Содержание журнала №1 от 2017

Практика внедрения территориального подхода в систему государственного управления в Российской Федерации

В статье анализируется территориальный подход в государствен­ном управлении на федеральном уровне. Обобщена деятельность феде­ральных органов государственной власти с целью выбора оптимальной системы их взаимодействия. На основе российского опыта и лучших за­рубежных практик построены функциональные схемы взаимодействия органов исполнительной власти территорий. Подтверждено, что мето­дологические основы синхронизации отраслевого и территориального подходов в государственном управлении в Российской Федерации не сфор­мированы, в том числе ввиду отсутствия приоритетов в применении ме­ханизмов отраслевого и территориального сценариев развития. Авторы считают целесообразным создание на федеральном уровне специализиро­ванных органов, действующих исключительно в рамках территориально­го подхода. В связи с этим с целью достижения большей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти необходима корректировка сложившегося функционала их деятельности в соответ­ствии с предложенной оптимальной схемой взаимодействия.

Климанов В. В. vvk@irof.ru

Ивасько Е. В. ivasko-ev@ranepa.ru

Коротких А. М. amk@irof.ru

Практика внедрения территориального подхода в систему государственного управления в Российской Федерации

В статье анализируется территориальный подход в государствен­ном управлении на федеральном уровне. Обобщена деятельность феде­ральных органов государственной власти с целью выбора оптимальной системы их взаимодействия. На основе российского опыта и лучших за­рубежных практик построены функциональные схемы взаимодействия органов исполнительной власти территорий. Подтверждено, что мето­дологические основы синхронизации отраслевого и территориального подходов в государственном управлении в Российской Федерации не сфор­мированы, в том числе ввиду отсутствия приоритетов в применении ме­ханизмов отраслевого и территориального сценариев развития. Авторы считают целесообразным создание на федеральном уровне специализиро­ванных органов, действующих исключительно в рамках территориально­го подхода. В связи с этим с целью достижения большей эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти необходима корректировка сложившегося функционала их деятельности в соответ­ствии с предложенной оптимальной схемой взаимодействия.

Климанов В. В. vvk@irof.ru

Ивасько Е. В. ivasko-ev@ranepa.ru

Коротких А. М. amk@irof.ru

Управленческие оценки региональных органов власти: экономическая теория и отечественная практика

В статье анализируются действующие в России системы оценки ре­гиональных органов управления с точки зрения их соответствия положе­ниям экономической теории контрактов. Вводится понятие «управленческая оценка», характеризуются возможные цели и последствия ис­пользования управленческой оценки в процессах управления. На основе по­ложений экономической теории контрактов описываются требования, несоответствие которым может создать условия для негативного воз­действия управленческих оценок на результативность и эффективность управляемой системы. Показано, что такие негативные воздействия дей­ствительно имели место в странах, которые ранее, чем Россия, начали использовать управленческие оценки в практике государственного управ­ления. Определен состав показателей управленческих оценок, сформиро­ванных в соответствии с нормативными документами, и способы их ис­пользования в процессах управления. Выявлено, что эти показатели не со­ответствуют положениям теории контрактов и поэтому не могут обес­печить адекватную оценку результативности и эффективности функ­ционирования органов регионального управления, которая позволяла бы улучшить эти характеристики. Результаты данной работы могут быть использованы для совершенствования методического обеспечения фор­мирования управленческих оценок, применяемых в российских регионах.

Тамбовцев В. Л.

Рождественская И. А. irozhdestv@gmail.com

Мегаполисы и феномен мегаполисности в России

В статье показано, что для современного этапа социально-экономи­ческого развития стран мира характерны его ускоренная динамика и рас­тущая значимость крупнейших городов, включая мегаполисы. Подчерки­вается устойчивая тенденция роста лидерства мегаполисов по показа­телям концентрации населения, инфраструктуры, транспорта, услуг, но прежде всего по темпам увеличения территории, которые более чем вдвое превосходят темпы роста населения. Рассматриваются особен­ности российского мегаполиса как системы, соединяющей в себе призна­ки мегалополиса (интеграции совокупности агломераций) и крупного ад­министративного центра. Обосновано понятие мегаполисности как со­вокупности функциональных, градостроительных и экосистемных ха­рактеристик, свойственных в условиях современной России не только городам-миллионникам, но и всем региональным столицам. Рассматрива­ется воздействие мегаполисности на трансформацию сложившейся сис­темы расселения, миграционную ситуацию, динамику социально-эконо­мических процессов в России и дается оценка влияния этого феномена, включая оценку роли мегаполисов как центров реформ и формирования новой социальной структуры общества. Показаны направления исследо­ваний по актуальной социально-экономической проблематике «Человек в мегаполисе».

Лексин В. Н. leksinvn@yandex.ru

Порфирьев Б. Н. b_porfiriev@mail.ru

Взаимосвязь НИОКР, перетоков знаний и динамики экономического роста регионов России

В статье исследованы взаимосвязи между научно-исследователь­ской работой, инновационной деятельностью и экономическим ростом в регионах России. Для анализа взаимосвязей применен аппарат эконометрического моделирования. На основе данных за 2005-2013 гг. постро­ены панельная регрессия с фиксированными эффектами и модель Арел-лано - Бонда. Протестированы гипотезы о значимом влиянии знаний и социально-экономических условий на региональный рост, при этом для анализа перетоков знаний использованы затраты на НИОКР и затраты на технологические инновации, а перетоки социально-экономических ус­ловий смоделированы на основе социально-экономического фильтра. Ре­зультаты расчетов указали на возможную конкуренцию за трудовые ре­сурсы в промышленности в том случае, если этот индикатор был вклю­чен в социально-экономический фильтр. Расчеты также подтвердили значимость влияния затрат на технологические инновации и перетоков затрат на экономический рост регионов. При этом знания более эффек­тивно распространялись в регионы с высокой абсорбционной способ­ностью, а также между регионами со схожими темпами роста. Сделан вывод о способности перетоков знаний оказывать значимое влияние на прирост ВРП. Результаты исследования могут быть использованы пра­вительствами регионов при формировании инновационной политики.

Канева М. А. mkaneva@ieie.nsc.ru

Унтура Г. А. untura@ieie.nsc.ru

Инструментарий обоснования параметров стратегического развития региона на базе адаптивно-имитационного моделирования

В статье рассматривается подход к разработке адаптивно-имита­ционной модели региональной социально-экономической системы. Дан­ный подход предполагает три ключевых уровня (экономических агентов, управления и макросреды) и основывается на последовательной адапта­ции как стратегий поведения агентов, так и управляющего воздействия к изменению экономической ситуации. В качестве инструментария ис­следования использованы системный анализ, методы экономико-мате­матического моделирования, статистического, структурного и динами­ческого анализа, корреляционного и регрессионного анализа, нечеткой ло­гики. Апробация подхода проведена на данных по Республике Башкортос­тан. Представленная оценка результатов сценарных расчетов развития региона обосновывает предпочтительность адаптивной стратегии раз­вития. По результатам анализа проведенных модельных эксперимен­тов разработаны направления стимулирования социально-экономичес­кого развития региона. Подобные экономико-математические модели могут быть применены при прогнозировании социально-экономического развития территориальных систем, при оценке последствий реализации различных мер государственной политики. Предложенный подход позво­ляет проводить вычислительные эксперименты с учетом согласования ресурсных возможностей и интересов как отдельных экономических агентов, так и подсистемы управления региональной социально-экономи­ческой системы в рамках единой методической, процедурной и расчет­ной базы.

Фаттахов Р. В. fattakhov@mail.ru

Низамутдинов М. М. marsel_n@mail.ru

Орешников В. В. voresh@mail.ru

Российская молодежь вне сферы занятости и образования: анализ региональной дифференциации

В статье исследуется дифференциация российских регионов по пока­зателям, характеризующим молодежь вне сферы занятости и образова­ния (NEET-молодежь). Показано, что эта группа населения находится в зоне повышенного риска социально-экономической маргинализации и эксклюзии. Эмпирической основой анализа послужили данные обследо­вания населения по проблемам занятости и региональной статистики за 2014 г. Для изучения пространственных эффектов использованы коэффи­циент Морана и пространственные эконометрические модели. Установ­лено, что уровень NEET существенно варьирует по регионам РФ. Меж­региональные различия по уровню NEET-безработицы выражены сильнее, чем по показателю NEET-экономической неактивности. Выявлено наличие положительной пространственной корреляции между региональными уровнями NEET-безработицы, что свидетельствует о существовании территориальных взаимосвязей и региональных кластеров. Оценены факторы, детерминирующие региональную дифференциацию уровней NEET-безработицы и NEET-экономической неактивности. Межрегио­нальные различия определяются душевым ВРП, долей городского населе­ния, отраслевой структурой занятости, уровнем образования молоде­жи, показателями рождаемости и смертности. Установлено, что уров­ни NEET у юношей и у девушек детерминированы разными факторами. У молодых женщин они в большей степени подвержены влиянию социаль­но-экономических показателей регионов, у мужчин чаще связаны с инди­видуально-поведенческими характеристиками. Показана значимость ре­гионально дифференцированного подхода при разработке и реализации политики занятости молодежи, направленной на эффективное использо­вание ее трудового потенциала.

Варшавская Е. Я. evarshavskaya@hse.ru

Стукен Т. Ю. stuken@mail.ru

Факторы пространственной мобильности россиян

В статье по материалам Комплексного наблюдения условий жизни населения России определен уровень мобильности жителей разных регио­нов страны. Предмет исследования - туристическая мобильность рос­сиян. Серия уравнений бинарной логистической регрессии показала, что наибольшее влияние на вероятность совершения туристических поездок оказывают индивидуальные факторы (экономический статус и состоя­ние здоровья); влияние характеристик транспортной инфраструктуры на досуговую пространственную мобильность поглощается доходными характеристиками индивидов, т.е. региональные различия в уровне жиз­ни коррелируют с плотностью транспортной инфраструктуры. Выявле­но, что пространственная мобильность с туристическими целями в большей мере связана с наземной транспортной инфраструктурой, чем с воздушной. Фактически дифференциация россиян по параметрам со­вершенной ими туристической пространственной мобильности воспро­изводит экономическое неравенство, а плотность транспортной ин­фраструктуры, дифференцированная по регионам, не смягчает влияние экономических ресурсов на пространственные перемещения.

Черкашина Т. Ю. touch241@rambler.ru

Теневая экономика в регионах России: оценка на основе MIMIC-модели

В статье выдвинута гипотеза о возможности оценки теневой эко­номики российских регионов на основе показателей уровня и качества жизни населения. Методика исследования включает факторный анализ и MIMIC-моделирование. Основой исследования являлся факторной ана­лиз данных статистики по регионам за период 2002-2013 гг. в разрезе 17 показателей. Выделены факторы, определяющие качество жизни и испытывающие на себе влияние теневой экономики. Разработана MIMIC-модель и дана оценка региональных различий в уровне теневой экономики. Модель позволяет оценить уровни и динамику теневой эконо­мики, а также вклад органов власти в развитие региона посредством оценки динамики теневой составляющей экономики.

Киреенко А. П. kireenko-ap@isea.ru

Невзорова Е. Н. nevzorova_kat@mail.ru

Орлова Е. Н. OrlovaEN@isea.ru

Полякова О. Ю. polya_o@ukr.net

Ключевые проблемы развития проекта «Сила Сибири»

В статье рассматриваются проблемы реализации проекта «Сила Сибири» в части возможностей комплексного освоения недр, включая со­здание газодобывающей, нефтегазохимической, нефтегазотранспорт-ной и гелиевой промышленности в регионах Востока России. В рамках проекта решены следующие задачи: дан анализ сырьевой базы природно­го газа Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) и его добычи; обоснованы направления развития транспортной инфраструктуры; по­казаны ключевые проблемы, с которыми сопряжено осуществление про­екта; рассмотрена возможность реализации государственно-частного партнерства. Показано, что выполнение проекта «Сила Сибири» стал­кивается с рядом серьезных трудностей. Так, в частности, ни в России, ни в мире нет сверхпротяженных газопроводов, по которым бы транс­портировался поликомпонентный газ. Намеренное снижение концентра­ции гелия приведет к резкому удорожанию его выделения, что ста­вит под вопрос реализацию всей гелиевой программы. Кроме того, в со­временной концепции освоения газового потенциала Восточной Сибири не предусмотрено задействование Иркутского перерабатывающего кластера, где уже создана значительная инфраструктура для перера­ботки углеводородного сырья, существуют кадры и производственный потенциал, в отличие от проектируемого газоперерабатывающего заво­да в Амурской области.

Конторович А. Э.

Эдер Л. В.

Филимонова И. В. 

Никитенко С. М. nsm.nis@mail.ru

Особенности применения концепции инклюзивного развития для регионов ресурсного типа

В статье исследуются возможности инклюзивного развития регио­нов ресурсного типа. Сделана оценка степени инклюзивности социаль­но-экономического развития российских регионов за период 2008-2014 гг. Определен набор показателей, отражающих состояние рассматривае­мой системы и ее элементов с точки зрения инклюзивности развития. Обоснованы алгоритм проведения расчетов и принципы формирования результирующего индекса. Полученные результаты дают противоречи­вую картину, анализ которой позволяет выявить специфические для ре­сурсных регионов факторы, влияющие на степень инклюзивности эконо­мического развития. Результаты исследования ориентированы как на совершенствование методологии исследований региональной социаль­но-экономической проблематики, так и на получение практического эф­фекта - обеспечение вклада в практику управления.

Шмат В. В. ya.econom2@yandex.ru

Токарев А. Н. tokarev@ieie.nsc.ru

Севастьянова А. Е. sevast@ieie.nsc.ru

Проблемы загрязнения окружающей природной среды в регионах России

В статье анализируется современная экологическая ситуация в Рос­сии, которая характеризуется как стабильно негативная. Представле­ны результаты прогноза нагрузки на окружающую природную среду на период до 2020 г., полученные с использованием динамической межотрас­левой модели с экологическим блоком. Рассмотрены два сценария разви­тия российской экономики, один из которых разработан в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, другой - в Институ­те экономики и организации промышленного производства СО РАН. Рас­четы по сценариям показали дальнейший рост нагрузки на окружающую природную среду. Даны оценки платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду. Обоснованы направления совершенство­вания государственной экологической политики.

Тагаева Т. О. tagaeva@ieie.nsc.ru

Казанцева Л. К. klk@ieie.nsc.ru

Цвелодуб Ю. О. yula-ts@mail.ru

Межрегиональное сотрудничество как фактор укрепления межгосударственных отношений в Союзном государстве

В статье рассматривается опыт развития межрегионального со­трудничества Республики Беларуси и Российской Федерации. Исходя из результатов анализа практик субъектов РФ и областей Беларуси выде­ляются основные проблемы сотрудничества. Показано, что в рамках Со­юзного государства расширение сотрудничества регионов и развитие хо­зяйственных, культурных, научно-образовательных связей между ними сопряжены с трудностями, обусловленными федеративным устройст­вом одной страны и унитарным - другой. Выявлено, что существующие контакты имеют широкую географическую распространенность. Пред­ставлены рекомендации по развитию платформ для кооперации в иннова­ционных секторах экономической среды.

Абрамов Р. А. oef08@mail.ru

Стрельченко С. Г. rea.gov@gmail.com

Халатенкова Е. Ю. realelen1@mail.ru

Реформирование системы местного самоуправления: оценки и проблемы

В статье анализируются современные проблемы местного само­управления, их динамика и направления решения. На основе материалов ежегодных опросов руководителей муниципальных образований выявле­ны тенденции изменения роли местного самоуправления в условиях эконо­мического кризиса. Показано несовершенство существующей норматив­но-правовой базы, ограничивающей возможности местного самоуправ­ления. Рассмотрены итоги очередного этапа муниципальной реформы. Анализ тенденций изменений организационных форм местного само­управления позволил выявить переориентацию с прямых выборов глав му­ниципальных образований на использование конкурсных процедур замеще­ния должностей. Проанализированы плюсы и минусы различных моделей организации местного самоуправления, предусмотренных в рамках ново­го этапа муниципального строительства. Показаны расхождения меж­ду законодательно установленными моделями и моделями, наиболее целе­сообразными, с точки зрения руководителей муниципалитетов. Сделан вывод о необходимости мониторинга результативности изменений, вно­симых в законодательство, и учета мнений руководителей муниципаль­ных образований при разработке научно обоснованной концепции разви­тия системы местного самоуправления.

Горяченко Е. Е. egor@ieie.nsc.ru

Малов К. В. malov@academ.org

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png