Содержание журнала №2 от 2005
Экономический рост в системе регионов: теоретическая модель
В статье предлагается теоретическая модель экономического роста в пространственной системе, состоящей из группы взаимосвязанных регионов, которая позволяет отразить влияние межрегиональных взаимодействий на динамику национальной экономики и дать теоретическое обоснование необходимости реализации активной региональной экономической политики центрального правительства. Свойства модели и возможные последствия влияния инвестиционной политики центра на развитие регионов исследуются с помощью имитационных экспериментов. По результатам расчетов делается вывод о совместимости целей максимизации экономической эффективности в масштабах национальной экономики и минимизации межрегионального экономического неравенства.
Проблемы и перспективы реформы государственного устройства
В работе анализируются этапы становления и развития федеративных отношений в России, каждый из которых был необходимым элементом эволюции государственного устройства. Если в начале 90-х годов нужно было поставить под контроль федеральной власти стихийные процессы суверенизации, то на современном этапе реформы федерализма приняты федеральные законы, устанавливающие разграничение бюджетных и налоговых полномочий, расходных обязательств и доходных источников, а также разграничение полномочий по предметам совместного ведения между федеральным, региональным и местным уровнями публичной власти.
Возможности бездотационного развития Республики Тывы
В статье анализируется программа социального и экономического развития Республики Тывы до 2010 г. Показано, что развитие инфраструктурных отраслей, в частности транспорта, является необходимым условием инвестиционной активности в экономике региона. Однако такие проекты невыгодны частному сектору и образуют классическое поле взаимодействия государства и местных органов власти. Проводится экономическое обоснование строительства железной дороги Кызыл – Минусинск (Курагино), рассматриваемого в связи с освоением Элегестского угольного месторождения, а также других объектов минерально-сырьевого комплекса. Доказывается, что при сотрудничестве государства, региональных властей и частных инвесторов освоение комплекса проектов является экономически эффективным.
Маркова В. М. markova_vm@mail.ru
Динамика цен на вторичном рынке жилья г. Новосибирска
В работе исследуется поведение обобщенных ценовых показателей на вторичном рынке жилья г. Новосибирска – средней цены 1 кв. м общей площади и средних цен квартир. Анализируется динамика номинальных, сопоставимых и долларовых цен. Объясняются особенности поведения цен на отдельных отрезках рассматриваемого периода.
Фонды регионального развития как инструмент оказания финансовой помощи местным бюджетам
Фонды регионального и муниципального развития представляют собой относительно новое и не окончательно сформированное направление оказания финансовой помощи региональным и местным органам власти соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Как показывает практика последних лет, опыт формирования межбюджетных отношений между федеральным и региональными бюджетами находит успешное применение в построении межбюджетных отношений внутри субъектов Федерации. Поэтому предложения по методике распределения средств из фонда регионального развития, разработанные на федеральном уровне, заслуживают внимания и при возможном заимствовании опыта разработки механизма использования аналогичного фонда на субфедеральном уровне.
Социальное развитие Сибири: горизонты и стратегии начала XXI в.
В статье представлена концепция социального развития Сибири на среднесрочную перспективу. В качестве стратегического направления социальной политики XXI в. рассматривается развитие человеческого потенциала как важнейшего ресурса экономического роста и общественного прогресса. Анализируются основные задачи, приоритеты и программные меры региональной социальной политики как составной части общегосударственной; приводятся расчеты ожидаемых изменений социальных параметров в Сибирском федеральном округе; раскрываются механизмы реализации предложенных мер на основе сбалансированного распределения социальной ответственности между государством, бизнесом и населением.
Калугина З. И. zima@ieie.nsc.ru
Межрегиональная оценка внешнеторговых проектов
В статье используется межотраслевая межрегиональная модель для оценки эффективности внешней торговли. Традиционные подходы к оценке стратегий формирования внешнеторговых поставок и их структуры учитывают лишь прямое влияние последних на изменение финансового состояния непосредственных экспортеров и импортеров. Межотраслевой же инструментарий позволяет учесть не только отмеченные направления оценок эффективности в рамках отраслевого подхода, но и общий результат как от взаимодействия всех производств, так и от внешнеторговой деятельности в целом. В качестве конкретных задач привлекаются известные крупные проекты транспортного развития на востоке страны. Рассматриваются также близкие к задачам, возникающим при прогнозировании внешней торговли, проблемы количественной оценки экономической безопасности. Для демонстрации межрегионального подхода рассматриваются проекты взаимозависимости вариантов функционирования Северосибирской и Среднесибирской магистралей.
Причины нездоровья населения Сибири
Современная наука располагает достаточным количеством данных, говорящих о том, что уровень смертности населения России определяется действием общих и частных факторов, объективной и субъективной природы. К первой группе объективных, общих факторов относятся: состояние экологической среды, недостатки в развитии жизнеобеспечения городов и поселков, состояние генома российской популяции, неэффективность использования трудового ресурса, сложности в организации социально-семейных отношений. Субъективными и частными факторами являются цели и мотивы предстоящей жизни людей, уровень их повседневной жизни, низкий уровень развития культуры здоровья, негармоничность физического и личностного развития и т.д. Патогенность действия на организм человека обеих групп показателей можно оценить с помощью известной формулы Гомперца – Мейкема, введение которой в систему экономического планирования региона и использование расчетов, полученных с ее применением, могут позволить во многом уточнить демографический прогноз развития популяции.
Рождаемость в Республике Коми: тенденции и прогноз
В статье анализируются тенденции уровня рождаемости в Республике Коми во второй половине XX в. Дается оценка основных факторов, влияющих на динамику рождаемости, и сущности изменения репродуктивного поведения населения. Выявлены факторы, обусловливающие уровень рождаемости и возможность ее стабилизации в первом десятилетии XXI в.
Межрегиональная дифференциация благосостояния населения Республики Казахстан
В работе исследуются проблемы современной трактовки категории «благосостояние населения» и параметров ее оценки. Анализ межрегиональной дифференциации благосостояния населения Республики Казахстан выполнен с использованием индексного метода объединения разномерных показателей. Проведено разделение регионов республики по уровню социально-экономических условий жизни населения, показана взаимосвязь между уровнем благосостояния населения регионов и их производственной спецификой.
Партнерство государства и частного предпринимателя на транспорте
В статье рассматривается актуальная и новая для России концепция привлечения средств частных инвесторов в объекты транспортной инфраструктуры. Анализируется мировой опыт такого партнерства, приводятся конкретные примеры из различных отраслей транспорта. Особый акцент сделан на наиболее крупном в мировой практике реальном проекте государственно-частного партнерства - железнодорожном тоннеле под проливом Ла-Манш. Показано геополитическое и стратегическое значение для России использования правительством страны схем государственно-частного партнерства в целях создания трансконтинентальных магистралей.
Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: региональный аспект
В работе рассматривается опыт США в области создания государственно-частных партнерств (ГЧП) в инновационной сфере, который может быть полезен для России в связи с переходом на инновационный путь развития. Показано усиление роли штатов в разработке инновационных стратегий развития с привлечением ГЧП в разных формах. Особую группу форм партнерств образуют кооперационные связи Национального научного фонда, штатов, бизнеса и университетов. Действует инновационное партнерство, образованное совместно Ассоциацией губернаторов и Управлением по научно-технологической политике Администрации президента и Министерства торговли США. В России создаются формы государственно-частных партнерств как схожие с зарубежными аналогами, так и собственные. Назван ряд проблем сдерживания усиления региональной составляющей ГЧП.
Взаимосвязь государственных финансов и финансов предприятий: анализ общественной эффективности инвестиционных проектов
В статье предложены методы расчета общественной эффективности проектов, апробированные при оценке инновационного проекта «Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив». Обоснована необходимость государственной поддержки данного проекта. Проанализировано взаимодействие государственных и частных финансов при оценке эффективности инвестиционных проектов, включаемых в систему управления общественными финансами.
Взаимодействие с предпринимательской средой как условие эффективного функционирования налоговой системы
В работе исследуется влияние демографических характеристик (регистрация новых предприятий, реорганизация действующих, ликвидация ранее созданных) и масштабов деятельности налогоплательщиков (крупные, средние, мелкие налогоплательщики) на функционирование налоговой системы. Выявлены несоответствия характеристик налоговой системы и современных тенденций в развитии структуры налогоплательщиков. Установлены различия в правовом регулировании и стратегии налогового контроля для различных сегментов налогоплательщиков. Обоснован вывод о том, что налоговая система будет функционировать эффективно, если она построена с учетом многообразия предпринимательской среды.
Индикаторы конкурентоспособности регионов: европейский подход
В статье рассматриваются региональные индикаторы, которые разработаны в Европейском союзе и используются Европейской комиссией. Опыт ЕС в области развития регионов через повышение структурной конкурентоспособности в противоположность ценовой конкуренции представляется гораздо более адаптированным к российской ситуации, чем политика развития конкурентных преимуществ на базе чрезвычайно низкой оплаты труда и ставок налогообложения.
Институциональные рамки обеспечения долгосрочных экономических интересов коренных малочисленных народов Севера при реализации проектов в сфере недропользования
Обеспечение долгосрочных экономических интересов коренных малочисленных народов Севера требует формирования не только адекватной системы норм и правил, регулирующих взаимоотношения этих народов и недропользователей, но и соответствующих организационно-экономических структур, обеспечивающих реализацию данных правил. В России в настоящее время в этой области создается институциональная среда, в существенной степени ориентированная не на развитие экономики и социальной сфер в местах проживания коренных малочисленных народов, а в большей степени – на их выживание. Речь должна идти о формировании такой системы норм, правил и соответствующих организаций, которые позволяли бы не только сохранить коренные малочисленные народы как самостоятельный этнос, но также давали бы им возможность вести традиционный образ жизни на основе широкого применения современных научно-технических достижений. Один из возможных путей - создание системы корпораций (компаний) регионального развития коренных малочисленных народов, которые были бы непременными участниками не только переговорного процесса с недропользователями, а также участвовали бы в реализации широкого комплекса услуг сервисного характера для нужд недропользователей.