Содержание журнала №4 от 2018

Правовая среда и региональная действительность

Специфика современной социально-экономической ситуации, состоя­ния и перспектив развития регионов и муниципальных образований в Рос­сии во многом определяется правовой средой, т.е., с одной стороны, установленным на законном основании порядком осуществления и огра­ничения всех видов деятельности частных, юридических лиц и органов власти и, с другой стороны, правовой культурой и правовым менталите­том, состоянием законности и правопорядка, настроениями в обществе и в его расселенческих локалитетах. Пространственно опосредованная правовая среда в общем случае формируется под сильнейшим воздей­ствием феномена «федерального присутствия» - централизации феде­рального управления в децентрализованно устроенном государстве. Это наглядно показывают рассмотренные в статье ситуации прохождения в Государственной думе региональных законодательных инициатив, «фе­дерализации» регионального законодательства и перераспределения пол­номочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями.
Фактически полностью федеральным является правовое поле дея­тельности российских муниципалитетов: перечень предметов ведения и полномочий закрытый, типы муниципальных образований унифициро­ваны, организация деятельности и ресурсы для осуществления местного самоуправления установлены федеральными законами. Несмотря на многочисленные новации, постоянно вносимые органами федеральной и региональной власти России в реальную жизнь местного самоуправле­ния, все его болевые точки остаются почти без изменения.
Важнейшей характеристикой общественно-политической и соци­ально-экономической неоднородности пространства нашего государства предложено считать территориальную фрагментацию единого правового пространства России. В статье показана распространен­ность основных типов такой фрагментации по территории страны и критически оценены представления о возможности решения проблем ее пространственного развития преимущественно путем формирования локальных «точек (зон) роста».
Концентрация особенностей и проблем функционирования регио­нальных и муниципальных систем в условиях специфического правового поля России характерна для Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ). Этот макрорегион должен стать особым объектом государ­ственного управления с использованием специфических нормативно-пра­вовых механизмов. Основная часть проблем АЗРФ свойственна всем тер­риториям России и поэтому формируется в общероссийской правовой среде. В контексте представлений авторов о территориальной фраг­ментации этого поля проанализированы программные решения по ис­пользованию нового типа особого правового режима - «опорных зон раз­вития» арктических территорий.

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского научного фонда (проект 14-38-00009) и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и является частью исследования, выполняемого в рамках Программы ФНИ ГАН на 2013-2020 годы (направление 167, тема «Государственное управление комплексным развитием Арктического макрорегиона России»)

Лексин В. Н. leksinvn@yandex.ru

Порфирьев Б. Н. b_porfiriev@mail.ru

Макроэкономические эффекты структурных сдвигов в экономике регионов

В статье проанализированы подходы к определению структурной политики и ее региональных аспектов. Оценено влияние сдвигов в отрас­левой структуре занятости и производства на макроэкономические по­казатели макрорегионов (федеральных округов) для периодов интенсив­ного роста и стагнации экономики. Дан прогноз развития макрорегионов при условии реализации структурно-инвестиционной политики. Основ­ная гипотеза исследования состоит в том, что реализация региональных приоритетов структурно-инвестиционной политики может обеспечить повышение темпов экономического роста, в том числе выход к 2024 г. на темпы, предполагаемые указом Президента РФ от 7мая 2018 г. Методо­логия работы основана на применении метода структурных сдвигов и оценки коэффициентов диверсификации. Для прогнозирования макро­экономических параметров регионов использованы межрегиональные структурно-динамические модели. Оценка вклада факторов в динамику валового регионального продукта и обрабатывающих производств пока­зала доминирующую роль общенациональных факторов для периода вы­соких темпов роста. В условиях стагнации усилился вклад региональных факторов. Анализ отраслевой структуры обрабатывающих произ­водств не обнаруживает прямой связи между изменением уровня дивер­сификации и темпами экономического роста ни в условиях роста эконо­мики, ни в условиях стагнации. При низких темпах роста структурные сдвиги в обработке сопровождались снижением технологического уров­ня производства. Показано, что пропорции пространственно-отрасле­вого распределения инвестиций, накопленных в экономике с 2000 г., сфор­мированные сложившейся экспортно-сырьевой моделью экономики, не соответствуют современным приоритетам развития страны. Опреде­лены приоритеты структурно-инвестиционной политики, реализация которой обеспечит к 2024 г. темпы роста, превышающие среднемиро­вые, и устойчивый рост экономики в дальнейшем.

Михеева Н. Н. mikheeva_nn@mail.ru

Региональная статистика в контексте больших данных

В статье обсуждаются проблемы пространственной статистики в условиях, когда активно используются «большие данные». Приведены примеры сдвигов в зарубежной практике и практического совместного применения официальной статистики и больших данных из исследований автора. Показано, что данные региональной статистики станут други­ми. Например, от статистики цен на непроданные товары будет сделан переход к статистике по данным кассовых аппаратов. Изменятся и ре­зультаты расчетов по межрегиональным экономико-математическим моделям. Сделан вывод о необходимости ускоренного вовлечения больших данных в расчеты по моделям и в работу Росстата, с тем чтобы офици­альные статистические данные и результаты моделирования стали бо­лее полезными для решения практических и исследовательских задач.

Воронов Ю. П. wrn@online.nsk.su

Территориальная мобильность населения России в контексте социальной динамики

Переезды людей трудоспособного возраста в другой населенный пункт рассматриваются в статье в проекции на социальную мобиль­ность, под которой здесь понимаются повышение уровня образования, улучшение материальной обеспеченности или рост должностного ста­туса по сравнению с соответствующими характеристиками родителей. Миграция представляет собой мощный социальный лифт: стремясь к по­вышению своего экономического и социального статуса, люди мотивиро­ваны к смене места жительства. Задача статьи - численно оценить вли­яние переездов на социальную динамику на основе данных регулярного об­щероссийского выборочного социологического обследования «Человек, семья, общество». Анализ территориальной мобильности страт, кото­рые выделяются по трем равновесным критериям: материально-иму­щественному, социально-профессиональному и субъективному, - пока­зал, что средний класс наименее мобилен. Самая интенсивная террито­риальная мобильность у представителей низшего класса. Чаще всего пе­реезды в другой населенный пункт происходят по семейным обстоятель­ствам, и как раз такая миграция максимально характерна для низшего класса. Гипотеза о положительном влиянии любой территориальной мо­бильности на социально-экономический рост относительно положения родителей не подтверждается. Однако переезд с целью учебы действи­тельно сопутствует межпоколенной мобильности по образованию и за­нятости, а переезд по семейным обстоятельствам при прочих равных снижает шансы человека превзойти своих родителей по материальной обеспеченности и по уровню образования.
  

Бурдяк А. Я. aleksandra.burdyak@gmail.com

Малева Т. М. maleva-tm@ranepa.ru

Механизм «мягкой силы» как инструмент укрепления приграничного сотрудничества

В статье выявлены особенности становления и развития народной дипломатии во взаимоотношениях населения Приморского края и пригра­ничных регионов Китая. Механизм «мягкой силы», способствующий укреп­лению сотрудничества, исследован по данным массовых онлайн-опросов жителей Приморского края. В работе получила развитие идея измерения характеристик «мягкой силы». Сделан вывод, что Россия в настоящее время отстает в области разработки новых механизмов укрепления свое­го влияния на основе применения «мягкой силы». Приведены примеры воз­можных новых решений по использованию этого механизма.

Мартышенко Н. С. Nataya.martyshenko@vvsu.ru

Региональная инвестиционная политика: как преодолеть зависимость «от пути»?

Статья посвящена региональной инвестиционной политике в ее наи­более трудном и интересном случае, когда она призвана менять сложив­шуюся за десятилетия траекторию развития региона. Показан творчес­кий, новаторский потенциал инвестиционной политики «снизу», под ко­торой понимаются прежде всего планы и намерения местных предприни­мателей, способных самостоятельно или при государственной поддерж­ке осуществить инвестиции в новые для региона направления развития. Несмотря на то что их инвестиционный потенциал, как правило, абсо­лютно несопоставим с потенциалом крупных корпоративных структур или федеральных институтов развития, с инвестиционными ресурсами федеральных программ и ресурсами других участников инвестиционной политики «сверху», качество их капитальных вложений с точки зрения новизны, инновационности, способности обеспечить переход города или даже региона с инерционной траектории развития на новую может быть существенно выше. В статье предложена более широкая трактов­ка понятия региональной инвестиционной политики, которая учитыва­ет не только традиционных - крупных по объемам финансовых ресурсов, но и мелких акторов, и аргументирована необходимость тесной увязки инвестиционной политики и политики поддержки предприниматель­ства. Преодоление «зависимости от пути» авторами статьи понимает­ся как изменение сложившейся специализации развития региона. При этом нужно сознавать, что надеяться сразу на смену региональной спе­циализации в условиях давления глобализации трудно. Более реалистично видеть перспективы обретения новой микроспециализации на уровне от­дельных городов и поселений в результате реализации предлагаемых малым и средним бизнесом новаторских бизнес-проектов, открывающих для местной экономики новые направления. И лишь потом, за счет разви­тия успеха новых бизнес-проектов другими предпринимателями или за счет превращения в «газель» и выхода на внешние рынки предприятия, угадавшего перспективное новое направление местного развития, воз­можно закрепление ростков новой местной специализации в специализа­ции региональной.

Пилясов А. Н. pelyasov@mail.ru

Приоритеты и механизмы межрегиональных взаимодействий: опыт уральских регионов в проекте «Арктический вектор Уральского созвездия»

В современных условиях все больше внимания уделяется межрегио­нальному сотрудничеству, совместной реализации крупных инвестици­онных проектов, проектов по развитию инфраструктуры и формирова­нию спроса. В статье поставлена цель раскрыть теоретические аспек­ты межрегионального взаимодействия, обосновать механизмы, методы и формы межрегионального сотрудничества, показать особенности и обозначить приоритеты межрегионального проекта «Арктический вектор Уральского созвездия». Основная гипотеза исследования состоит в том, что типовые и универсальные механизмы межрегионального со­трудничества не всегда эффективны в условиях партнерства регионов с разной структурой экономики и различным уровнем социально-эконо­мического развития. Авторами доказано, что на первый план выходят полиформатные связи между центрами регионов, городскими агломера­циями и малыми муниципальными образованиями, между центрами про­изводства, транспортировки и распределения продукции в рамках слож­ной, высококооперированной поставки, формируемые путем согласо­ванной реализации федеральных, межрегиональных, межмуниципальных и межсубъектных проектов. Продемонстрировано, что эволюция пред­ставлений о роли межрегиональных связей в достижении синергетичес­кого эффекта на макроэкономическом уровне убедительно доказывает востребованность механизмов взаимодействия регионов для развития экономики страны. Представлены механизмы, методы и формы межре­гионального партнерства. На примере межрегионального проекта «Арктический вектор Уральского созвездия» обоснован механизм форми­рования единой рыночной стратегии регионов, входящих в группу «Боль­шой Урал», основанной на кооперации и специализации регионов. Показа­но, что фрагментарные поставки отдельных регионов на единый высо­коплатежеспособный рынок Ямала не добавляют эффективности ни од­ному из регионов-конкурентов. Приводятся ожидаемые эффекты от формирования единой рыночной стратегии в рамках межрегионального взаимодействия, к числу которых можно отнести: обеспечение аркти­ческих проектов отечественной конкурентоспособной продукцией и тех­нологиями; рост промышленного производства в субъектах, входящих в «Уральское созвездие», и, как следствие, региональный экономический рост; стимулирование инновационного развития на промышленных пред­приятиях, связанных с освоением новых видов продукции, увеличение за­трат на НИОКР и повышение спроса на отечественные разработки; развитие гражданского сегмента ОПК для Арктики; формирование но­вых интеграционных механизмов.

 Статья подготовлена в рамках проекта УрО РАН № 18-6-7-42 «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Урала: потенциальные возможности, приоритеты и перспективы пространственного освоения»

Лаврикова Ю. Г. lavrikova_ug@mail.ru

Акбердина В. В. akb_vic@mail.ru

Стратегическое партнерство в научно-технологической сфере регионов (на примере Новосибирского научного центра СО РАН)

В статье рассмотрены предпосылки создания стратегических парт­нерств в научно-технологической сфере России и Сибири и проблемы, с которыми оно сопряжено. Показаны виды стратегических парт­нерств, которые создавали организации РАН и вузы с предприятиями и органами власти в интересах развития научно-технологической дея­тельности и подготовки кадров в субъектах федеральных округов. Выяв­лены особенности кооперации в рамках междисциплинарных и инноваци­онных проектов Новосибирского научного центра СО РАН, направленной на повышение результативности российской науки и развитие экономи­ки Сибири, для 20-30-летнего горизонта развития. Приведены примеры проектов в области биомедицинской, информационной, геологичес­кой, физико-технической и химической специализации, инициированных институтами ННЦ, в которых ожидается партнерство научных учреждений в междисциплинарных исследованиях. Показана необходи­мость сотрудничества с центрами коллективного пользования и инжи­ниринговыми центрами на разных этапах создания технологий полного цикла. Руководство СО РАН и правительство Новосибирской области провели экспертизу и отбор наиболее масштабных первоочередных про­ектов для подготовки обновленных концепций развития СО РАН и ННЦ (Академгородок 2.0). С учетом того, что этот научный центр войдет в состав пилотной территории Сибири с высокой концентрацией науки, образования и промышленности, в статье предложена структура основ­ных организационных элементов схемы управления федеральным на­учно-образовательным и технологическим центром в новосибирском Академгородке. Рекомендовано проводить оценку результативности стратегического партнерства с позиций выполнения проектов полного инновационного цикла.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 17-02-00060-ОГН)
 

Унтура Г. А. untura@ieie.nsc.ru

Структурные преобразования муниципального пространства: обоснование целесообразности и оценка эффективности

В статье обсуждается комплекс научно-прикладных вопросов о смыс­ле и основаниях, содержании и последствиях структурных преобразова­ний муниципального пространства. Интерес к этим вопросам вызван не­обходимостью поиска причин повышенной изменчивости структурной организации этого пространства, которая на протяжении всего пост­советского периода не просто подвергается отдельным ситуационным изменениям, но неоднократно выступала объектом целенаправленно осу­ществляемых государством (на федеральном и региональном уровнях) интенсивных и повсеместных преобразований, имевших противоречивый характер поступательно-возвратных пульсаций по схеме «реформа - контрреформа». К таким заключениям приводит ретроспективный ана­лиз массированных трансформаций территориальной организации мест­ного самоуправления, последовательно происходивших в 1990-х, 2000-х и 2010-х годах. Автор проясняет, в чем причины проведения за такой ко­роткий период трех противоположных по смыслу и кардинальных по сво­им последствиям количественно-структурных преобразований, какие критериальные требования (экономические, финансовые, правовые и др.) закладывались в обоснование выбора быстро сменявших друг друга вари­антов пространственной конфигурации и каковыми оказывались резуль­таты изменений. Российские процессы пространственных преобразова­ний системы местного самоуправления сопоставляются с аналогичной зарубежной практикой. Выясняются принципиальная возможность и наличие теоретических оснований для постановки и решения задачи рацио­нального определения пространственных масштабов муниципальных образований (конфигурации муниципального пространства), а так­же обсуждаются концептуальный подход, критерии и методические основы системной оценки предпосылок и эффективности структурных преобразований муниципального пространства.

Швецов А. Н. san@isa.ru

Региональные подходы к экономической оценке рекреационной ренты

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты оп­ределения рекреационной ренты на региональном уровне. Подчеркивает­ся важность становления туристской отрасли для социально-экономи­ческого развития регионов. Обоснована необходимость исследования ре­креационной ренты как источника самофинансирования туристской от­расли. Проведен анализ инвестиций в туристскую отрасль на примере Республики Бурятии и показан вклад туристского бизнеса в общий объем инвестиций. Отмечается, что в настоящее время отсутствует общепри­нятое определение понятия «рекреационная рента». Предложены мето­дические подходы к расчету рекреационной ренты и вычислен ее размер в цене туристских услуг. На основе разработанной методики проведены расчеты и ранжирование районов Бурятии по величине рекреационной ренты. Для расчетов кроме статистических данных применялись экс­пертные оценки. Выделены две группы районов, отражающие особеннос­ти использования рекреационных ресурсов. Определена стоимость рекре­ационных ресурсов республики на основе рентного подхода. Рассмотрены возможности введения рентных платежей на основе определения рекре­ационной ренты, в том числе курортного сбора. Сделаны выводы о воз­можности использования проведенных расчетов в практике и о необхо­димости проведения дальнейших исследований в данном направлении.

Санжеев А. Д. esan@binm.ru

Brexit и региональное развитие в Великобритании: какое будущее ждет региональную политику после структурных фондов?

The results of the EU referendum showed profound spatial differences in opinion across the UK. The referendum showed clear divides among voters by age, education, employment and social class - and by area. Spatial inequa­lity has been widely discussed as a major factor explaining these differences.
Currently, the EU Structural Funds are one of the key sources to mitigate economic development inequality in British regions. Structural Funds have been an important part of the UK regional policy environment for 40 years, and without EU co-financtng, it is likely that much of the regional and industrial policy intervention would have been largely abolished. The regional distribu­tion of EU funding in the UK ensures that poorer regions receive higher per capita shares of the Structural Funds.
The loss of EU Structural Funds is one consequence of Brexit and involves important questions as to whether and what kind of domestic regional develop­ment approach will take their place at different levels of government. The loss of EU Structural Funds will significantly affect the less-developed regions of the UK, as well as the former industrial regions that were major beneficiaries of EU funding.
The policymaking process for territorial development needs to be reconsi­dered. For over 30 years, the primary motivation for UK regional policy has been almost exclusively one of economic efficiency, framed in terms of improv­ing the contribution of regions to national growth and competitiveness. Brexit can also be viewed as an opportunity for a substantial transforma­tion of policy and governance that begins to rebalance the most unequal deve­loped country in Europe.

бачт

Бачтлер Дж. john.bachtler@strath.ac.uk

Научная школа регионального управления

В статье рассмотрены основные этапы формирования научной шко­лы регионального и муниципального управления, включающие исследова­ние таких проблем, как обоснование сущности экономической самостоя­тельности регионов, содержание системы региональных предплановых исследований, использование программно-целевого подхода к управлению экономикой региона, комплексное региональное планирование, формиро­вание региональных рынков, определение конкурентных позиций региона, закономерности механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов на территории, принципы управления социально-экономическими процес­сами региона. Предложены основные направления формирования концеп­ции регионального и муниципального управления в современных условиях, включающие учет экономических интересов, противоречий развития эко­номики региона и взаимодействия государственных и рыночных струк­тур, разработку институциональной системы управления региональным развитием, оценку эффективности управления экономикой региона.

Новоселов А. С. asnov@ieie.nscr

Маршалова А. С. marnov@ieie.nsc/ru

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png