Содержание журнала №1 от 2022
Потенциал развития институтов финансового рынка в федеральных округах России как основа функционирования региональных финансовых центров
В статье исследуется проблема формирования региональных финансовых центров как основы стимулирования финансового развития регионов. Выдвигается гипотеза о необходимости создания условий для финансового развития федеральных округов с опорой на потенциал участников финансового рынка (эмитентов, инвесторов, финансовых посредников, организаций инфраструктуры, органов регулирования и саморегулирования) как направления стимулирования инвестиционной активности регионов. Обсуждаются модели формирования центров финансовой активности и обосновывается комплексная модель создания регионального финансового центра на базе институционального и инструментального подходов. Использование этих подходов рассматривается как основа для внедрения в России технологии финансового форсажа. В качестве прикладных элементов исследования разработаны направления формирования в рамках каждого из подходов (институционального и инструментального) дорожной карты по организации региональных финансовых центров в федеральных округах РФ. Исследование опирается на представительную статистическую выборку, позволяющую оценить текущий потенциал участников финансового рынка в России в целом и в отдельных федеральных округах.
Оценка пространственного развития российского электронного комплекса
Электроника - одна из важнейших отраслей, оказывающих существенное влияние на социально-экономический рост индустриально развитых территорий. Целью исследования является оценка пространственного развития российского электронного комплекса. Для достижения поставленной цели в работе выделены основные показатели развития в федеральных округах РФ электронной индустрии, рассмотрена структура производимой электронной продукции.
Уровень и темпы развития электронной промышленности задают прежде всего микроэлектронные производства, но отсутствие индикаторов их развития в Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года затрудняет проведение оценки результативности ее реализации. В рамках работы проверена гипотеза о возможности рассматривать в качестве сквозного индикатора пространственного развития микроэлектронной индустрии интегральный показатель оценки локализации производств интегральных электронных схем. Для этого разработан интегральный показатель, учитывающий структурные особенности отрасли. Целесообразность применения такого подхода определяется необходимостью учета при проведении оценки помимо физических также и интеллектуальных производств микросхем как основной деятельности фаблесс-организаций.
Апробация разработанного интегрального показателя в российских условиях позволила установить уровни развития микроэлектронных производств, локализованных в федеральных округах РФ. Полученные результаты могут быть интересны органам законодательной и исполнительной власти при формировании и корректировании проектов государственных программ и стратегий развития российской электронной промышленности и пространственного развития субъектов РФ в целом.
Миграции населения для развития Российской Арктики: особенности и возможности
В статье представлены результаты анализа объемов и направлений миграционных потоков населения в девять арктических регионов России. На основе статистики о состоянии региональных рынков труда определены трудоизбыточные субъекты РФ. Проверена гипотеза о роли трудоизбыточных регионов в снабжении Арктики человеческими ресурсами.
В основу анализа легли данные официальной статистической отчетности Росстата о межрегиональной миграции населения в возрасте 14 лет и старше. Качественные аспекты миграции населения в Арктику рассмотрены через причины смены места жительства мигрантов, а также уровень их образования. На базе агрегированной информации при помощи методов статистического анализа выстроена структура миграционных потоков в арктические регионы.
Результаты проведенного анализа показали, что на 15 трудоизбыточных регионов приходится лишь малая доля от общего миграционного потока в Арктику. При этом выявлено, что для трудоизбыточных регионов, в отличие от остальных регионов России, характерно положительное сальдо миграции населения в Арктику. На примере Республики Дагестан показано, что регионы Северного Кавказа могут выступать поставщиками трудовых ресурсов для арктических регионов страны. Определены 15 российских регионов, из которых в Арктику ежегодно прибывает наибольшее количество мигрантов.
Результаты исследования могут быть использованы профильными органами власти, в том числе при реализации кадровой политики, направленной на привлечение трудовых ресурсов в арктические регионы.
Степусь И. С. stepus@petrsu.ru
Человеческий капитал Архангельской области: сущность, методика расчета
В статье представлен обзор трактовок понятия «человеческий капитал», предлагаемых зарубежными и отечественными исследователями. Единого мнения относительно человеческого капитала нет, что обусловливает существование множества подходов к его измерению и оценке и требует дальнейшего обсуждения, так как вопрос этот сложный и многогранный. Поставленная проблема и предмет исследования предполагают, что необходимо дополнять и расширять инструментарий с целью повышения качества оценки исследуемого показателя.
В работе использован индикаторный метод оценки уровня человеческого капитала. Индикаторами выступают следующие факторы: население, здоровье, уровень жизни, занятость, жилищные условия, образование, безопасность, экология. Каждый фактор включает в себя определенный перечень показателей. В статье дается интерпретация значений уровня человеческого капитала и вводится термин «критерий оценки качества уровня человеческого капитала».
Информационной базой для анализа и оценки уровня человеческого капитала является региональная статистическая информация. Полигоном исследования выступают Архангельская область с учетом Ненецкого автономного округа и регионы Северо-Западного федерального округа.
Итоги исследования могут быть полезны региональным органам, осуществляющим управление развитием территорий, и использованы при разработке стратегий развития субъектов РФ.
Человеческий капитал как концепт Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан
Одним из ведущих факторов развития, обеспечения эффективности инновационной экономики является человеческий капитал. Конкурентоспособность экономики страны напрямую зависит от возможностей развития, сохранения и накопления человеческого капитала. Экономика современных развитых стран характеризуется в первую очередь высокими качеством и уровнем человеческого капитала, а также большим объемом инвестиций в его развитие.
Основной целью данного исследования является изучение человеческого капитала как концепта, положенного в основу стратегических ориентиров социально-экономического развития Республики Татарстан. В качестве базового информационного источника выбран закон Республики Татарстан «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года». Для решения исследовательских задач использован контент-анализ как качественно-количественный метод изучения содержания текстовых массивов. В ходе исследования применены два вида контент-анализа: неколичественный и количественный. На основе неколичественного контент-анализа построена нечастотная модель содержания текста Стратегии социально-экономического развития республики в разрезе концепта «человеческий капитал». На основе количественного контент-анализа зафиксированы, количественно описаны и содержательно интерпретированы наиболее значимые для целей исследования категории: человеческий капитал, человеческий потенциал, трудовые ресурсы, трудовой потенциал.
Моделирование оптимизации сети школ в условиях депопуляции сельского населения (на примере Елабужского района Республики Татарстан)
В условиях активной трансформации системы сельского расселения, связанной с депопуляцией сети населенных пунктов, агломерационными и урабанизационными процессами, стягиванием населения в крупные города и концентрацией в них, в сельских территориальных системах появляется запрос на решение проблем пространственной организации отдельных сфер жизнедеятельности. В частности, сокращение численности жителей и количества населенных пунктов приводит к неэффективности системы образования как в части расходов, так и в части организации образовательного процесса. В связи с этим весьма актуальными становятся вопросы логистики в системе образования, касающиеся оптимизации перевозки школьников между населенными пунктами и территориального планирования размещения элементов социальной сферы.
В исследовании приводится анализ существующей пространственной организации образовательной системы в сельской местности муниципального образования на примере Елабужского муниципального района Республики Татарстан. На основе полученных результатов разработаны альтернативные модели организации системы общего образования, которые затем сравниваются между собой по индикаторам эффективности. Оптимальными оказались модели на основе кластерных формирований с минимизацией пассажирооборота, которые позволяют определить варианты размещения с умеренными расходами и невысокой транспортной нагрузкой на перевозимых детей. Другой механизм оптимизации транспортных потоков связан с развитием существующей транспортной инфраструктуры, позволяющем выйти на новый уровень пространственной организации системы.
Результаты исследования могут быть применены в региональном (муниципальном) управлении, прогнозировании и проектировании, в территориальном планировании и градостроительстве.
Агропромышленные регионы в контексте развития территориально-отраслевой структуры России: изменения в составе и социально-экономических характеристиках
В статье представлены итоги исследования агропромышленных регионов России как особой группы территориальных социально-экономических систем с присущими им чертами развития экономики и социальной сферы и проблемами формирования перспективы. Изложенные результаты дополняют ранее опубликованные в журнале «Регион: экономика и социология» (2019, № 2) материалы, раскрывающие специфику агропромышленных регионов в статике. Цель настоящей статьи - выявить изменения, произошедшие в составе группы агропромышленных регионов, а также проанализировать динамику их социально-экономического и демографического развития за без малого три десятилетия.
Описана методика и изложены результаты изучения трансформации территориально-отраслевой структуры экономики России. Изучены сдвиги в территориально-отраслевой структуре национальной экономики, дана оценка произошедших изменений в разрезе каждого типа регионов. Охарактеризованы уровень и динамика валового регионального продукта агропромышленных регионов.
Рассмотрена социально-экономическая и демографическая динамика агропромышленных регионов на фоне общероссийских процессов. Охарактеризованы доходы населения, бедность и неравенство в агропромышленных регионах в зависимости от особенностей экономического периода, дана оценка дифференциации регионов по этим показателям. Продемонстрирована неоднородность демографического пространства агропромышленных регионов. Предложена группировка регионов по уровню и характеру демографического развития, выявлена зависимость демографических характеристик регионов от их центропериферийного положения.
Дана интегрированная оценка динамики благополучия агропромышленных регионов по экономическим, социальным и демографическим показателям. Выявлено отсутствие связи между экономическим и социальным благополучием регионов, с одной стороны, и демографическим - с другой. Продемонстрирована уникальность каждого агропромышленного региона.
Троцковский А. Я. altailab@mail.ru
Перекаренкова Ю. А. perekarenkova@mail.ru
Сравнительный анализ бюджетов крупных городов
Одним из основных инструментов управления развитием территории является бюджетная политика. Ее эффективное проведение способствует росту наполняемости бюджетов, вследствие чего регионы имеют возможность увеличивать расходы, с тем чтобы содействовать социальному и экономическому развитию. Цель настоящего исследования заключается в анализе важнейших направлений государственной политики в сфере финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления крупных городов, а также в изучении влияния бюджетной политики на развитие городов-миллионников.
В статье рассмотрены основные показатели бюджетов крупнейших городов РФ, выполнена оценка структуры бюджетных доходов для выявления, с одной стороны, степени достаточности налоговых и неналоговых доходов, аккумулируемых на территориях городов и зачисляемых в их бюджеты, и, с другой стороны, меры зависимости городских бюджетов от средств, направляемых им на безвозмездной основе из бюджетов соответствующих регионов, проведен детальный анализ расходов городских бюджетов.
Самым крупным муниципальным образованием в Российской Федерации является г. Новосибирск, поэтому анализу его бюджета в статье уделяется особое внимание. С помощью расчета бюджетных коэффициентов изучена устойчивость городского бюджета, выявлены позиции Новосибирска как среди остальных крупнейших городов страны, так и среди городских округов и районов Новосибирской области. Особое внимание в исследовании уделено анализу основных статей доходов бюджетов российских городов-миллионников как с точки зрения обеспеченности налоговыми и неналоговыми доходами, так и с учетом безвозмездных перечислений, направляемых в городские бюджеты из региональных. Сделан вывод, что необходимо закрепить за местными бюджетами в целом и бюджетами городов в частности стабильные налоговые источники доходов для усиления их налогового потенциала. Установлен факт значительного уменьшения на протяжении периода 2011-2018 гг. бюджетной обеспеченности и самостоятельности российских городов-миллионников. Изучены основные направления расходов бюджетов крупнейших городов страны для определения их направленности на цели социально-экономического развития. В России города-миллионники следует выделить из общей совокупности муниципальных образований, так как они являются драйверами экономического развития страны и оказывают определяющее влияние на экономику. Необходимо на федеральном уровне законодательно закрепить за крупными городами налоговые источники доходов, достаточные для стабильного их функционирования и формирования бюджетов развития.
Позиции крупных и больших городов в пространственных трансформациях регионов России: кейс Урала
В статье анализируются позиции крупных (от 250 до 1000 тыс. чел. населения) и больших (от 100 до 250 тыс. чел.) городов в экономическом пространстве регионов (на примере Уральского макрорегиона). Пространственная значимость оценивалась по удельным весам в численности населения, инвестициях, объеме выпуска обрабатывающих производств, обороте розничной торговли, вводе жилых домов. Выявлены диспропорции по всем показателям, что указывает на нарушение нормальной пространственной структуры, деформацию экономического пространства. Большие и крупные города Урала отличаются малолюдностью, а их удельный вес в обороте розничной торговли и вводе жилых домов ниже, чем в демографических показателях. Традиционная индустрия является единственным «якорем», который сохраняет сложившуюся структуру расселения. По сравнению с 2007 г. в 2017 г. пространственная значимость крупных и больших городов Урала в целом снизилась. Крупные и большие города перестают выполнять функцию центров торговли и обслуживания для населения близлежащих территорий. Сохранение сложившейся ситуации обусловливает риски роста несбалансированности национального экономического пространства, требует опережающего развития крупных и больших городов.
Эффективность и равенство: двадцать лет дискуссии о пространственном развитии
В статье на основе трех пластов литературы анализируются эволюция и взаимное влияние идей об эффективности и равенстве в пространственном развитии экономики, воплощение этих идей в конкурирующих концепциях региональной политики за период с 1990-х годов и до настоящего времени. Первый поток публикаций отражает дискуссию о роли пространства в эпоху глобализации и революционных изменений в области передачи информации. Полярные гипотезы - от «смерти пространства» до «тирании пространства» - стимулировали эмпирические оценки влияния расстояния на уровень экономических взаимодействий, которые не подтвердили тезис о «плоском мире», где равномерно распределена экономическая деятельность.
В то же время в экспертном сообществе зрело недовольство результатами традиционной перераспределительной региональной политики, что породило второй поток литературы - дебаты между сторонниками «пространственно-нейтральной» и «локально-адресной» (или «место-ориентированной») политики. В фокусе первого подхода находятся городские агломерации как источники роста и мобильность как средство выравнивания, второй же нацелен на раскрытие недоиспользуемого потенциала каждого места. Дискуссия прояснила возможные последствия реализации этих подходов с точки зрения достижения эффективности национальной экономики и сокращения межрегионального неравенства. Признание ценности каждого места породило новое требование к локально-адресной политике - быть «локально-чувствительной», или локально-настраиваемой.
Параллельно в русскоязычном сегменте литературы развивалась схожая дискуссия о направлениях пространственного развития российской экономики и принципах региональной политики. Предметом обсуждения стали вопросы, касающиеся территориальной концентрации социально-экономического роста в городах и способов сокращения межрегионального неравенства. Особенность дебатов состояла в том, что они происходили вокруг сменяющихся версий стратегий пространственного развития, основанных зачастую на противоположных принципах.