Содержание журнала №4 от 2007
Развитие методов измерения пространственной трансформации экономики
Статья посвящена методологическим проблемам измерения изменений территориальной структуры экономики. Предложена методическая схема комплексной оценки пространственных трансформаций. Приведены оценки сравнительного развития регионов России на период до 2009 г. Обсуждается проблема взаимосвязи экономического роста и региональных различий. Изложены математические постановки задачи и изучены свойства оптимальных решений. Предложена методика инвариантной кластеризации пространства региональных индикаторов. Описаны принципы построения и свойства «срединного кластера», включающего регионы с индикаторами, близкими к средним по стране. Проанализированы изменения его «геометрии» (структуры и размеров) за 2000-2005 гг.
Проблемы формирования стратегии повышения конкурентоспособности приграничных регионов Дальневосточного федерального округа
В статье рассматриваются особенности формирования стратегии развития приграничных регионов Дальневосточного федерального округа, ориентированной на использование преимуществ географического положения и торгового сотрудничества как источника экономического роста. Акцент делается на создание устойчивых операционных и программно-стратегических преимуществ, позволяющих сохранять конкурентоспособность приграничных территорий в перспективе.
Региональные программы и стратегии: Дальний Восток
Дальний Восток является регионом, где долгое время предпринимаются попытки реализации долговременных программ социального и экономического развития. В статье анализируется процесс реализации крупномасштабных комплексных программ социально-экономического развития Дальнего Востока, рассматриваются причины, по которым программы развития региона не были осуществлены в полном объеме. Автор считает, что необходимо кардинально изменить подход к региональному программному планированию. Следует восстановить изначальный смысл целевой программы как средства централизации управления и концентрации ресурсов, т.е. ограничить возможность региональных элит формировать стратегии развития и сосредоточить эту функцию в «программном центре», который может (и должен) включать как региональных, так и федеральных экспертов.
Экономические эффекты и риски в регионах формирования Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса
В статье систематизируются основные виды рисков пионерного этапа формирования Восточно-сибирского нефтегазового комплекса (ВСНГК), оцениваются последствия их реализации для социально-экономического развития регионов, где формируется названный комплекс. Предложенный подход позволил оценить интервал ожидаемых экономических эффектов формирования ВСНГК с учетом реализации различных управленческих решений. Показано, что управленческие риски образуются преимущественно в результате принятия решений на федеральном и корпоративном уровнях. Региональным органам власти принадлежит роль активного посредника между компаниями и Федерацией, в то время как федеральное правительство имеет прямые рычаги государственного регулирования. Экономические эффекты отражены в показателях прироста ВРП региона и доходов региональных и местных бюджетов Иркутской области, Красноярского края и Республики Саха (Якутия).
Динамика интеграции рынков продовольственных товаров в России
В случае интегрированного рынка цена товара в любом регионе зависит от спроса на него на всем национальном рынке, а не в данном регионе. С помощью эконометрической модели, основанной на этом теоретическом положении, оценивается степень интегрированности рынков отдельных видов продовольственных товаров. Расчеты показывают, что примерно с 1994 г. нарастание сегментации региональных рынков сменилось тенденцией к усилению их интеграции. Авторы приходят к выводу, что в России сформирован единый рынок продовольственных товаров. При этом его интеграция не имеет принципиальных отличий от аналогичных процессов в странах с развитой рыночной экономикой
Оценка значимости транспортного комплекса Азиатской части России в экономике страны
В статье рассмотрен подход к оценке влияния отдельных видов транспорта на развитие федеральных округов России, и в том числе на развитие субъектов Федерации Сибирского федерального округа. Вариантные расчеты показали зависимость возможностей роста национальной экономики от уровня развития транспортной инфраструктуры сибирских и дальневосточных регионов. Особенно сильное влияние оказывает железнодорожный транспорт по линии связи Дальний Восток – Сибирь – Урал, где предполагается рост объемов перевозок. Первоочередным объектом нового строительства должна стать Северосибирская магистраль, обеспечивающая выход с БАМа на Урал через районы нового освоения Красноярского края и Томской области. Обосновывается вывод о приоритетности обеспечения межрегиональных внутриросийских перевозок по отношению к удовлетворению потребностей международного транзита.
Траектория развития России в контексте общей теории институциональных трансформаций
В статье представлены основные положения и гипотезы общей теории институциональной трансформации, построенной на новой интегрально-институциональной парадигме цивилизационного развития, которая должна прийти на смену парадигме двух путей цивилизационного развития «Запад-Восток». Эта смена парадигм связана с необходимостью концептуализации изменений институциональных стратегий в российской практике. Автор предлагает новую рационализацию институциональной траектории развития России и прогнозирует современный вектор ее хозяйственной эволюции.
Оценка влияния человеческого капитала на величину доходов населения регионов России
Используя данные статистики развития регионов России, автор исследует влияние запаса человеческого капитала на доходы населения регионов России посредством оценивания трехчленной производственной функции Кобба–Дугласа. С помощью метода структурного анализа показано наличие статистически значимой связи между средним уровнем образования занятых в экономике регионов и величиной доходов населения. В качестве зависимых переменных в уравнениях линейной регрессии взяты доходы населения регионов (валовые и в расчете на одного занятого) в 2000, 2003 и 2004 гг. В качестве независимых переменных взяты объемы основных фондов в регионах, численность занятого населения и средний уровень образования одного занятого в экономике регионов. Показано, что связь между средним уровнем образования и величиной доходов населения проявляется сильнее в более плотнонаселенных регионах, особенно в регионах европейской части России.
Использование оптимизационных межотраслевых межрайонных моделей (ОМММ) для анализа развития энергетики в системе народно-хозяйственных взаимосвязей
В статье показаны результаты применения программно-модельного инструментария специализированных оптимизационных межотраслевых межрайонных моделей для исследования широкого круга проблем развития энергетики в системе народно-хозяйственных взаимосвязей. Данный инструментарий, разрабатывавшийся в течение нескольких десятилетий в рамках проекта СОНАР, позволяет в одной модели совмещать подходы стоимостного межотраслевого баланса, натурального топливно-энергетического баланса, межрайонного и макроэкономического анализа. Показано, в частности, его использование для оценки газификации Сибири, развития атомной энергетики, нетрадиционных технологий энергетики
Региональные кластеры и территориально-производственные комплексы (ТПК) как формы территориальной организации производства
В статье анализируются подходы к выделению региональных кластеров и производственных комплексов как форм территориальной организации производства. Показано, что хотя комплексный подход в исследовании региональных проблем и планировании формирования ТПК и получил в СССР широкое распространение, процесс возникновения региональных кластеров на основе ТПК в Сибири идет медленно. Приватизация производства сопровождалась разрушением межотраслевых связей в регионах, снижением комплексности развития их хозяйства. Необходима не только кластерная политика, но и политика комплексного планирования развития регионов в советском понимании этой проблемы.
Восточный нефтяной суперпроект: проблемы и решения
В статье рассмотрены проблемы крупномасштабного экспорта углеводородного сырья Восточной Сибири. Особое внимание уделено обеспечению нефтью магистрального трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Проанализированы причины недостаточных уровня и темпов подготовки разведанных запасов нефти Сибирской платформы. Отмечается рисковый характер проекта и подчеркивается доминирующая роль ресурсных рисков, связанных с неопределенностью и (или) просчетами в оценке объемов экономически эффективных запасов. Отмечена недостаточная проработанность двух важных вопросов: о возможных потребителях российской нефти и об обеспечении внутренних потребностей.
Модели формирования структурных сдвигов регионального туристского комплекса
В статье рассматриваются модели исследования структурных сдвигов в туристской индустрии региона. Предложена методика оценки структурных изменений в потреблении товаров и услуг туристского комплекса. Методика основана на данных анкетных опросов потребителей. Для обработки анкетных данных созданы специализированные программные средства.
Операционный менеджмент: логистический подход
В статье раскрывается сущность операционного и производственного менеджмента, исследуются его составные элементы и используемые инструменты. Если в литературе операционный менеджмент определяется с позиций жизненного цикла производственной системы, то автор статьи рассматривает данную категорию с использованием логистического подхода с позиции типа производства. Автор считает, что при определении эффективности выхода в зависимости от входа необходимо учитывать действующую на предприятии производственную систему и использовать показатели рентабельности.
Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной региональной и социальной политики
В статье приводится теоретический анализ концепции социальной ответственности бизнеса, ее сути, видов, уровней и форм реализации. В зависимости от выбранной модели отношений между бизнесом и местным сообществом корпорации могут или работать на себя и на развитие региона, или причинить большой вред окружающей среде и подорвать устойчивость местных общин. Авторы статьи рассматривают подходы к реализации российско-канадской программы по корпоративной социальной ответственности, которая бы способствовала развитию социально ответственного бизнеса в России, особенно в северных регионах страны. Программа ставит в качестве основной цели содействие устойчивому развитию Российского Севера и росту материального благополучия коренного населения с использованием современных принципов и подходов к корпоративной социальной ответственности и государственно-частному партнерству, разработанных и применяемых в Канаде. Характерной чертой предлагаемой программы является акцент на балансе заинтересованности компаний в получении прибыли и необходимости учета широких общественных интересов.
Аграрная политика Великобритании
В статье рассматривается вопрос проведении аграрных реформ в Англии, а также их последствия с точки зрения перспектив развития животноводческих фермерских хозяйств в северо-восточной части Англии. Новая система субсидирования отдельных ферм в рамках реформы Фишлера направлена на “отказ” от производства – любой фермер получит помощь при соответствии требованиям государственной поддержки, даже если он полностью прекратит сельскохозяйственное производство. Несмотря на это многим фермерам потребуется, по крайней мере, в начальный период, использовать предоставляемую помощь на развитие своего сельскохозяйственного производства; и предоставляемая помощь не приведет к фактическому “отказу” от своего производства. Как много времени займет этот процесс - это открытый вопрос, поскольку все зависит от соотношения себестоимости и продажных цен и от того, насколько фермеры будут склонны отказаться от своего сельскохозяйственного труда.
Актуальные вопросы формирования стратегии социально-экономического развития Сибири
В статье анализируются позитивные и негативные тенденции развития Сибири. Отмечается, что, несмотря на некоторое улучшение ситуации в макрорегионе, остаются нерешенными острые проблемы, образующие в своей совокупности ситуацию кризиса. Разработанные в 1998, 2002 и 2005 гг. стратегические и программные документы, определяющие перспективные направления социально-экономического развития Сибири, не могли быть реализованы без достаточного финансирования из федерального бюджета. Причиной этого явился высокий уровень инвестиционных рисков реализации крупномасштабных проектов в условиях неопределенности экономической политики государства в отношении путей и приоритетов развития Сибири. Сегодня федеральный центр изменил отношение к Сибири: ее надо осваивать, заселять, развивать. Это, по мнению экспертов, сразу снизило в разы риски частного бизнеса, который работает или планирует развивать производства в Сибири. В новых экономических и политических условиях чрезвычайно важна координация действий федеральных, региональных и муниципальных органов власти, бизнеса и гражданского общества по развитию регионов Сибири на принципах государственно-частного партнерства. Представляется целесообразным актуализировать Стратегию экономического развития Сибири, положив в ее основу совокупность взаимосвязанных, взаимосогласованных системообразующих инвестиционных бизнес-проектов, региональных компонентов уже принятых и намечаемых к принятию федеральных целевых программ, а также региональных целевых программ. В статье сформулированы цели и основные задачи такой стратегии.