Содержание журнала №3 от 2003
Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа
Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа увязана с показателями "Основных направлений социально-экономической политики Российской Федерации на долгосрочную перспективу" и "Стратегии экономического развития Сибири". В стратегии сформированы сценарии развития региона, детализируются экономические и организационные механизмы устойчивого социально-экономического развития округа. Показатели развития топливно-энергетической отрасли увязаны с перспективами комплексного развития округа, включая развитие и сопредельных регионов. Проведена детализация программных мер по реализации стратегии на различных временных интервалах. Даны прогнозные оценки ожидаемого спроса на инвестиции и трудовые ресурсы в районах округа. Сформулированы приоритеты стратегического развития округа. Среди них можно назвать переход от газодобывающей специализации региона к более активному освоению жидких углеводородов с увеличением доли округа в общероссийской добыче нефти и конденсата; расширение нефтегазопереработки и нефтегазохимии на территории округа; развитие добычи жидких углеводородов и их транспортировка по Северному морскому пути.
Суслов В. И. suslov@ieie.nsc.ru
Коржубаев А. Г. korzhubaev@yandex.ru
Северный завоз грузов в районы Северо-востока России: совершенствование организационно-экономического механизма
В статье выполнен ретроспективный анализ и дана оценка современного состояния государственного регулирования процесса северного завоза. Показана бесперспективность сохранения в рыночных условиях прямого государственного воздействия на этот процесс. Предложен альтернативный вариант косвенного регулирования государством процесса северного завоза через содействие в создании корпоративных групп основных участников товарно-финансовых потоков на Севере. Обосновывается необходимость формирования в рамках корпоративных групп новых для северного региона внутригрупповых структур - транспортно-экспедиционных фирм и региональных распределительных складских центров. Показано также, что корпоративная структуризация участников северного завоза позволит снизить дефицит финансовых ресурсов. Обоснована схема финансового обеспечения досрочного завоза продовольствия, в которой основной акцент направлен на создание предприятиями добывающих отраслей регионального целевого фонда северного завоза. Предлагается также создание межрегионального "северного пула", участниками которого могут быть российские регионы, заинтересованные в устойчивых поставках продовольствия в северные районы.
Объектно-ориентированный подход к изучению экономической эффективности фундаментальных разработок
В статье изложен подход к оценке экономического эффекта фундаментальных разработок, базирующийся на том, что любое фундаментальное исследование, в конце концов, должно привести к появлению некоторого искусственного объекта. Главные результаты академических исследований воплощены именно в объектах. В качестве типового объекта выбран промышленный агрегат. Экономический эффект фундаментального исследования не только воздействует непосредственно на работу единичного промышленного агрегата, он дополнительно состоит еще из четырех частных эффектов: дистрибутивного, веерного, мультипликативного и модернизационного. На примере шести разработок институтов Сибирского отделения РАН показаны взаимосвязи между этими четырьмя эффектами. Разделение этих эффектов позволит перейти в последующем к анализу народнохозяйственного эффекта фундаментальных разработок, а затем и к их научно обоснованному планированию.
О правовом статусе территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
В статье показаны недостатки действующих федеральных органов исполнительной власти в регионах: их громоздкость и неупорядоченность, наличие многочисленных случаев дублирования и параллелизма в работе этих органов и органов исполнительной власти субъектов Федерации, слабая координация деятельности, неурегулированность форм взаимодействия с органами власти субъектов Федерации, что затрудняет действие конституционного принципа единства исполнительной власти в рамках полномочий Российской Федерации. Обоснованы некоторые меры по упорядочению деятельности территориальных органов на местах, реализация которых в компетенции федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Воспроизводственный аспект в региональной политике
В годы экономических реформ в регионах России сложись разные типы воспроизводственных процессов. Власти многих регионов выполняют свои функции только при значительной финансовой поддержке федерального бюджета и не способны оказать должного влияния на структурную перестройку экономики. Финансовая помощь бюджетам других уровней направлена в значительной степени на решение текущих проблем. Фонд регионального развития очень небольшой и используется только для помощи в финансировании строительства объектов социальной и производственной инфраструктуры. На примере сибирских субъектов Федерации показано, что не только закрепляется финансовая зависимость от центра властей малочисленных субъектов Федерации с аграрной специализацией, но продолжает разрушаться промышленность в более крупных субъектах Федерации. Необходимо усилить воспроизводственный аспект региональной политики, дав больше прав администрациям федеральных округов в стимулировании процессов структурной перестройки промышленности.
Подход к оценке интересов участников "газового проекта": использование аппарата нечетких множеств
В статье исследуются проблемы оценки интересов участников крупного экспортного проекта - транспортировка сибирского природного газа в страны АТР. Существует много вариантов его транспортировки, которые далеко не в равной мере выгодны России, регионам, фирмам и странам - потребителям ресурсов. Во многом это определяется пониманием необходимости экономической консолидации действий отдельных регионов и фирм в восточных районах России с тем, чтобы выступать на рынке ресурсов единым поставщиком. Интересы России и ее регионов существенным образом зависят и от того, с каким именно продуктом, какой глубины переработки фирмы выходят на мировые рынки. Учет неопределенности многих параметров расчетов требует применения адекватных методов, каковым нам представляется аппарат нечетких (размытых) множеств.
Транспортное обслуживание торговли Сибири с западным Китаем
Исследования и конкретные оценки показали, что формирование транспортной инфраструктуры по обслуживанию внешнеторговых связей России с западным Китаем представляется актуальной задачей. Стержнем международной интеграции в этом регионе должны стать строительство и эксплуатация прямой автомобильной дороги из России в западный Китай через территорию Республики Алтай и общий участок границы. Ее отсутствие влечет за собой упущенную выгоду как для России, так и для Китая, исчисляемую миллионами долларов США. В оживлении интеграционных процессов с российской стороны заинтересованы, прежде всего, Новосибирская и Кемеровская области, Алтайский край, Республика Алтай и Республика Тыва. Незаинтересованные стороны - Москва и Республика Казахстан, которые сегодня выполняют посреднические функции в торговле России с западным Китаем.
Сельские предприниматели в местном сообществе
За прошедшее десятилетие в России создана многоукладная сельская экономика. Наряду с крупными коллективными предприятиями свое место в экономическом пространстве заняли фермерские хозяйства, другие представители мелкого и среднего бизнеса, семейные хозяйства. Данная статья посвящена анализу укорененности новых хозяйствующих субъектов на селе, их места в социальном ландшафте и проблем выстраивания отношений предпринимателей с местным населением, властными органами, крупными коллективными хозяйствами, другими деловыми партнерами и конкурентами. На материалах социологического опроса предпринимателей и сельских жителей рассматриваются проблемы становления и развития малого бизнеса в сельской местности, описываются причины возникновения конфликтов и возможности для сотрудничества предпринимателей с другими социальными группами села. Большое внимание уделено факторам, способствующим большей легализации предпринимательской деятельности, а также роли предпринимателей в качестве спонсоров социальной сферы сельских поселений и инициаторов создания кооперативных союзов и товариществ.
Тенденции развития малого предпринимательства
Анализ малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях выявил тенденции развития этой сферы экономики и причины, породившие их. Отмечено неуклонное снижение числа занятых, падение числа малых предприятий. Снижение численности работающих компенсируется ростом производительности труда. В динамике объем произведенной продукции в расчете на одного занятого в малом бизнесе растет. Темп роста прибыли предприятий малого бизнеса ниже темпа роста производимой ими продукции. Показано почему, несмотря на принятые в 2002 г. протекционистские меры по улучшению климата в малом предпринимательстве, экономическая ситуация ухудшается, не снижена налоговая нагрузка, сохранились административные барьеры и др. Результаты исследования могут представлять интерес муниципалитетам и субъектам Федерации, которые осуществляют управление и контроль над деятельностью малого предпринимательства в регионе.
Займы как внутренний долг субъектов Федерации
Широко распространенная в России практика заимствований субъектами Федерации оказывает значительное влияние на состояние бюджетной сферы региона и затрагивает интересы всех субъектов хозяйствования. В настоящее время существуют объективные предпосылки для диверсификации заимствований путем возобновления практики эмитирования субфедеральных ценных бумаг в связи с спросом на них институциональных и частных инвесторов. Развитие рынка субфедеральных ценных бумаг снижает потребности территорий в финансовых ресурсах, удешевляет стоимость обслуживания внутреннего долга, повышает качество прогнозирования финансовых планов. Однако длительное сохранение такой тенденции может привести к критическому увеличению нагрузки, как на региональные бюджеты, так и на региональную финансовую систему, которая выступает в качестве основного кредитора региональной экономики.
Тенденции развития транспортной инфраструктуры в странах Восточной Азии
Страны Восточной Азии привлекают внимание исследователей по нескольким причинам: здесь формируются два из трех основных товаропотоков мировой торговли; развивается сеть международных транспортных коридоров, которые соединят Азию и Европу; географическая близость восточных районов России. Экономический рост в странах Восточной Азии и укрепление их позиций в мировой торговле в последние годы заметно активизировали строительство современной конкурентоспособной транспортной инфраструктуры. В свою очередь развитие транспортной инфраструктуры в значительной степени способствует их экономическому росту. В статье рассматриваются тенденции развития транспортной инфраструктуры, опыт развития которой интересен для России, которой еще предстоит развивать транспортную инфраструктуру на востоке страны.