Содержание журнала №3 от 2024
Тайга идет на север
В статье рассмотрена проблема продвижения тайги на север как части последствий изменения климата в мире. Цель публикации состоит в том, чтобы исследовать новые возможности для развития экономики Сибири, а также систематизировать основные направления адаптации экономики к изменяющимся условиям хозяйствования. Расширение площади тайги увеличивает лесные ресурсы России. Изменяется состав тайги: сокращается доля лиственницы и сосны, на их место приходят кедр и ель, а также смешанные леса. Происходят изменения и в составе диких животных, и в структуре рыб, обитающих в морях, реках и пресных водоемах. Автором проанализированы результаты ранее проведенных исследований по данной теме, систематизированы и интегрированы их результаты.
В настоящее время наблюдается отставание российской (в частности, сибирской) науки от мировой в прогнозировании изменений климата и их последствий, а также в разработке и применении математических моделей, на которых базируются прогнозы. Второй недостаток, от которого нужно избавиться, состоит в подходе к затронутой проблеме, который выявился в системе государственного управления, а именно в ожидании от изменений климата исключительно потенциального ущерба. По мнению автора, продвижение тайги на российский север расширяет возможности развития экономики страны.
Конкурентоспособность региона через призму показателей региональной экономики (на примере Нижегородской области)
В статье представлен комплексный подход к оценке уровня конкурентоспособности региона. Приведены основные концепции оценки конкурентоспособности. На основе их обобщения был сформулирован подход к анализу, предполагающий применение коэффициентов локализации, анализ структурных сдвигов и оценку открытости экономики региона путем расчета коэффициентов ввоза, вывоза и товарообмена. С помощью этих методов определяются преимущества региона, которые могут стать основой для улучшения его экономического состояния, поскольку обладая точными характеристиками региональной экономики, зная ее сильные стороны и уязвимые места, можно построить намного более точный сценарий дальнейшего развития региона. В качестве примера для апробирования подхода была выбрана Нижегородская область. Результаты применения комплексного подхода были сопоставлены с показателями экономического положения Нижегородской области в ряде рейтингов. В итоге комплексный анализ конкурентных преимуществ одного региона Российской Федерации позволил определить его флагманские отрасли и потенциальные сферы развития.
Условия для ведения бизнеса в Саранске до и после Чемпионата мира по футболу 2018 года
В статье поднимается вопрос о том, как проведение крупного спортивного состязания в относительно небольшом региональном центре меняет деловую среду для локального бизнеса. Эмпирическим примером выступает Саранск, который в 2018 г. стал одним из городов - организаторов чемпионата мира по футболу. Метод исследования заключается в статистическом анализе и контент-анализе углубленных интервью. Проведение этого спортивного мегасобытия привело к значительным инфраструктурным трансформациям территории, изменению правил ведения бизнеса и формированию конкурентной ситуации на местных рынках. Исследовательские интервью с предпринимателями и статистические данные демонстрируют, что сферам туризма, размещения и общественного питания удалось получить выгоду от визита многочисленных иностранных гостей. В то же время долгосрочные перспективы можно связать скорее с развитием внутреннего туризма, нежели с соответствующими потоками из-за рубежа. К наследию чемпионата мира по футболу относятся не только спортивные и прочие инфраструктурные объекты, но и ужесточение конкурентной среды для локального бизнеса. Особенно ярко это проявляется в сферах размещения и розничной торговли. В них местные предприниматели в последние годы вынуждены конкурировать и с федеральными, и с зарубежными компаниями, многие из которых вышли на рынки Мордовии в преддверии проведения в Саранске рассматриваемого спортивного мегасобытия.
Социальное дистанцирование как процесс социального взаимодействия в условиях мегаполиса
В статье рассматривается социальное дистанцирование как процесс социального взаимодействия жителей г. Новосибирска. Научный и практический интерес к Новосибирску обусловлен тем, что этот мегаполис занимает четвертое место в стране по потоку мигрантов. По результатам социологического исследования «Состояние социальной обстановки, межнациональных и межконфессиональных отношений в Новосибирске», проводимого с 2018 г. на основе одной модели многомерной, стратифицированной выборочной совокупности, авторами сделан вывод о возросшей в городе социальной дистанции в отношениях с мигрантами, об усилении интеграции по национальному признаку. В статье дана классификация видов социального взаимодействия и доказано, что те, кто лично сталкивался с нарушениями своих прав из-за национальной принадлежности, в той или иной степени видят основания для конфликтных отношений и конфликтов.
Мотивационные драйверы миграции населения (на примере молодежи Арктической зоны России)
В статье представлен подход к исследованию детерминации миграционных процессов, базирующийся на социально-психологической сути этого явления. Активность миграционных действий как результат взаимодействия факторов внешней среды и индивидуальных особенностей личности авторы предлагают рассмотреть, опираясь на комплексное понятие мотивационного драйвера миграции.
Для выявления мотивационных драйверов миграции разработана поэтапная методика, позволяющая определить сочетания внешних факторов и личностных характеристик, наиболее сильно коррелирующих с проявлением миграционной активности. Методика включает использование таких статистических методов, как факторный анализ, регрессионный анализ, тест на основе критерия независимости хи-квадрат, а также кластерный анализ и деревья решений. Апробация методики проведена на примере приоритетных геостратегических территорий Арктической зоны России для молодежной когорты населения. Эмпирической базой исследования послужили результаты опроса 8,6 тыс. чел. в возрасте 16-35 лет, проживающих на арктических территориях девяти субъектов РФ, входящих в состав Российской Арктики.
В результате исследования выявлено 10 мотивационных драйверов исходящей миграции молодежи из арктических регионов, сгруппированных по четырем типам факторов: профессиональная реализация, получение образования, климат и экология, социальные связи. Указаны структурные компоненты мотивационных драйверов, проведена их содержательная интерпретация.
Результаты исследования обогащают имеющийся инструментарий изучения миграционных процессов, поскольку позволяют проанализировать сложную конфигурацию мотивационного драйвера миграции, складывающегося из сочетания условий внешней среды и особенностей личности, оказывающих нелинейное комбинированное воздействие на принятие решения о миграции. Выявление мотивационных драйверов миграции имеет практическую значимость при корректировании социально-экономической и миграционной политики, проводимой в регионе.
Шабаева Е. А. sigova@petrsu.ru
Симакова А. В. anna.simakova.91@mail.ru
Хотеева Е. А. ehoteeva@petrsu.ru
Здоровьесберегающее поведение населения в регионах с разным качеством жизни
Цель статьи - выявление взаимосвязи между качеством жизни населения в региональном пространстве и поведенческими характеристиками его здоровьесбережения. Проведен анализ поведенческих установок людей и характеристик их возможного выбора между стремлением быть здоровыми и реализуемыми ими действиями по улучшению и сбережению собственного здоровья в различных группах регионов. Такой ракурс исследования позволяет раскрыть ресурсные механизмы, способствующие сохранению здоровья населения и достижению более высокой продолжительности жизни в зависимости от условий и качества жизни в регионе проживания.
В ходе исследования была проведена группировка регионов по качеству жизни. Эмпирической базой исследования послужили данные РМЭЗ НИУ ВШЭ. Основным способом тестирования гипотез явилась проверка статистически значимых различий респондентов между группами регионов. Установлено, что объективные показатели и субъективные оценки состояния здоровья населения выше в регионах с высоким и относительно высоким качеством жизни.
Анализ поведенческих характеристик здоровьесберегающего поведения показал следующее: жители регионов с высоким и относительно высоким качеством жизни в среднем чаще бывают на приеме у врача и участвуют в профилактических медосмотрах; мужчины менее ответственно, чем женщины, подходят к вопросам здоровьесбережения, склонны откладывать посещение врачей и медицинские осмотры; уровень физической активности любой интенсивности выше у жителей регионов с высоким качеством жизни, и, соответственно, наоборот. В регионах с относительно низким качеством жизни у населения формируется пассивная модель здоровьесберегающего поведения. Следование стратегии здоровьесбережения у мужчин сильнее влияет на ожидаемую продолжительность их жизни. Решение проблемы низкой продолжительности жизни видится в популяризации здорового образа жизни, в развитии необходимой доступной инфраструктуры, в совершенствовании организации занятий спортом, физической культурой и в профилактических медосмотрах.
Актуальные проблемы развития третьего сектора социальных услуг на Дальнем Востоке (на примере Хабаровского и Приморского краев)
В статье исследуются факторы, определяющие развитие сектора социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в двух дальневосточных регионах: Хабаровском и Приморском краях. Эмпирической базой исследования послужили данные из открытых источников, таких как реестры поставщиков социальных услуг, рейтинги развития СО НКО в субъектах РФ Минэкономразвития и агентства RAEX, а также экспертные интервью с руководителями и сотрудниками некоммерческих организаций г. Хабаровска и г. Владивостока, проведенные в 2022 г. Результаты исследования показывают, что основной вектор развития некоммерческого сектора социальных услуг на Дальнем Востоке направлен на активизацию собственных ресурсов и оказание помощи социальным группам, не получающим необходимых услуг в государственном секторе. Происходящая трансформация третьего сектора во многом связана со структурными изменениями в управлении регионом, а также с ротацией управленческих кадров на уровне отдельных субъектов. Отмечается, что в этих условиях произошло существенное сокращение спектра и объема государственной поддержки, что обращает некоммерческие организации к поиску альтернативных путей сохранения устойчивости. Перспективы развития некоммерческого сектора социальных услуг связаны с формированием единой сети ресурсных центров СО НКО и разработкой «дорожной карты» развития сектора, предполагающей устранение локальных дефицитов НКО с помощью экстраполяции успешных практик работы с бизнесом и добровольческими объединениями, создания внутрисекторных партнерств для реализации социальных проектов.
Железнодорожные проекты Сибири и транспортная проблема Республики Тывы: системный анализ возможных решений
В статье анализируются крупномасштабные проекты, в долгосрочной перспективе предполагающие создание «железнодорожной решетки» на территории Сибири и российского Дальнего Востока. В таком ракурсе рассматриваются меридиональные железнодорожные проекты, связывающие Республику Тыва с железнодорожной сетью России. Варианты являются детализацией идеи создания Евразийского транспортного коридора, интегрирующего российские меридиональные элементы решетки не только с ее широтными элементами, но и с железнодорожной сетью Китая посредством выхода на транспортный коридор мегапроекта «Один пояс - один путь». Применительно к транспортной проблеме Тывы интеграционный подход трактуется как необходимость обоснования вариантов использования ресурсов России в целом для осуществления железнодорожных проектов Тывы с точки зрения их общественной результативности - вклада в развитие транспортной железнодорожной решетки России. В качестве вариантов анализируются три проекта выхода через Монголию на железнодорожную сеть Китая. Эффективность вариантов понимается как сравнительная категория, призванная оценить достижение системы общероссийских стратегических целей разными железнодорожными проектами или их сочетаниями. Поддержка процедур оценки осуществляется программными продуктами ASPER 3 и GlobalD, разработанными Институтом экономики и организации промышленного производства СО РАН и Сибирским государственным университетом путей сообщения Росжелдора.
Балакина Г. Ф. balakina.gal@yandex.ru
Кибалов Е. Б. kibalovE@mail.ru
Гармонизация развития стран Евразии в контексте реализации и модернизации стратегической инициативы «Пояс и путь»
В статье рассмотрен выбор постсоветскими странами Евразии моделей развития по пути модернизационных реформ. Показано, что в этих моделях сочетаются формальная «вестернизация» в политической сфере и «содержательная национализация». Проанализированы трудности модернизации в процессе построения национальных государств (несовместимость религиозных и культурных традиций со светскими политическими системами, риски, возникающие при внедрении сверхсильной президентской власти, риски политического плюрализма, проблемы реструктуризации систем социального управления и т.д.). Показано, что модернизация - это не просто готовая западная модель с акцентом на экономическом росте, она также должна быть направлена на социальное развитие и достижение общественной справедливости. Рассмотрены выстраивание стратегической инициативы «Один пояс - один путь» и ее влияние на развитие постсоветских стран Евразийского макрорегиона (в том числе на основе совершенствования систем управления и совместного поиска новых возможностей для их развития).
Сунь Чжуанчжи sunzz@cass.org.cn
Источники: http://recis.ru/files/download/8bf474a43aae994
Факторы загрязнения воздуха от стационарных источников в муниципальных образованиях регионов Сибири
Проблема загрязнения воздуха российских городов не утрачивает своей актуальности как один из важнейших вызовов социально-экономического развития страны. В статье представлены результаты исследования факторов загрязнения атмосферного воздуха от стационарных источников в муниципальных образованиях Сибирского федерального округа в 2008-2020 гг. С использованием эконометрического моделирования панельных данных, в том числе с контролем возможной эндогенности, установлено положительное влияние объема отгруженной продукции и инвестиций в основной капитал на загрязнение атмосферного воздуха. Затраты на охрану окружающей среды на данном этапе развития муниципальных образований не сопровождаются сокращением загрязнений, что может свидетельствовать о дефицитах инвестиций в природоохранные мероприятия. Увеличение числа источников теплоснабжения приводит к росту выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников. Выявлен разрыв в загрязнении между территориями с разными типами преобладающих производств; установлена различная степень влияния указанных факторов в зависимости от типа и отраслевой специализации муниципального образования.
Развитие исследований социально-экономических причин загрязнения атмосферного воздуха на муниципальном уровне необходимо для формирования эффективных стратегий оптимизации выбросов загрязняющих веществ в рамках государственной экологической политики.
Оценка климатических рисков для жизнедеятельности сельского населения Европейского Севера (на примере Приморского района Архангельской области)
В статье на материалах социологического исследования, проведенного летом 2022 г. в Приморском районе Архангельской области, рассматривается влияние изменения климата на жизнедеятельность сельского населения Европейского Севера. Представлены данные по изменению климата на территории Приморского района. Показано, что на фоне потепления меняется динамика опасных гидрометеорологических явлений, которые оказывают воздействие на экономику и социум. В результате глубинных интервью с сельскими жителями Приморского района выяснилось, что наибольшую угрозу для их жизнедеятельности представляют сильный (штормовой) ветер, туман, оттепель, наводнения, изменение сроков ледостава и ледохода. Перечисленные опасные природно-климатические явления и процессы оказывают негативное влияние на судоходство, рыболовство, продовольственную и медицинскую безопасность местных жителей, а также на состояние инфраструктуры поселков. Проведена оценка уязвимости местного населения и его способности к адаптации к изменению климата. Обнаружено, что жители деревень не воспринимают изменение климата как главную угрозу их жизнедеятельности, а рассматривают его сквозь призму более важных и насущных социально-экономических проблем. Адаптация сельского населения к изменениям климата носит реактивный характер и основана на применении традиционных знаний и умений в процессе жизнедеятельности. Результаты исследования могут быть использованы для разработки региональных стратегий и мероприятий по адаптации северных сообществ к изменению климата.
Инициативное бюджетирование в реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Реализация проектов инициативного бюджетирования в Российской Федерации на местном уровне за время начиная с 2007 г. дала видимые результаты в отношении эффективности осуществления полномочий органов местного самоуправления. На местах сформировались деятельные локальные сообщества, являющиеся субъектами генерации и реализации управленческих решений органов местного самоуправления. С учетом положительного внедрения элементов инициативного бюджетирования в методологию муниципального управления становится возможным говорить о целесообразности масштабирования процедур инициативного бюджетирования на региональный уровень управления, их применения в деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В этом случае встает задача определения того, в каких сферах и каким образом механизмы инициативного бюджетирования могут быть встроены в деятельность региональных органов власти.
В данной статье описываются предпосылки к распространению механизмов инициативного бюджетирования на полномочия органов государственной власти, рассматриваются процедуры инициативного бюджетирования в управленческом процессе регионального уровня. Материал исследования может быть использован при разработке подходов к согласованию отраслевых стратегических и программных документов, при составлении программных документов развития инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации.