперации в инновационных секторах экономической среды.
Реформирование системы местного самоуправления: оценки и проблемы
В статье анализируются современные проблемы местного самоуправления, их динамика и направления решения. На основе материалов ежегодных опросов руководителей муниципальных образований выявлены тенденции изменения роли местного самоуправления в условиях экономического кризиса. Показано несовершенство существующей нормативно-правовой базы, ограничивающей возможности местного самоуправления. Рассмотрены итоги очередного этапа муниципальной реформы. Анализ тенденций изменений организационных форм местного самоуправления позволил выявить переориентацию с прямых выборов глав муниципальных образований на использование конкурсных процедур замещения должностей. Проанализированы плюсы и минусы различных моделей организации местного самоуправления, предусмотренных в рамках нового этапа муниципального строительства. Показаны расхождения между законодательно установленными моделями и моделями, наиболее целесообразными, с точки зрения руководителей муниципалитетов. Сделан вывод о необходимости мониторинга результативности изменений, вносимых в законодательство, и учета мнений руководителей муниципальных образований при разработке научно обоснованной концепции развития системы местного самоуправления.