Содержание журнала №4 от 2006
Имидж как конкурентный ресурс региона
Авторами статьи предложена трактовка сущности понятия «имидж региона». В качестве основы формирования имиджа представлена территориальная индивидуальность, объединяющая идентификационные признаки региона, его особенности и ресурсы. Определена сущность понятий «брэнд региона» и «репутация региона», показана взаимосвязь этих категорий с региональным имиджем. Обосновано положение о том, что в настоящее время имидж региона становится реальным конкурентным ресурсом, способствующим выходу региона на лидирующие позиции в борьбе за потребителей территории.
Социально-экономические проблемы аграрных регионов
Беспрецедентная трансформация экономики России изменила многие формальные и неформальные социально-экономические институты. Наиболее остро кризис охватил регионы, не имеющие в структуре своих хозяйственных комплексов видов производств и отраслей, обеспечивающих извлечение крупных рентных доходов. К числу таких территорий относятся, как правило, регионы с традиционно аграрной направленностью экономики. В составе Уральского федерального округа – это Курганская область. В статье рассмотрены социально-экономические проблемы, присущие таким регионам. Острота таких проблем объясняется низкой эффективностью деятельности аграрных хозяйств, а перспективы развития связываются с новыми подходами к выбору их организационных форм, влиянием государства на формальные и неформальные институты.
Федеральные округа России: особенности развития экономики и социальной сферы
В статье проведен сравнительный анализ развития экономики федеральных округов России за период 2001–2005 гг. Показаны особенности современного этапа, обусловившие высокие среднегодовые темпы роста валового регионального продукта во всех крупных регионах. Выявлены факторы, действие которых привело к уменьшению межрегиональных различий в темпах экономического роста и уровня жизни населения. По мнению авторов, это, прежде всего, появившаяся вследствие очень благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры возможность увеличения потребления темпами, более чем вдвое превышающими темпы роста производства отечественных товаров, и возможность осуществления сравнительно равномерного и регулируемого увеличения рублевой денежной массы и, соответственно, платежеспособного спроса на региональных рынках. В статье дается прогноз на среднесрочную перспективу, предполагающий сохранение существующих тенденций, и прогноз до 2020 г., показывающий, в частности, что при существующей специфике инвестиционных процессов в России, экономика восточных районов страны не будет иметь заметных приоритетов в своем развитии.
Макроэкономические оценки стратегии развития Сибири
В статье обсуждаются результаты исследований долгосрочных перспектив социально-экономического развития Сибири. Основное внимание уделено построению и анализу системы взаимосвязанных макроэкономических параметров развития региона на период до 2020 г., дополняющих ранее опубликованные результаты в рамках сценарных условий Стратегии развития Сибири. Изложена методология построения сценариев долгосрочного развития региона, позволяющая получать непротиворечивые оценки регионального развития на сводном, конкретном и проектном уровнях.
Региональная политика России: выбор новой модели
В статье рассматриваются изменения, происходившие в последние годы в сфере государственного регулирования территориального развития в России и в формировании и реализации региональной политики. Отмечаются позитивные изменения в сфере разработки программных документов регионального развития (в том числе разработка стратегий развития макрорегионов и субъектов Федерации), в формировании финансовых ресурсов региональной политики (национальные проекты, адресные инвестиционные программы и т.д.) и ее институциональных структур (агентства регионального развития). Показана связь этих процессов с осуществляющейся административной реформой, реформой муниципального управления и переходом на бюджетирование, ориентированное на результат. Анализируются проект закона о региональной политике и концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанные Министерством регионального развития РФ. Выделяются сильные и слабые стороны концепции «поляризованного развития», положенной в основу новой модели региональной политики в России и даются предложения по ее совершенствованию.
Экономический рост на Дальнем Востоке: условия и ограничения
В статье рассматриваются макроэкономические условия и ограничения экономического роста на Дальнем Востоке, обусловленные ресурсным характером его экономики. Определены тенденции развития экономики, показано снижение влияния экспортного спроса на экономическую динамику. Оценены условия производства в регионе, реальные преимущества которого связаны с развитием добывающих отраслей. Дан анализ инвестиционной составляющей регионального роста. Показано, что при сложившихся пропорциях производства и уровне государственной поддержки на Дальнем Востоке сохранятся относительно невысокие темпы экономического роста, сильно дифференцированные по его территории.
Граничные сценарии в стратегии развития Новосибирской области
В статье обсуждаются предварительные результаты долгосрочных прогнозов, разрабатываемых в рамках cтратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 г. Изложены методические основы построения крайних сценариев конуса возможных траекторий развития области, принципы выделения в нем основного сценария. Приведены и проанализированы результаты макроэкономических и межотраслевых расчетов инерционного и максимального сценариев развития.
Агропромышленный комплекс Новосибирской области: ресурсы и сценарии развития
Исследование показало, что при сохранении тенденций, определяющих развитие АПК Новосибирской области в последние пятнадцать лет, через 7-10 лет произойдет сокращение объемов производства аграрной продукции и продовольствия в 2,5-3 раза от современного уровня. Для преодоления негативных процессов и обеспечения роста объемов производства продовольственной продукции предлагается увеличение поставок на село материально-технических ресурсов, повышение оплаты труда, внедрения инноваций и достижений науки. Расчеты показали, что в сельское хозяйство ежегодно возможно перераспределение из перерабатывающих отраслей и торговли дополнительно 24 млрд. руб. Этот объем денежных средств обеспечивает расширенное воспроизводство материально-технической базы аграрной экономики, сохранение и приумножение почвенного плодородия, размер оплаты труда работников сельского хозяйства до среднего уровня по экономике области.
Социальные функции доверия
Автор анализирует социальные функции доверия с точки зрения их полезности на личностном, организационном (корпоративном) и общественном уровнях. Поскольку проблема доверия включает дилемму доверие/недоверие, социальные функции приобретают двойственный характер, что проявляется в обнаружении конструктивных и деструктивных функций.
Контуры будущего сибирской деревни
Авторы, опираясь на многолетний опыт исследования аграрных проблем, излагают в статье свое видение перспектив развития сибирской деревни, исходя из представлений о многофункциональности сельских территорий, многопрофильности и многоукладности сельской экономики, приоритетности задач по человеческому развитию. Рассмотрены три взаимосвязанных вопроса: является ли сельская территория однородной как объект стратегических разработок; в чем состоит предмет стратегического планирования применительно к сельской местности; неизбежна ли смена парадигмы стратегического развития при переходе от среднесрочной к долгосрочной перспективе.
Оценка эколого-экономических последствий изменения топливного баланса Сибири
В статье рассмотрены альтернативные варианты возможного экономического ущерба природной среде восточных районов России от техногенного воздействия угольной энергетики на период до 2020 г. (сохранение негативных тенденций ухудшения природоохранной деятельности; проведение политики сокращения техногенного воздействия в рамках существующих природоохранных технологий; реализации потенциала отрасли по экологически чистым технологиям). Излагаются методические подходы сравнительного анализа возможностей реализации рыночных механизмов Киотского Протокола (торговля выбросами и проекты совместного осуществления). Приводятся результаты такого анализа на примере нескольких технологий предварительной дегазации метана.
Институциональные проблемы формирования деловой среды: региональные аспекты
Статья посвящена вопросам формирования региональной деловой среды в условиях несовершенных рыночных институтов. В российском обществе рыночные институты формируются в контексте социальных связей и отношений, которые структурируются в деловые сети. Именно такая система отношений позволяет им справляться с «бюрократическим грузом», выживать и строить модели хотя бы ближайшего будущего. Основным результатом работы над проектом является типология экономического поведения предприятий регионального сообщества, построенная с использованием социологического инструментария и математического аппарата. Эмпирической базой исследования являются материалы полуформализованных интервью с руководителями 100 предприятий Республики Карелия. Основными типообразующими признаками являются стратегии развития предприятий в оценке руководителя, состав собственности, практики делового общения с партнерами по бизнесу.
Инвестиции в основной капитал: Сибирский федеральный округ и Россия
В статье рассматриваются итоги, общие черты и особенности инвестиционной деятельности субъектов Сибирского федерального округа (СФО) в сопоставлении с Россией в 1990 – 2004 гг. С использованием системы региональных счетов СФО за 1999 –2003 гг. проанализированы: динамика, территориальная и отраслевая структура инвестиций в основной капитал; взаимосвязь показателей экономического роста регионов и отраслей с объемами этих инвестиций; оценен инвестиционный потенциал регионов на основе расчета валовых сбережений, уточнен состав инвестиционно-избыточных и инвестиционно-дефицитных регионов СФО путем сопоставления накопленных валовых сбережений и накопленных инвестиций.
Сырьевая обеспеченность нефтепровода Восточная Сибирь–Тихий океан
В статье рассматривается проблема сырьевой обеспеченности проектируемой трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Авторами показано, что формирование Восточно-Сибирского нефтегазового комплекса (ВСНГК) является обязательным условием эффективного функционирования нефтепроводной системы ВСТО в перспективе. Подготовку необходимой сырьевой базы как основы ВСНГК должна обеспечить реализация программы геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Якутии. Всего на территории юга Сибирской платформы выделено более 200 перспективных лицензионных участков и определена очередность их лицензирования. Для повышения инвестиционной привлекательности слабоизученных участков предлагается выполнить на их территории цикл геологоразведочных работ за счёт госбюджета. Оценка экономической эффективности бюджетного финансирования начальных стадий процесса подготовки запасов на участках недр показывает, что такие мероприятия выгодны государству.
Оценка потенциальной экономической эффективности достройки Амуро-Якутской железнодорожной магистрали
Перспективы социально-экономического развития республики Саха (Якутия) во многом связаны с достройкой и вводом в эксплуатацию Амуро-Якутской железнодорожной магистрали (АЯМ). Однако расчеты по официальным методикам экономической эффективности строительства железных дорог показывают, что достроенный АЯМ из-за тупикового характера магистрали и недостаточной ее грузонапряженности будет экономически не эффективен. В статье предлагается подход к оценке потенциальной экономической эффективности достроенного АЯМ с учетом возможных сетевых экономических эффектов, возникающих при включении магистрали в развивающуюся по определенным сценариям опорную железнодорожную сеть Якутии.
Перспективы энергообеспечения Сибирского федерального округа
В статье обсуждается парадоксальность ситуации, когда Сибирь, обладающая гигантским потенциалом энергоресурсов и всегда рассматривавшаяся главной перспективной электроэнергетической базой страны, способной обеспечить необходимые поставки электроэнергии и в Европейскую часть страны и на экспорт, уже сама в ближайшие годы может столкнуться с дефицитом электроэнергии. Главную причину происходящего авторы видят в том, что руководство электроэнергетикой, увлеченное проведением реформирования отрасли и считавшее значительным наличие резерва мощностей в ОЭС Сибири, запоздало среагировало на изменение спроса на электроэнергию со стороны развивающейся экономики региона. В статье дается оценка объемов возможного прироста электропотребления за счет крупных инвестиционных проектов, предложенных государственными и частными компаниями к реализации на территории Сибирского федерального округа на период до 2010-2012 гг., и делается вывод о недостаточности масштабов ввода энергетических мощностей, намечаемых Отраслевой схемой развития, даже при максимальной реализации потенциала энергосбережения в регионе.
Политика развития регионального рынка сжиженного газа как альтернатива потребления бензина
В статье рассматриваются проблемы и направления развития рынка природного газа на федеральном и региональном уровнях с точки зрения замещения данным видом альтернативного моторного топлива автомобильного бензина и дизельного топлива. Дается характеристика возможности использования газа в качестве альтернативы бензину, проводится анализ состояния рынка сжиженного газа, рассматриваются тенденции его развития, вскрывается проблематика, проводится выборочный сравнительный анализ по регионам. Анализируются проблемы монополизации рынка. обосновываются направления региональной политики по его развитию.
Проблемы социально-экономического развития регионов Севера России в новых условиях
В статье рассматриваются экономическое и социальное положение северных регионов России в период формирования нового геополитического и экономического пространства и перехода к преимущественно рыночным методам хозяйствования. Приведены индексы производства промышленной продукции 15 северных регионов Российской Федерации в период 1991-2004 гг. по отношению к 1990 г. Исследованы вопросы межбюджетных отношений – распределение дотаций из фонда финансовой поддержки субъектов РФ в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности. Приведены показатели уровня жизни по северным регионам Российской Федерации по соотношению среднедушевых доходов и прожиточного минимума с выявлением доли граждан этих регионов с доходами ниже прожиточного минимума в сравнении с среднероссийскими показателями. Выявлены территориальные различия в величине районных коэффициентов и уровня заработной платы. Предложен комплекс мероприятий на государственном уровне по развитию экономики северных регионов России.
Традиционное хозяйство коренных малочисленных народов Севера в рыночных условиях: российские реалии и международный опыт
Традиционное хозяйство коренных малочисленных народов (КМН) России может иметь перспективу, если оно сумеет адаптироваться к условиям рыночных отношений. В статье рассмотрены основные организационно-экономические механизмы сохранения и развития традиционного хозяйства КМН: федеральные и региональные целевые программы, система трансфертов, налоговые льготы, компенсационные соглашения, фандрейзинг, институциональная поддержка. Показаны особенности и сферы применения, сильные стороны и недостатки этих механизмов. Дан анализ зарубежного опыта трансформации традиционного хозяйства КМН к рыночной экономике.
Возможности устойчивого развития проблемных районов Севера
В мировой истории нередки случаи, когда отдельные регионы деградируют в социально-экономическом плане в связи с конечностью использования эффективных ресурсов. При этом, если не найдены и не реализованы альтернативные факторы экономического развития, население постепенно покидает такие районы. Это нормальное поведение человека в рыночных условиях. Применительно к условиям Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края, где проживают в большей части коренные малочисленные народы, можно утверждать, что население без мер государственной поддержки не покинет регион (и этого не нужно), что оно будет сокращать свои потребности, будет нищенствовать и пьянствовать, укорачивая свою жизнь. Поэтому ключевым звеном программы социально-экономического развития такого региона является направленность на решение социальных проблем, прежде всего, на развитие действительных потребностей постоянного населения. Это длительный путь нового социального развития, но без него проблему повышения устойчивости развития решить невозможно.