Содержание журнала №4 от 2019
Что могут сделать регионы для преодоления стагнации и возобновления значимого социально-экономического роста
В статье обсуждается жизненно важная необходимость возобновления социально-экономического роста в России. В регионах главным драйвером социально-экономического развития должна стать мобилизация инвестиций в основной капитал и вложений в экономику знаний, в особенности в человеческий капитал. Именно человеческий капитал, знания и умения человека определяют социально-экономический рост. В статье рассматривается, какими возможностями обладают регионы в улучшении благосостояния населения.
Академгородок 2.0: сценарии развития и система управления
В статье рассмотрены первые шаги в реализации Программы развития Новосибирского научного центра как территории с высокой концентрацией исследований и разработок (мегапроект «Академгородок 2.0») и некоторые результаты обоснований перспектив развития ННЦ СО РАН в ареале, названном зоной наукополиса Новосибирской агломерации. Рассмотрены подходы к формированию сценариев развития этой зоны в единстве социально-экономических, научно-технологических, инфраструктурных и градостроительных решений. Представлены образы будущего Академгородка 2.0 для трех рассмотренных сценариев. Проанализированы подходы к формированию системы управления в зоне наукополиса (в том числе при ориентации на Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В качестве альтернативной модели управления сформулировано предложение об организации Национальной научно-технологической корпорации развития Сибири как акционерного общества, которое должно не только обеспечивать эффективное использование выделяемых на проекты Академгородка 2.0 средств, но и решать задачу зарабатывания и воспроизводства финансовых ресурсов на эти цели.
Оценка пространственной связности экономической активности российских регионов
В статье исследуется изменение эффектов пространственной связности экономической активности регионов России за период с 1997 по 2016 г. Количественные оценки получены на основе методов пространственной эконометрики, используются две спецификации модели: модель пространственного лага и модель пространственной ошибки. Связи между регионами моделируются через пространственные внешние эффекты, которые описываются двумя способами: с помощью матрицы соседства и матрицы обратных расстояний. Тестируются следующие гипотезы: 1) единая макроэкономическая политика и интеграция рынка стимулируют рост пространственной связности экономической активности; 2) западные территории страны имеют более тесные пространственные связи по сравнению с восточными; 3) введение санкций в отношении России стимулировало формирование новых и укрепление имеющихся внутренних связей и усиление пространственной связности страны. Оценки показали, что нет отчетливых тенденций в изменении пространственной связности экономической активности в России, что на межрегиональные взаимодействия не повлияли и международные санкции. Важные для экономической активности связи поддерживаются главным образом с соседними регионами. Кооперация, возникающая между регионами, не является глубокой в пространственном измерении и быстро затухает с увеличением расстояния. Это находит подтверждение и в том, что для европейской части страны пространственные связи являются более значимым фактором развития по сравнению с восточными регионами.
Обеспеченность банковскими отделениями в регионах России: оценка роли расстояний и других факторов
В последние два десятилетия в России наблюдается сокращение количества банков как в результате процессов концентрации и консолидации, происходящих в банковской отрасли во всем мире, так и в результате проводимой ЦБ РФ политики оздоровления банковского сектора. Как следствие, сейчас банковская деятельность в стране ведется преимущественно банками, имеющими головные офисы в столице. В статье обсуждаются последствия такой географической централизации банковского сектора России с точки зрения обеспеченности регионов достаточным количеством банковских отделений. Цель исследования - оценить влияние расстояний на способность банков обеспечивать свое присутствие в регионах, а также выявить различия в этом отношении между разными категориями банков, в том числе по составу собственников, по локализации головного офиса и по размеру банка. Оценка влияния расстояний на число имевшихся в конце 2018 г., согласно данным ЦБ РФ, офисов банков в регионах производится методом пуассоновской регрессии, применяемым для гравитационных моделей межрегиональной торговли. Результаты показали, что крупнейшие банки в своей стратегии размещения офисов ориентируются на характеристики локаций независимо от их расстояний до головного офиса банка. При этом состав собственников банка не имеет большого значения, хотя фактически финансовая доступность и финансовая инклюзия на территории страны обеспечиваются в значительной степени за счет самых крупных государственных банков. Стратегия размещения офисов также связана со столичным положением головного офиса банка. Оставшиеся региональные банки чаще действуют локально, для них фактор расстояния в формировании сети отделений является важным. Несмотря на реформу банковского лицензирования 2018 г., сокращение числа банков продолжается, а уровень конкуренции и разнообразия в этой сфере в регионах страны остается под вопросом.
Типология регионов России по признаку наркобезопасности
В статье предложена типология российских регионов по показателю наркобезопасности территории. Типология опирается на рассчитанный (с помощью модернизированной методики А.В. Гавриковой) индекс территориальной наркоугрозы. На основе анализа зарубежной и отечественной литературы сформулировано понятие наркобезопасности как возможности территории противодействовать наркоугрозе. Для оценки наркоугрозы применен индексный метод, построенный на агрегировании четырех показателей: заболеваемости и смертности от наркомании, площади региона, численности населения в регионе и ВРП. В рамках типологии выделены пять уровней наркобезопасности с разным интервалом значений наркоугрозы.
Методика апробирована на данных официальной статистики по регионам России за 2005 и 2016 гг. Выявлена относительная стабильность наркобезопасности в регионах. На основе построения корреляций выделены наиболее острые социально-экономические последствия наркоугрозы в субъектах РФ: усиление преступности, увеличение пораженности инфекционными болезнями и рост количества травмоопасных ситуаций (в том числе ДТП). Сделаны выводы о возможности развития предложенной научной методики за счет активизации работы научной общественности и антинаркотических комитетов.
Анализ введенных субъектами РФ механизмов преференций для некоммерческих организаций как исполнителей общественно полезных услуг
Цель данной работы - выявление наличия (отсутствия) влияния введенных субъектами РФ механизмов преференций для исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ) на увеличение объемов бюджетных средств, направляемых на субсидирование некоммерческих организаций (НКО), осуществляющих свою деятельность в социальной сфере. Для выявления этой зависимости была разработана методология соотнесения принятых нормативных правовых актов субъектов РФ, устанавливающих механизмы преференций для ИОПУ, и объемов субсидирования НКО.
Результаты исследования показали, что хотя с момента принятия Указа Президента РФ от 8 августа 2016 г. № 398, утверждающего приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, прошло не так много времени, можно отметить положительное влияние введенных механизмов преференций для ИОПУ в некоторых отраслях социальной сферы. Были определены направления расходов, по которым зафиксировано наибольшее количество субъектов РФ, увеличивших значение показателя доли объема субсидий НКО в общих расходах соответствующего направления, а также повышение позиции таких субъектов в рейтинге регионов по этому показателю. Для дальнейшего расширения привлечения НКО как исполнителей общественно полезных услуг предложено внести изменения в нормативную правовую базу субъектов РФ в части установления конкретных преференций для ИОПУ, а также учесть этот момент в Методических рекомендациях органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, разработанных Минэкономразвития России.
Семейные подворья в сибирских селах: проблемы трансформации
В статье рассматриваются процессы трансформации личных подсобных хозяйств сельского населения России за время, прошедшее с начала рыночных реформ. На основе критической интерпретации данных двух Всероссийских сельскохозяйственных переписей идентифицируются изменения в масштабах деятельности, в объемах производства и в специализации ЛПХ в разных регионах Сибири, произошедшие за период 2006-2016 гг. Для исследования отдельных локальных кейсов используются материалы глубинных интервью, полученных у руководителей и специалистов сельских администраций, а также у членов семейных хозяйств в Томской, Тюменской и Новосибирской областях.
Автор сопоставляет результаты количественного анализа статистических данных и выводы, следующие из качественного социологического исследования локальных кейсов, не только с позиций идентификации долгосрочных трендов, но и с точки зрения возможных искажений информации, имеющих институциональную природу. В качестве базовой гипотезы исследования принята посылка об отсутствии единой для всех регионов тенденции, характеризующей процессы трансформации ЛПХ, и о существенном влиянии аграрной политики государства и органов местного самоуправления и специфических локальных факторов. Выводы автора в целом подтверждают принятую гипотезу.
В течение четверти века с начала рыночных реформ сектор хозяйств сельского населения претерпел значительные изменения. С одной стороны, он заметно потерял в объемах и утратил прежнее лидирующее положение в структуре производства. С другой стороны, он стал многообразнее и представлен спектром от небольшого семейного огорода до мини-фермы с привлечением наемных работников. Вместе с тем в определенных случаях государственная поддержка может привести к ухудшению экономического положения семейных хозяйств. Качественные выводы исследования могут быть полезны для обоснования мер, направленных на устойчивое развитие сельских территорий.
Информационная поддержка проектного управления региональным развитием в условиях цифровизации
В статье рассматриваются возможности системы управления реализацией программ и проектов регионального развития в реальном масштабе времени. Показано, что их результативность зависит от качества информационной поддержки формирования и исполнения управленческих решений. На основе применения интерпретационного структурного моделирования создана результирующая структурная модель системы контрольно-надзорной деятельности, выстроена текущая схема управления ходом реализации одной из программ стратегического развития региона. Доказано, что улучшение схемы возможно на базе осуществления двух сценариев - эволюционного и революционного, каждый из которых имеет свои достоинства и свои недостатки. Авторами предложено сконцентрироваться на устранении многозвенности исполнения поручений проектного офиса и на обеспечении актуальности и полноты данных в контексте требований цифровизации. Анализ существующих объектов интеллектуальной собственности органов власти (государственных информационных систем) позволил предложить один из вариантов улучшения обеспечения данными для формирования и мониторинга управленческих решений. Показано, что революционный сценарий в большей мере ориентирован на результативность реализации программ регионального развития. Для двух сценариев авторами разработаны принципиальные схемы управления ходом реализации программ регионального развития. Их применение позволит замкнуть контуры управления программами и проектами регионального развития в контексте требований цифровизации, сократить цикл и повысить результативность принятия управленческих решений органами исполнительной и государственной власти, сконцентрировать ресурсы для формирования конкурентных преимуществ высокого порядка в интересах населения Новосибирской области и всех стейкхолдеров.
Оценка влияния инфраструктурной обеспеченности на экономическое развитие российских регионов
В статье изучается влияние инфраструктурной обеспеченности на динамику экономического роста регионов России с учетом пространственных внешних эффектов. Основная гипотеза исследования заключается в том, что характеристики обеспеченности транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктурой влияют на темпы роста реального ВРП российских регионов, но характер этого влияния зависит от их специализации и уровня развития.
Результаты оценивания панельных регрессий показали, что существенное влияние на динамику экономического роста российских регионов оказывает развитие сети автомобильных дорог и мобильной связи, причем внешние эффекты от развития соответствующей инфраструктуры в соседних регионах носят положительный характер. В большей степени инфраструктурные ограничения влияют на динамику экономического роста в хуже освоенной восточной части страны. Регионы со специализацией в области обрабатывающей промышленности в наибольшей степени выигрывают от развития транспортной инфраструктуры в соседних регионах, а также от увеличения объемов генерирующих мощностей на своей территории. Хотя в 2001-2017 гг. развитие мобильной связи оказало положительное влияние на динамику экономического роста во многих российских регионах, вследствие завершения процесса распространения мобильной связи по территории страны возможности использования этого фактора роста в дальнейшей перспективе практически исчерпаны.
Концепция выбора и трансформации моделей развития Кемеровской области и их синхронизация со Стратегией «Кузбасс-2035»
В Кемеровской области - Кузбассе вместе со сменой региональной власти разработана и принята Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 г. (Стратегия «Кузбасс-2035»). Основными драйверами развития области заявлены политика реиндустриализации, ускоренные темпы социально-экономического роста, повсеместная кластеризация, также была анонсирована идея «двухлетнего рывка» (2018-2019). Кузбасс, по замыслу авторов стратегии, должен быть ведущим регионом за Уралом по темпам развития и уровню жизни. Вместе с тем эти посылы не основаны ни на сложившихся в регионе экономических реалиях, ни на оценке его конкурентоспособности. Авторами статьи выдвинута гипотеза о том, что все стратегии развития Кузбасса последних двух десятилетий потерпели неудачу из-за несоответствия ресурсного характера региона и применяемых моделей его развития. Целью статьи является выбор моделей развития Кемеровской области, формулирование предложений по их трансформации и синхронизации с разработанной стратегией развития региона. Результаты исследования могут быть использованы в практике управления Кемеровской областью, особенно в части разработки и реализации механизмов гармонизации интересов бизнеса, общества и власти.
Водные ресурсы - сдерживающий фактор социально-экономического развития Крыма
В статье рассмотрены особенности развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя после их возвращения в состав России в условиях преднамеренно созданного Украиной по политическим причинам дефицита пресных водных ресурсов на полуострове. Представлены результаты осуществления плана первоочередных действий по обеспечению хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения этих новых субъектов РФ. Проанализирован ход выполнения водохозяйственных мероприятий, предусмотренных в ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», показаны внесенные в этот документ коррективы и причины, их вызвавшие. Уделено внимание спорному проекту территориального перераспределения речного стока. Проведен анализ структурных изменений экономики региона и экологических последствий, произошедших из-за дефицита пресной воды. Показаны возможности увеличения водных ресурсов в Крыму, а также представлены проводимые комплексные научные исследования, направленные на решение этой задачи.
Методология оценки привлекательности крупных городов России для жителей, туристов и бизнеса
В статье предлагается подход к оценке привлекательности крупных городов Российской Федерации для жителей, бизнеса и туристов. В рамках разработки данного подхода были определены частные параметры привлекательности городов для отдельных экономических агентов и осуществлен расчет интегрального показателя. Гипотеза исследования базируется на том, что высокие позиции города в том или ином рейтинге не всегда гарантируют его лидерство в других сферах, однако в целом дифференциация мест того или иного города в большей степени присуща аутсайдерам рейтингов, чем городам-лидерам. В качестве инструментария исследования использованы системный анализ, методы факторного, статистического, структурного и динамического анализа, классификации, методы корреляционного и регрессионного анализа и экономико-математического моделирования.
Апробация подхода проведена на данных по крупным городам Российской Федерации. Определены как наборы частных показателей, характеризующих те или иные направления исследования, так и подход к формированию интегрального показателя уровня привлекательности городов, необходимый для проведения обобщенной оценки. Представленные результаты в целом подтверждают выдвинутую гипотезу.
В современных условиях органы государственного муниципального управления должны уделять особое внимание не просто развитию отдельных городов, а комплексному развитию пространственного каркаса территории, где города играют определяющую роль. Предложенный подход к оценке уровня привлекательности городов России позволяет получить логические, осмысливаемые результаты, которые могут быть применены для решения задач в указанных областях.
Фаттахов Р. В. fattakhov@mail.ru
Оценка эффективности проектов сохранения культурного наследия
Статья посвящена проблемам обоснования государственных инвестиций в проекты сохранения культурного наследия. В качестве кейса рассматривается проект «Сохранение и развитие малых исторических городов и поселений России». В ходе подготовки этого проекта осуществлялась оценка чистой экономической приведенной стоимости, результаты которой позволили обосновать целесообразность его государственного финансирования. При выполнении экономического анализа методом «затраты - выгоды» возникла необходимость в проведении опросов разных целевых групп потенциальных пользователей результатов проекта о «готовности платить» за предлагаемые улучшения. Опросы проводились методом условной оценки в двух исторических городах: Ростове Великом и Чистополе. В статье обсуждаются методические аспекты оценки эффективности государственных инвестиций в российской и зарубежной практике и представлены результаты проведенных опросов и расчетов показателей рассматриваемого проекта.