Содержание журнала №2 от 2003

Стратегия развития Уральского федерального округа: потенциал роста

Значительный ресурсный и огромный промышленный потенциал определяют Уралу роль связующего звена в национальной экономике, катализатора формирования единого экономического пространства России. Общей направленностью развития Уральского федерального округа до 2015 г. является ориентация на повышение уровня интеграции регионов округа и максимальное использование эффекта от развития региональных связей для решения социальных проблем. Прогнозируется увеличить реальные доходы по сравнению с 2002 г. в 2 раза и вывести их на уровень дореформенного 1991 г., ликвидировать застойную бедность, денежные доходы 40% населения (малоимущие) составят два-три прожиточных минимума. Обеспечение устойчивых темпов экономического роста округа предопределяет необходимость роста объемов промышленного производства на качественно новой основе: восстановления единства воспроизводственного процесса, осуществления структурной перестройки, формирования конкурентоспособной промышленности, опирающейся на современные технологические уклады. В результате к 2010 г. доля отраслей сырьевой ориентации снизится на 1,5 - 2,0%, доля наукоемкого сектора возрастет до 13,3%, доля социально-ориентированного сектора увеличится незначительно (0,9%).

Берсенев В. Л.

Важенин С. Г. svazhenin@mail.ru

Татаркин А. И.

Планирование эксперимента в региональных исследованиях: вопросы теории и применения

В работе последовательно рассматриваются вопросы использования методов оптимального планирования экономических процессов, происходящих на отраслевом, региональном и межрегиональном уровнях. Предложен подход к соединению теорий оптимального планирования и простых цепей Маркова. Приведены понятия непрерывного планирования эксперимента применительно к построению матриц перехода для регионального анализа и межрегиональных сопоставлений на примере региональных балансов денежных доходов и расходов населения Российской Федерации.

Зайкин В. С.

Ершов Ю. С. eryus@mail.ru

Соколов В. М.

Прогноз экономического ущерба от разработки угольных месторождений восточных районов России

В статье приводятся результаты оригинальных расчетов прогнозной оценки экономического ущерба от техногенного воздействия угольной промышленности восточных районов России природной среде. Выполнен анализ научно-технических разработок в области обеспечения рационального землепользования и комплексной переработки отходов как основных резервов снижения ущерба. Показано, что при сохранении природоохранной деятельности на существующем уровне через 20 лет ущерб составит около 140 млн долл. США в год (пессимистический вариант). Наиболее вероятен вариант сокращения ущерба по сравнению с пессимистическим вариантом в 1,3 - 1,6 раза за счет использования имеющихся природоохранных технологий. Внедрение экологически чистых технологий позволит резко уменьшить ущерб: к 2020 г. по региону в целом - до 0,05 долл. на 1 т угля, а по Кузбассу - до 0,1 долл. Снижение удельного ущерба в этом варианте позволяет компенсировать рост общего ущерба, вызванного увеличением добычи угля. Реализация такого варианта возможна лишь при дотировании государством природоохранной деятельности.

Журавель Н. М. zhnela@mail.ru

Котенев И. А.

Воздействие политических факторов на экономическое развитие региона

С учетом реальных условий Красноярского края построена системно-динамическая модель развития региона. Проведенные по этой модели расчеты показали, что экономическое развитие края (изменение реальных доходов населения) происходит под воздействием политической ситуации в регионе (конфликты между исполнительной и законодательной властями, а также между мэром Красноярска и представителями бизнеса). В свою очередь, отмечается влияние на политическую ситуацию (социальная напряженность) изменения экономической ситуации (уровень инфляции).

Березина Е. А.

Ионкин В. П.

Пространственная результативность государственного регулирования

В статье обсуждаются проблемы взаимодействия двух направлений государственного влияния на региональное развитие - регионализации федеральной социально-экономической политики и применения инструментов государственной региональной политики. Систематизированы задачи государственного регулирования регионального развития, проанализированы стоящие на этом пути барьеры. Предложена общая схема оценки влияния разных направлений государственной политики на региональное развитие. Сформулированы основные положения комплексной методики сокращения межрегиональных различий.

Суспицын С. А. susp@ieie.nsc.ru

Сахалин и Россия: принципы формирования и оценки альтернативных организационно-экономических механизмов консолидированного развития

Проведенное исследование показало, что при относительно высокой экономической значимости Сахалинской области для России (место в верхней трети списка регионов) и впечатляющем ресурсном потенциале регион по состоянию на начало 2003 г. находится в кризисной социальной ситуации. Причем несмотря на поддержку российским правительством этого островного региона в рамках федеральной программы развития Дальнего Востока, ситуация в течение последних трех лет изменилась в худшую сторону. По объемам и качеству ресурсного потенциала и инвестиционным рискам, характеризующим инвестиционную привлекательность региона, Сахалин находится в зоне высокой неопределенности. Освоение потенциала Сахалинской области, создание достойных условий жизни населению и обеспечение консолидированного развития региона в составе Российской Федерации требуют создания нового организационно-экономического механизма. В статье обоснованы основные принципы формирования и оценки такого механизма.

Кибалов Е. Б. kibalovE@mail.ru

Кин А. А. kin_a@ieie.nsc.ru

Рабочее время как ресурс роста благосостояния населения

Исследование показало, как процессы, происходящие в рамках переходной экономики повлияли на рабочее время населения регионов России во второй половине 90-х годов, насколько рабочее время как ресурс роста благосостояния населения уже задействован в современных условиях, каков потенциал дальнейшего увеличения трудовой нагрузки при существующем состоянии здоровья работающего населения.

Тапилина В. С.

Незанятое сельское население Новосибирской области по данным социологического опроса

В статье представлены результаты социологического исследования незанятого населения, осуществленного авторами в 2002 г. В ходе исследования был проведен опрос незанятого населения во всех районах Новосибирской области с использованием комбинированной стратифицированной (трехступенчатой) квотной выборки. Объем выборки составил 1649 чел. Результаты исследования позволили получить представление о социально-демографических характеристиках и экономическом положении незанятых граждан; выявить причины, особенности, социально-трудовые ожидания незанятых граждан; оценить скрытую (неформальную) занятость; определить роль государственных служб в решении проблем занятости сельского населения. В заключение сделаны выводы о выявленных тенденциях.

Удальцова М. В.

Инина Н. Д.

Воловская Н. М.

Плюснина Л. К.

Пространственно-стратегическое развитие России: конфликтно-сетевая парадигма анализа

Новая роль пространственно-стратегического развития России в условиях глобальной конкуренции рассматривается через призму конфликтно-сетевой парадигмы. Центральные понятия конфликтно-сетевой парадигмы - пространство мирового процесса, глобализация мирового процесса, иерархия глобальных сетевых структур в пространстве мирового процесса, формируемая взаимодействием и связями субъектов мирового процесса, субъекты мирового процесса (национальные государства, политические альянсы государств, транснациональные корпорации, регионы различных стран, мировые города-регионы, глобальные криминальные и террористические организации, религиозные структуры и т.д.), конфликты в сетевых структурах разного уровня и между ними, конструктивные и деструктивные разрешения конфликтов. Конфликт в этой парадигме - не аномальное, а нормальное общественное явление. Конфликтно-сетевая парадигма вооружает исследователей современным инструментарием, позволяющим проводить оценку и анализ комплекса взаимосвязанных проблем динамики и развития геоэкономического пространства России и способов их решения в условиях глобальной конкуренции. Конфликтно-сетевая парадигма применяется для анализа ситуаций, решения проблем, построения сценариев, принятия стратегических решений относительно динамики геостратегических пространств мира в целом, отдельных стран и регионов. В статье приводится пример использования конфликтно-сетевой парадигмы для анализа различных подходов к пониманию роли и задач Сибири в перспективе, отраженных в вариантах стратегии развития Сибири.

Дубнов А. П.

Крайнов А. В.

Лесной комплекс Сибири: от стратегии выживания к развитию

Переход от стадии выживания к развитию требует создания производств по глубокой переработке древесины. В многолесных регионах с развитой транспортной сетью такие производства сегодня определяют эффективность функционирования и предопределяют будущее развитие всего лесного комплекса Сибири. Переход лесного комплекса на стадию развития потребует разработки дифференцированных стратегий развития, которые будут учитывать региональные особенности лесного фонда, условия формирования региональных лесоперерабатывающих комплексов, емкость и особенности рынков сбыта продукции. В этой связи авторы предлагают разрабатывать стратегии развития лесного комплекса Сибирского федерального округа отдельно для многолесных территорий с хорошо освоенными и экономически доступными лесосырьевыми базами, развитой лесоперерабатывающей промышленностью, для среднелесных и многолесных территорий, труднодоступных в транспортном отношении, и для малолесных территорий, где леса не могут быть основой высокорентабельного лесозаготовительного производства.

Блам Ю. Ш. blam@ieie.nsc.ru

Машкина Л. В. maschkina@ieie.nsc.ru

Машкина О. В.

Региональные проблемы речного транспорта Сибири

Выполнен ретроспективный анализ факторов, влияющих на экономическую эффективность работы речного транспорта Сибири. Вскрыты основные причины снижения эффективности капитальных вложений в его развитие после 1975 г., показана негативная роль принятых в 30-е годы концепций развития водного транспорта, которые привели к необоснованной гигантомании, завышению "эффекта масштаба". Названы наиболее важные проблемы и возможные пути их решения для повышения эффективности развития речного транспорта Сибири в условиях рыночной экономики.

Быков Г. С.

Колодяжная О. В.

Концепция стратегической цели органов самоуправления

В статье рассматриваются актуальные проблемы муниципального управления уровнем жизни населения. В стратегии развития муниципальных образований обоснована возрастающая роль инвестиций в человеческий капитал. Использована модификация методики социального аудита для решения социально-экономических проблем реконструкции шахтерских поселений.

Новикова В. Ф.

Интеграционный ресурс развития экономики Новосибирской области

Исследование показало, что чрезмерная открытость экономики Новосибирской области сдерживает экономический рост. Сделать эту ситуацию позитивной можно через усиление технологической и экономической интеграции предпринимателей разных регионов. Для этого необходимо разработать концепцию совместного развития регионов юга Западной Сибири. В целях координации экономических политик властей разного уровня предлагается образовать Комиссию по вопросам социально-экономического развития Сибирского федерального округа, Исполнительный комитет как представительство Министерства экономического развития и торговли РФ в Сибирском федеральном округе и ряд координационных советов как совещательных органов, в работе которых могут принимать участие представители бизнеса и населения.

Гумерова А. А.

Ларина Н. И.

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png