Содержание журнала №2 от 2004

Диагностика региональных финансов

В статье рассматриваются цели, задачи, объект исследования и процедуры диагностики как особого типа аналитического исследования. Обосновано, в частности, включение в число основных задач диагностики изучения состояния общественных финансов региона и системы управления ими. Выделены основные характеристики диагностики, предложена структура задач диагностики финансового состояния региона, последовательность процедур диагностики для оценки качества отдельных управленческих процессов. Возможности методик продемонстрированы на примере Новосибирской области.

Клисторин В. И. klistorin@mail.ru

Программно-целевой подход к управлению социально-экономическими процессами в регионе

В новых экономических условиях появляется необходимость в совершенствовании целевого подхода к управлению регионами, который должен быть ориентированным на решение проблем и концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях региональной социально-экономической политики. Активное воздействие на управленческие решения посредством целевых установок и широкого использования экономических механизмов позволяет сосредоточиться на принципиальных вопросах и проблемах социально-экономического развития и создать адекватную рыночной экономике систему государственного регулирования. При этом существенно меняются и усложняются процессы разработки и реализации целевых программ.

Тоскунина В. Э.

Проблемы оценки здоровья человека

Для оценки качества человеческого потенциала и вклада экономической составляющей в развитие здоровья населения используются не классические социально-экономические показатели, а такие, как индекс развития человеческого потенциала, человеко-час активной жизни, интегральный показатель. На основе этих показателей рассчитаны основные компоненты потерь здоровья для оценки этих потерь в расчете на 1 млн жителей. Оценки качества здоровья населения мегаполиса показали, что валовой региональный продукт по составляющим человекопотребления и человековоспроизводства идет большей частью на человекопотребление.

Казначеев С. В.

Инфраструктура регионального продовольственного рынка: анализ и оценка

В статье анализируется уровень развития инфраструктуры регионального продовольственного рынка и даются количественные оценки изменения динамики. Приводятся примеры использования разработанного автором инструментария для анализа и оценки продовольственного рынка Приморского края.

Шмидт Ю. Д.

Обоснование решений по долгосрочному социально-экономическому развитию нефтегазодобывающего региона

Особенности нефтегазодобывающих регионов предполагают необходимость особых подходов к управлению их развитием. Специфика таких регионов требует построения системы поддержки управляющих решений, основанной на рациональном природопользовании, с применением достаточно специализированных методов и инструментария обоснования управляющих воздействий. В то же время при обосновании решений по долгосрочному социально-экономическому развитию таких регионов необходимо использовать также некоторые общие положения и методы стандартного и унифицированного подхода к подготовке управляющих решений на региональном уровне. На примере Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов рассмотрены контуры и содержание систем управления нефтегазодобывающими регионами, построенных с учетом не только российского, но и зарубежного опыта.

Севастьянова А. Е. sevast@ieie.nsc.ru

Интеграция российского продовольственного рынка

С использованием временных рядов стоимости набора 25 основных продуктов питания за 1994-2000 гг. по 11 экономическим районам России анализируется интеграция рынка. Показано, что 27% районов интегрированы с национальным рынком и что имеется 42% интегрированных пар районов. С помощью пороговой модели оценены эффекты факторов, препятствующих интеграции. Выявлено, что трансакционные издержки арбитража составляют от 15 до 25% от цены набора. Результаты сопоставлены с полученными при использовании продовольственной составляющей индекса потребительских цен; это сопоставление приводит к выводу, что последняя не является адекватным представителем цен на российском продовольственном рынке.

Глущенко К. П. glu@nsu.ru

Конева А. Ю.

Социальное окружение школьников и опасность приобщения к наркотикам

В работе показано, какие аспекты взаимодействия подростков с ближайшим социальным окружением усиливают для них опасность приобщения к наркотикам, а какие выполняют защитную функцию. Исследование проведено по материалам опроса 2818 учащихся 9-11-го классов общеобразовательных школ г. Новосибирска и Новосибирской области. Материалы обработаны методом логистического регрессионного анализа. Среди факторов опасности попадания подростков в группу риска выявлены доступность наркотиков, низкая степень критичности к наркопотреблению, участие в неформальных группах, повышенный уровень конфликтности с педагогами, курение и употребление алкоголя родителями и др. В целом эти опасности сильнее выражены для юношей и для подростков, проживающих в городской местности. Научная значимость исследования заключается в изучении проблемы с позиций влияния окружающей школьников социальной среды.

Гвоздева Г. П. elena@ieie.nsc.ru

Коротких М. В.

Харченко И. И. kharchen@ieie.nsc.ru

Конкурентные стратегии телевизионных компаний Сибирского федерального округа: особенности модели Портера

В статье исследуется адекватность модели Портера для анализа конкуренции телевизионных компаний Сибирского федерального округа. Анализируются результаты анкетного опроса менеджеров телекомпаний, изучаются типовые стратегии телевизионного рынка, оценивается их взаимосвязь с успешностью функционирования компаний, а также факторами, определяющими выбор стратегической позиции.

Лондон Я. Р.

Инвестиционная политика в Хабаровском крае

Либерализация экономики России сопровождается резким снижением роли государства как инвестора. Приток капитала в регион все в большей мере определяется конкурентными возможностями региона. Важная роль в повышении инвестиционной привлекательности региона, снижении инвестиционных рисков и формировании благоприятной конъюнктуры рынка капиталов отводится региональному уровню государственного управления. На примере Хабаровского края показано, как субъект Федерации не только сам становится значимым инвестором, но и создает условия для привлечения отечественных и иностранных инвестиций.

Левинталь А. Б.

Бюджетные аспекты функционирования органов местного самоуправления (на примере Новосибирской области)

В статье показаны условия формирования финансовой базы органов местного самоуправления, предложена методика анализа структуры бюджетов, их устойчивости, эффективности субфедеральной бюджетной политики. На материалах Новосибирской области выполнены соответствующие расчеты. Проведена оценка структуры местных бюджетов, сделан расчет характеристик неоднородности бюджетных показателей до и после выделения средств из областного бюджета. Выявлены территории, оказывающие определяющее влияние на изменение показателей разброса с учетом средств, выделенных из вышестоящего бюджета. Проанализирована зависимость между безвозмездными перечислениями и полученными доходами, оценен предельный эффект увеличения налогов, поступающих в местные бюджеты.

Сумская Т. В. tanyushka333@yahoo.com

Банкротство предприятий региона: оценка социальных и экономических последствий

Авторы рассматривают основные негативные и позитивные социальные, экономические, финансовые и организационные последствия применения процедур банкротства предприятий для развития региона. Проведенная оценка влияния количества банкротств на показатели объемов неплатежей и занятости населения позволила выявить недостатки в функционировании института банкротства в Республике Казахстан, а также определить процедуру реабилитации как более предпочтительную для экономики региона и страны в целом.

Алпысбаева С. Н. saranur@mail.ru

Мунш В. А.

Российско-канадская программа «Обмен опытом управления северными территориями»: цели, задачи и первые итоги реализации

В статье рассмотрены предпосылки разработки и реализации российско-канадской программы по обмену опытом управления северными территориями. Программа реализуется в Сибирском федеральном округе с 2002 г. Основными партнерами в ее рамках являются аппарат полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе и администрации сибирских регионов с одной стороны и Министерство по делам индейцев и развитию Севера Канады – с другой. Изложены основные цели и задачи программы и показаны первые итоги реализации ее проектов и мероприятий.

Селиверстов В. Е. sel@ieie.nsc.ru

Трансформация государственной социально-экономической политики на Севере

В работе отражены результаты исследований по оценке трансформации целей, задач и механизмов государственного регулирования северной политики в 1993-2003 гг. с точки зрения их адекватности развитию корпоративного сектора базовых отраслей экономики региона, геостратегическим целям устойчивого развития России на Севере. Проанализированы этапы трансформации моделей государственного регулирования. Показаны особенности современной неолиберальной модели государственной социально-экономической политики на Севере.

Харитонова В. Н. kharit@ieie.nsc.ru

Вижина И. А. vira@ieie.nsc.ru

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png