Содержание журнала №4 от 2001
Принципы построения организационной структуры управления Сибирским федеральным округом : опыт экспертного оценивания
В статье приводятся результаты экспертного анализа внешних (с другими государствами) и внутренних (с российскими регионами) взаимодействий Сибири в границах Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Показано, что при сохранении существующих связей Сибирь тяготеет к отрыву от Европейской России и установлению более тесных взаимодействий с соседними государствами, имеющими эффективную экономику. Для сглаживания этих нежелательных тенденций экспертами рекомендуется смешанная стратегия управления Сибирью, когда принципы управления этим регионом как квазигосударством комбинируются с принципами управления им же, но как квазикорпорацией.
Бета анализ иерархии социально-экономических объектов
В статье представлен метод анализа условного распределения иерархии объектов по непрерывной переменной на основе бета - распределения. Модель позволяет наглядно представить смещения в распределении богатства/бедности, концентрации в социально-экономических группах объектов определенного уровня благосостояния. Описана основанная на условном бета - распределении модель мобильности населения по доходам. Оценены критически низкий и критически высокий уровни доходов, при которых в заданный период воспроизводится соответственно бедность и относительно высокий уровень благосостояния. Получены доверительные интервалы этих оценок.
Анализ и прогнозирование социально-экономического развития с использованием марковских моделей: межрегиональный аспект
В статье дается обзор методов использования марковских моделей для исследования процессов межрегионального согласования темпов и пропорций социально-экономического развития. Предлагается система моделей анализа и прогнозирования, включающая модель прогнозирования материально-вещественных связей регионов и марковскую модель прогнозирования равновесных цен межрегионального обмена. В свою очередь, модель прогнозирования материально-вещественных связей согласовывается с моделями взаимодействия регионов Российской Федерации и с марковской моделью прогнозирования равновесных цен межрегионального обмена. Данная система моделей на основе известной статистической информации позволяет получать прогнозные оценки социально-экономического развития регионов и равновесные цены межрегионального обмена.
Экономические основания бюджетного федерализма
Автор рассмотривает различные теоретические подходы к выявлению экономических последствий децентрализации налогово-бюджетной политики и формирования федеративных отношений. Предложены теоретические модели, построенные на основе теории общественного выбора, для объяснения привлекательности системы бюджетного федерализма, существования различных его моделей и их ограниченности, а также для обоснования целей региональной политики.
Научные основы стратегии социально-экономического развития Сибири
В современных условиях Сибирь более чем в 1,2 раза превышает среднероссийские показатели по выпуску валового внутреннего продукта на душу населения. Это предопределяет одно из ведущих мест региона в экономике страны. Разрабатывается стратегия, направленная на обеспечение эффективного участия Сибири в решении общероссийских задач, удовлетворение потребностей внутреннего рынка России и формирование экспортных поставок различных ресурсов; создание в Сибири до 2020 г. самодостаточной интегрированной экономики, являющейся составной частью единого экономического пространства России и обеспечивающей комфортную среду обитания, высокий уровень жизни населения. Решение этих задач возможно при государственном участии в работе по ряду приоритетных направлений. Оно должно заключаться прежде всего в разработке и принятии нормативно-правовой базы, обеспечивающей поддержку социально-экономической сферы. Одним из основных факторов, определяющих возможности экономического роста в Сибири, является ее огромный ресурсный потенциал. Прогнозируемый экономический рост в России, а также спрос на многие виды ресурсов со стороны мировой экономики неизбежно будут стимулировать развитие экономики Сибири на протяжении 20 -30 и более лет. В разрабатываемой стратегии Сибирь рассматривается в составе Сибирского федерального округа и Тюменской области, а по некоторым проблемам вместе с Республикой Саха (Якутия). Стратегия отражает позицию авторов на будущее развитие Сибири.
Коржубаев А. Г. korzhubaev@yandex.ru
Кулешов В. В. ieie@ieie.nsc.ru
Продолжительность жизни населения регионов Сибири в 1989-1999 гг.: основные тенденции
В статье анализируется динамика ожидаемой продолжительности жизни городского и сельского населения Сибири за 1989 - 1999 гг. Выявлено, что в границах динамического ряда четко просматриваются две разнонаправленные траектории, характеризующие ожидаемую продолжительность жизни: нисходящая (сокращение) в 1989 - 1994 гг. и восходящая (рост) в 1995 -1999 гг. Важное место в статье занимают анализ территориальной и половозрастной дифференциации показателей продолжительности жизни, а также оценки демографических потерь районов Сибири за счет смертности (сверхсмертности).
Конкурентоспособность регионов сосредоточения предприятий ВПК России
Авторы дают оценку конкурентоспособности регионов РФ, в которых доминировали предприятия оборонного комплекса. Работа опирается на характеристики производства прибавочного продукта, создаваемой экологической нагрузки и эффективности региональной экономической политики. Анализ показал, что, несмотря на общность проблемы конверсии, регионы неоднородны по уровню и динамике конкурентоспособности. Выделены группы регионов, улучшающих свои конкурентные позиции, и территории со снижающейся конкурентоспособностью. Со стороны администраций регионов подход к управлению экономическими процессами также различается. Однако общим для рассматриваемых регионов является большие, чем для страны в целом, интенсивность и результативность экономического регулирования.
Оценки эффективности функционирования хозяйства Иркутской области
В статье приводятся результаты исследований эффективности экономической политики в Иркутской области с позиций формирования единого производственно-социального комплекса, удовлетворяющего жизненным интересам населения региона и направленного на снижение дифференциации в развитии его отдельных частей. Путем выделения приоритетных позиций с точки зрения формирования корпоративных интересов Иркутской области выявлены базовые тенденции в ее развитии, позволяющие оценить уровень регионального управления.