Содержание журнала №4 от 2021
Стратегия пространственного развития России как результат взаимодействия науки и власти
Группой экспертов изучен и кодифицирован массив 160 научных статей, опубликованных на русском языке в 2015-2020 гг., которые содержат упоминание Стратегии пространственного развития России (СПР). Каждая статья отнесена экспертом к одной из четырех групп: 1) содержащая предложения к СПР (23% статей); 2) содержащая критику и предложения к СПР (19%); 3) содержащая только критику СПР (18%); 4) нейтральная или хвалебная (40%). Выявлено 22 тематических сюжета, встречающихся в статьях и относящихся к смысловому ядру СПР. По каждой статье составлен вектор цифровых кодов, характеризующих наличие сюжета (код 0) и степень критичности автора статьи по отношению к трактовке данного сюжета в СПР: от 1 (полная поддержка) до 5 (резкое неприятие).
Чаще всего рассматривались следующие сюжеты: 1) необходимость СПР как документа государственного планирования; требования к его разработке по форме, содержанию и периоду действия (90 статей); 2) цели стратегии, сроки выполнения, ресурсы для реализации (45); 3) макрорегионы и принципы их выделения (44); 4) агломерации и адекватность их выделения (43); 5) перспективная эффективная специализация регионов (43); 6) инструменты и механизмы реализации стратегии (35). По всем сюжетам количество критических высказываний существенно выше количества нейтральных или позитивных упоминаний. Наибольшее неприятие встретили такие сюжеты: принципы определения приоритетов; количественные индикаторы реализации стратегии; институциональные условия реализации; геостратегические территории; периферийные и деградирующие территории; региональные диспропорции.
«Пятилетка» пространственного развития и региональной политики России: бег на месте или готовность к рывку?
В статье рассмотрены тенденции в области пространственного развития и региональной политики Российской Федерации в последнее пятилетие на фоне глобальных трендов, внешних вызовов и угроз. Выявлены особенности «восточного вектора» пространственного развития России как нового элемента пространственной политики страны и как важного направления ее трансграничных взаимодействий. Показано, что пока в его реализации доминирует государственная поддержка дальневосточных инвестиционных проектов и территорий опережающего развития, тогда как Сибирь и ее регионы практически исключены из этой стратегической инициативы. Проанализированы тенденции в области национального, межрегионального и регионального стратегирования (на примере Стратегии пространственного развития Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Ангаро-Енисейского макрорегиона, стратегий и моделей развития и управления, реализуемых в Новосибирской и Кемеровской областях). На основе анализа заявлений высших должностных лиц государства сформулирован синопсис последних стратегических инициатив в области государственного управления процессами пространственного развития. Обоснован вывод, что даже в исключительно сложных условиях развития России, наблюдаемых в последнее пятилетие, постепенно стали появляться новые стратегические инициативы и формироваться новые тенденции, которые дают основания для осторожного оптимизма в отношении модернизации региональной политики и пространственного развития страны.
Моделирование и анализ пространственного равновесия в экономике России
Для класса многорегиональных моделей гранберговского типа вводятся новые инструментальные понятия для исследования взаимозависимостей трех характеристик межрегиональной системы: равновесности, коалиционной устойчивости и открытости. Проведена серия расчетов, иллюстрирующая принципиальные различия свойств замкнутой и открытой межрегиональных систем.
Проблемы и перспективы развития промышленности Москвы
В статье анализируется развитие промышленного комплекса г. Москвы. Несмотря на изменения, произошедшие с начала рыночных реформ, в столице сохраняется значительный промышленный сегмент, играющий важную роль не только в экономике города, но и в экономике страны, что повышает значимость выбора направлений развития мегаполиса. Показано, что имеющиеся конкурентные преимущества в виде концентрации производственных, финансовых, интеллектуальных ресурсов реализуются не полностью. Рассмотрен опыт Москвы по проведению промышленной политики, базирующейся на сочетании общесистемных мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности города, с мерами поддержки отраслей и отдельных производств и привлечения инвестиций по приоритетным направлениям промышленного развития с учетом сформированного производственного потенциала, социально-экономических потребностей города, перспективных технологических трендов. Отмечено, что развитие современных высокотехнологичных промышленных отраслей может способствовать практической реализации потенциала инновационного роста путем формирования как спроса на инновационную продукцию, так и ее предложения. Рассмотрены перспективы отдельных промышленных видов экономической деятельности города, их конкурентные преимущества, ограничения и риски, которые могут сдерживать инвестирование в развитие отраслей. На примере Москвы выделен ряд общих принципов, которые целесообразно учитывать при разработке соответствующих мер в регионах.
Высокотехнологичное предпринимательство в регионах России: условия возникновения новых компаний
Процессы образования новых компаний оценивались по количеству фирм, имеющих ненулевую выручку, возраст которых не превышает трех лет. Кроме того, анализировалось отношение этого количества к численности занятых в регионе. Факторы региональной среды рассматривались в разрезе пяти блоков: инновационный потенциал, кадровый потенциал, общая характеристика промышленного производства, государственная поддержка инновационной активности, партнерские взаимодействия инновационных компаний. Особое внимание уделено двум последним блокам. Анализ общих характеристик сформированной выборки показал, что молодые компании распределены по территории России крайне неравномерно, 47,8% из них действуют в пяти регионах. При этом 96% всех фирм относятся к категории микропредприятий.
Результаты эконометрических расчетов выявили, что федеральное финансирование инновационной деятельности в целом на уровне региона положительно значимо, как и вовлеченность организации в совместные проекты по исследованиям и разработкам. При этом участие регионального бюджета и направление ресурсов федерального уровня на поддержку инновационной инфраструктуры для малого и среднего бизнеса, так же как и участие региональных фирм в кластерах и технопарках, пока не оказывают заметного влияния на процессы появления новых высокотехнологичных предприятии.
Как технологии умного города помогают справляться с пандемией
Пандемия COVID-19 привела к существенным изменениям в мире. Уже проведено большое количество исследований по выявлению факторов, влияющих на распространение болезни и смертность, как в масштабах отдельных регионов, так и в страновом масштабе. Стабильно высокое количество заражений, обнаружение новых штаммов показывают, что актуальность этих исследований не снижается.
Мировой и отечественный опыт демонстрирует расширение применения цифровых технологий для борьбы с пандемией и ее последствиями. К ним можно отнести технологии, способствующие выявлению зараженных, отслеживанию контактов, прогнозированию распространения болезни, диагностике и лечению, информированию, а также помогающие соблюдать социальное дистанцирование и режим самоизоляции и переход в онлайн-формат. Такие технологии более широко распространены в умных городах за счет наличия подходящей инфраструктуры, хотя могут быть применены в любых местах.
Данное исследование посвящено оценке вклада умных технологий и комфортной городской среды в борьбу с коронавирусной инфекцией. В статье выдвигается предположение об отрицательной зависимости умной городской среды и количества умерших, которая проверяется с помощью статистических методов. Полученные результаты показывают, что наличие развитой городской инфраструктуры действительно снижает избыточную смертность, которая включает погибших не только от инфекции непосредственно, но и от ее последствий, а также позволяет снизить напряженность проблем с перегруженностью системы здравоохранения, уменьшить сложности с плановой диспансеризацией и плановыми операциями и т.д. В то же время уровень цифровизации городской среды не оказывает существенного воздействия на смертность.
Смертность российского населения по причинам смерти: тенденции уровня, гендерные и межпоселенческие различия
Целью работы является оценка ситуации в России со смертностью по причинам смерти на пороге пандемии COVID-19. Информационную базу составили данные Росстата за период 1990-2019 гг., характеризующийся разнонаправленной динамикой продолжительности жизни российского населения. Установлены значительный рост уровня и доли смертности от болезней органов пищеварения, в последние годы наблюдающийся в условиях снижения общей смертности, и от инфекционных и паразитарных болезней, рост уровня смертности от новообразований при сокращении ее удельного веса, заметное снижение уровня и доли смертности от болезней органов дыхания, от внешних причин и от болезней системы кровообращения. В результате встречных тенденций в 2006 г. произошла двойная перегруппировка основных причин смерти. Удельный вес смертности от остальных причин, в которой большую роль играет распространение в стареющем обществе нейродегенеративных заболеваний, увеличился в 3 раза - с 2016 г. он уступает только доле смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Оценены гендерные особенности смертности по причинам смерти и различия в городской и сельской местностях. Результаты исследования могут использоваться для совершенствования демографической политики в области смертности.
Моделирование и оценка влияния уровня развития социальной инфраструктуры на динамику смертности и продолжительность жизни населения в регионах России
Статья посвящена вопросам моделирования и прогнозирования уровня смертности в регионах Российской Федерации. Проведенный анализ показал, что 2020 г. отличался существенным ухудшением демографической ситуации и ключевой причиной этого стало увеличение числа умерших на 18%. При том что избыточная смертность наблюдалась и в большинстве других стран мира, авторами не ставится задача оценки влияния столь нетипичной ситуации, как пандемия коронавируса. Первостепенной задачей является разработка мер по снижению уровня смертности в «нормальных условиях». Обеспечение высокого качества жизни само по себе стало бы в определенном смысле фактором, уменьшающим негативные последствия непредвиденных ситуаций.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень развития социальной инфраструктуры в значительной степени определяет смертность и продолжительность жизни в регионах страны. Целью исследования является разработка подхода к моделированию данного влияния и формированию соответствующих прогнозных оценок на среднесрочную перспективу. Для ее достижения использованы методы сравнительного, факторного, корреляционно-регрессионного анализов, методы группировки и сценарного прогнозирования. В результате проведенного исследования сформирован комплекс эконометрических моделей, описывающих взаимосвязь между уровнем смертности, продолжительностью жизни, уровнем развития социальной инфраструктуры и степенью реализации потенциала региона.
Полученный прогноз показывает, что реализация базового сценария позволяет ожидать в большинстве регионов страны снижение уровня смертности на 1,0-2,5% по сравнению с уровнем 2019 г. и увеличение средней продолжительности жизни до 74,7 года. Однако необходимо принимать во внимание закон убывающей предельной полезности, в соответствии с которым для увеличения продолжительности жизни населения будет требоваться все больше ресурсов, направляемых в том числе на развитие социальной инфраструктуры. Данные результаты могут быть применены органами государственного управления в рамках разработки мер в области демографической политики.
Риски бедности для домохозяйств людей с инвалидностью
В статье исследуются факторы, определяющие риски и глубину бедности для домохозяйств, в которых проживают люди с инвалидностью. Эмпирической базой исследования послужили данные Комплексного наблюдения условий жизни населения за 2018 г. Результаты исследования показывают, что в случае инвалидности взрослого человека в трудоспособном возрасте риски бедности возрастают для всего домохозяйства, в то же время наличие в составе домохозяйства ребенка или пенсионера с инвалидностью не отражается значительно на рисках бедности по сравнению с домохозяйствами, не имеющими в своем составе людей с инвалидностью. Проживание в сельской местности или небольших городах, большой размер домохозяйства, наличие детей, особенно дошкольного возраста, повышают риски бедности для домохозяйств людей с инвалидностью. Для снижения рисков необходимы смена фокуса с нуждающегося в помощи реципиента-индивида на домохозяйство как экономическую единицу, переход от категориального принципа социальной защиты уязвимых групп населения к адресной социальной поддержке на основе индивидуальной оценки нуждаемости. Это позволит учитывать разнообразие жизненных ситуаций в домохозяйствах, в которых есть люди с ограниченными возможностями здоровья.
О подходах к обеспечению представительности неслучайной выборки
В статье обсуждаются теоретические, методологические и прикладные аспекты обеспечения представительности результатов несплошных обследований, проводимых на страновом, региональном и муниципальном уровнях. Сделан обзор принципов, способов, форм и технологий выборочных наблюдений, реализуемых государственными и общественными институтами при организации и проведении массовых выборочных опросов разной направленности, сформулирована проблема неслучайности получаемых в процессе обследования выборок, дана оценка практики распространения их результатов на генеральную совокупность: отсутствие основы генеральной совокупности (упорядоченного перечня единиц) вынуждает исследователей решать обратную задачу выборочного метода, это обстоятельство не позволяет получать случайные выборки, более того, зачастую никак не аргументируется репрезентативность полученных данных.
Рассмотрение обозначенных проблем в контексте использования адекватного статистического вывода позволяет найти приемлемое направление их решения. Авторами разработан и апробирован на достаточно большом количестве проведенных обследований алгоритм формирования неслучайных репрезентативных выборок. Предложенная методология была использована при организации и проведении социологического опроса по проблемам правоприменения ключевых положений нескольких федеральных законов. Обеспечение репрезентативности полученной неслучайной выборки позволило оценить уровень и степень дифференциации удовлетворенности граждан принятыми мерами по регулированию общественных отношений в сфере действия исследуемых законов в разрезе федеральных округов и субъектов Российской Федерации.
Глинский В. В. v.v.glinskij@nsuem.ru
Зайков К. А. k.a.zajkov@nsuem.ru
Особенности формирования и развития нефтепромышленных кластеров: пример юга Тюменской области
Опыт социально-экономического развития юга Тюменской области (ЮТО, субъект Федерации - Тюменская область, без автономных округов) с середины 2000-х годов представляет собой пример в целом успешного экономического развития. Рост промышленности ЮТО во многом был связан с добычей углеводородного сырья (прежде всего нефти) и его переработкой (нефтехимия и нефтепереработка). Но сегодня эти драйверы роста утрачивают свое значение. К настоящему времени потенциал дальнейшего роста за счет экстенсивного развития добычи и переработки углеводородов близок к исчерпанию.
Для области необходим поиск новых источников экономического роста. Они могут быть связаны с экономикой знаний и развитием межрегиональных связей, в том числе с производством наукоемкого оборудования, оказанием высокотехнологичных услуг не только для ЮТО, но и для нефтегазового сектора всей Западной Сибири. Развитие в этом направлении целесообразно осуществлять в рамках создаваемого нефтепромышленного кластера, для успешного функционирования которого на территории ЮТО имеются необходимые предпосылки. Его формирование и развитие необходимо осуществлять с учетом особенностей трансформации основных активов нефтегазового сектора - минерально-сырьевой базы Западной Сибири.
Россия и Монголия: ретроспектива и перспективы экономического сотрудничества (к 100-летию установления дипломатических отношений)
5 ноября 1921 года - важная дата в истории российско-монгольского сотрудничества. В этот день было заключено соглашение между правительствами РСФСР и Монголии об установлении дружественных отношений. Этот документ заложил основу для почти 70-летнего союза двух первых в мире стран, выбравших социалистический путь развития. Столетний юбилей установления дипломатических отношений между Россией и Монголией дает серьезный повод рассмотреть историю стратегического партнерства, оценить современное состояние экономического сотрудничества и перспективы на ближайшее будущее.
В статье рассматриваются итоги советско-монгольского сотрудничества, обращается внимание на проблему «большого долга», проводится анализ российско-монгольских экономических отношений и перспектив их интенсификации в рамках Программы создания экономического коридора Китай - Монголия - Россия.