Содержание журнала №4 от 2019

Что могут сделать регионы для преодоления стагнации и возобновления значимого социально-экономического роста

В статье обсуждается жизненно важная необходимость возобнов­ления социально-экономического роста в России. В регионах главным драйвером социально-экономического развития должна стать мобили­зация инвестиций в основной капитал и вложений в экономику знаний, в особенности в человеческий капитал. Именно человеческий капитал, знания и умения человека определяют социально-экономический рост. В статье рассматривается, какими возможностями обладают регионы в улучшении благосостояния населения.

Аганбегян А. Г. aganbegyan@ane.ru

Академгородок 2.0: сценарии развития и система управления

В статье рассмотрены первые шаги в реализации Программы разви­тия Новосибирского научного центра как территории с высокой кон­центрацией исследований и разработок (мегапроект «Академгородок 2.0») и некоторые результаты обоснований перспектив развития ННЦ СО РАН в ареале, названном зоной наукополиса Новосибирской агло­мерации. Рассмотрены подходы к формированию сценариев развития этой зоны в единстве социально-экономических, научно-технологичес­ких, инфраструктурных и градостроительных решений. Представлены образы будущего Академгородка 2.0 для трех рассмотренных сценариев. Проанализированы подходы к формированию системы управления в зоне наукополиса (в том числе при ориентации на Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В качестве альтернативной модели управления сформулировано предложение об организации Национальной научно-тех­нологической корпорации развития Сибири как акционерного общества, которое должно не только обеспечивать эффективное использование выделяемых на проекты Академгородка 2.0 средств, но и решать задачу зарабатывания и воспроизводства финансовых ресурсов на эти цели.

Селиверстов В. Е. sel@ieie.nsc.ru

Оценка пространственной связности экономической активности российских регионов

В статье исследуется изменение эффектов пространственной связ­ности экономической активности регионов России за период с 1997 по 2016 г. Количественные оценки получены на основе методов простран­ственной эконометрики, используются две спецификации модели: модель пространственного лага и модель пространственной ошибки. Связи между регионами моделируются через пространственные внешние эф­фекты, которые описываются двумя способами: с помощью матрицы соседства и матрицы обратных расстояний. Тестируются следующие гипотезы: 1) единая макроэкономическая политика и интеграция рынка стимулируют рост пространственной связности экономической актив­ности; 2) западные территории страны имеют более тесные простран­ственные связи по сравнению с восточными; 3) введение санкций в отно­шении России стимулировало формирование новых и укрепление имею­щихся внутренних связей и усиление пространственной связности стра­ны. Оценки показали, что нет отчетливых тенденций в изменении про­странственной связности экономической активности в России, что на межрегиональные взаимодействия не повлияли и международные санк­ции. Важные для экономической активности связи поддерживаются главным образом с соседними регионами. Кооперация, возникающая меж­ду регионами, не является глубокой в пространственном измерении и быстро затухает с увеличением расстояния. Это находит подтверж­дение и в том, что для европейской части страны пространственные связи являются более значимым фактором развития по сравнению с восточными регионами.

Коломак Е. А. ekolomak@academ.org

Обеспеченность банковскими отделениями в регионах России: оценка роли расстояний и других факторов

В последние два десятилетия в России наблюдается сокращение ко­личества банков как в результате процессов концентрации и консоли­дации, происходящих в банковской отрасли во всем мире, так и в резуль­тате проводимой ЦБ РФ политики оздоровления банковского сектора. Как следствие, сейчас банковская деятельность в стране ведется пре­имущественно банками, имеющими головные офисы в столице. В статье обсуждаются последствия такой географической централизации бан­ковского сектора России с точки зрения обеспеченности регионов доста­точным количеством банковских отделений. Цель исследования - оце­нить влияние расстояний на способность банков обеспечивать свое при­сутствие в регионах, а также выявить различия в этом отношении между разными категориями банков, в том числе по составу собст­венников, по локализации головного офиса и по размеру банка. Оценка влияния расстояний на число имевшихся в конце 2018 г., согласно данным ЦБ РФ, офисов банков в регионах производится методом пуассоновской регрессии, применяемым для гравитационных моделей межрегиональной торговли. Результаты показали, что крупнейшие банки в своей страте­гии размещения офисов ориентируются на характеристики локаций не­зависимо от их расстояний до головного офиса банка. При этом состав собственников банка не имеет большого значения, хотя фактически финансовая доступность и финансовая инклюзия на территории страны обеспечиваются в значительной степени за счет самых крупных госу­дарственных банков. Стратегия размещения офисов также связана со столичным положением головного офиса банка. Оставшиеся региональ­ные банки чаще действуют локально, для них фактор расстояния в фор­мировании сети отделений является важным. Несмотря на реформу банковского лицензирования 2018 г., сокращение числа банков продолжа­ется, а уровень конкуренции и разнообразия в этой сфере в регионах страны остается под вопросом.

Мишура А. В.

Агеева С. Д. swtageeva@gmail.com

Типология регионов России по признаку наркобезопасности

В статье предложена типология российских регионов по показателю наркобезопасности территории. Типология опирается на рассчитанный (с помощью модернизированной методики А.В. Гавриковой) индекс тер­риториальной наркоугрозы. На основе анализа зарубежной и отечест­венной литературы сформулировано понятие наркобезопасности как возможности территории противодействовать наркоугрозе. Для оцен­ки наркоугрозы применен индексный метод, построенный на агрегиро­вании четырех показателей: заболеваемости и смертности от наркома­нии, площади региона, численности населения в регионе и ВРП. В рамках типологии выделены пять уровней наркобезопасности с разным интерва­лом значений наркоугрозы.
Методика апробирована на данных официальной статистики по ре­гионам России за 2005 и 2016 гг. Выявлена относительная стабильность наркобезопасности в регионах. На основе построения корреляций выде­лены наиболее острые социально-экономические последствия наркоугро­зы в субъектах РФ: усиление преступности, увеличение пораженности инфекционными болезнями и рост количества травмоопасных ситуаций (в том числе ДТП). Сделаны выводы о возможности развития предло­женной научной методики за счет активизации работы научной об­щественности и антинаркотических комитетов.

Головчин М. А. mag82@mail.ru

Анализ введенных субъектами РФ механизмов преференций для некоммерческих организаций как исполнителей общественно полезных услуг

Цель данной работы - выявление наличия (отсутствия) влияния вве­денных субъектами РФ механизмов преференций для исполнителей об­щественно полезных услуг (ИОПУ) на увеличение объемов бюджетных средств, направляемых на субсидирование некоммерческих организаций (НКО), осуществляющих свою деятельность в социальной сфере. Для выявления этой зависимости была разработана методология соотнесе­ния принятых нормативных правовых актов субъектов РФ, устанав­ливающих механизмы преференций для ИОПУ, и объемов субсидирова­ния НКО.
Результаты исследования показали, что хотя с момента принятия Указа Президента РФ от 8 августа 2016 г. № 398, утверждающего приоритетные направления деятельности в сфере оказания общест­венно полезных услуг, прошло не так много времени, можно отметить положительное влияние введенных механизмов преференций для ИОПУ в некоторых отраслях социальной сферы. Были определены направления расходов, по которым зафиксировано наибольшее количество субъектов РФ, увеличивших значение показателя доли объема субсидий НКО в об­щих расходах соответствующего направления, а также повышение по­зиции таких субъектов в рейтинге регионов по этому показателю. Для дальнейшего расширения привлечения НКО как исполнителей общественно полезных услуг предложено внести изменения в норматив­ную правовую базу субъектов РФ в части установления конкретных преференций для ИОПУ, а также учесть этот момент в Методических рекомендациях органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки соци­ально ориентированных некоммерческих организаций, разработанных Минэкономразвития России.

Романова В. В. vromanova@hse.ru; vromanova@nifi.ru

Мацкевич А. В. amatskevich@hse.ru

Семейные подворья в сибирских селах: проблемы трансформации

В статье рассматриваются процессы трансформации личных под­собных хозяйств сельского населения России за время, прошедшее с нача­ла рыночных реформ. На основе критической интерпретации данных двух Всероссийских сельскохозяйственных переписей идентифицируются изменения в масштабах деятельности, в объемах производства и в спе­циализации ЛПХ в разных регионах Сибири, произошедшие за период 2006-2016 гг. Для исследования отдельных локальных кейсов используют­ся материалы глубинных интервью, полученных у руководителей и спе­циалистов сельских администраций, а также у членов семейных хо­зяйств в Томской, Тюменской и Новосибирской областях.
Автор сопоставляет результаты количественного анализа статис­тических данных и выводы, следующие из качественного социологичес­кого исследования локальных кейсов, не только с позиций идентификации долгосрочных трендов, но и с точки зрения возможных искажений ин­формации, имеющих институциональную природу. В качестве базовой гипотезы исследования принята посылка об отсутствии единой для всех регионов тенденции, характеризующей процессы трансформации ЛПХ, и о существенном влиянии аграрной политики государства и органов местного самоуправления и специфических локальных факторов. Выводы автора в целом подтверждают принятую гипотезу.
В течение четверти века с начала рыночных реформ сектор хо­зяйств сельского населения претерпел значительные изменения. С одной стороны, он заметно потерял в объемах и утратил прежнее лидирующее положение в структуре производства. С другой стороны, он стал много­образнее и представлен спектром от небольшого семейного огорода до мини-фермы с привлечением наемных работников. Вместе с тем в опре­деленных случаях государственная поддержка может привести к ухуд­шению экономического положения семейных хозяйств. Качественные выводы исследования могут быть полезны для обоснования мер, направ­ленных на устойчивое развитие сельских территорий.

Фадеева О. П. fadeeva@ieie.nsc.ru

Информационная поддержка проектного управления региональным развитием в условиях цифровизации

В статье рассматриваются возможности системы управления реа­лизацией программ и проектов регионального развития в реальном масш­табе времени. Показано, что их результативность зависит от качества информационной поддержки формирования и исполнения управленческих решений. На основе применения интерпретационного структурного мо­делирования создана результирующая структурная модель системы контрольно-надзорной деятельности, выстроена текущая схема управ­ления ходом реализации одной из программ стратегического развития региона. Доказано, что улучшение схемы возможно на базе осущест­вления двух сценариев - эволюционного и революционного, каждый из которых имеет свои достоинства и свои недостатки. Авторами предло­жено сконцентрироваться на устранении многозвенности исполнения поручений проектного офиса и на обеспечении актуальности и полноты данных в контексте требований цифровизации. Анализ существующих объектов интеллектуальной собственности органов власти (государст­венных информационных систем) позволил предложить один из вариан­тов улучшения обеспечения данными для формирования и мониторинга управленческих решений. Показано, что революционный сценарий в боль­шей мере ориентирован на результативность реализации программ ре­гионального развития. Для двух сценариев авторами разработаны прин­ципиальные схемы управления ходом реализации программ регионального развития. Их применение позволит замкнуть контуры управления про­граммами и проектами регионального развития в контексте требований цифровизации, сократить цикл и повысить результативность принятия управленческих решений органами исполнительной и государственной власти, сконцентрировать ресурсы для формирования конкурентных преимуществ высокого порядка в интересах населения Новосибирской области и всех стейкхолдеров.

Милехина О. В. olga.milekhina@gmail.com

Адова И. Б. adovaib@sibmail.ru

Оценка влияния инфраструктурной обеспеченности на экономическое развитие российских регионов

В статье изучается влияние инфраструктурной обеспеченности на динамику экономического роста регионов России с учетом пространст­венных внешних эффектов. Основная гипотеза исследования заключа­ется в том, что характеристики обеспеченности транспортной, энерге­тической и телекоммуникационной инфраструктурой влияют на темпы роста реального ВРП российских регионов, но характер этого влияния зависит от их специализации и уровня развития.
Результаты оценивания панельных регрессий показали, что сущест­венное влияние на динамику экономического роста российских регионов оказывает развитие сети автомобильных дорог и мобильной связи, при­чем внешние эффекты от развития соответствующей инфраструкту­ры в соседних регионах носят положительный характер. В большей степени инфраструктурные ограничения влияют на динамику экономи­ческого роста в хуже освоенной восточной части страны. Регионы со специализацией в области обрабатывающей промышленности в наиболь­шей степени выигрывают от развития транспортной инфраструктуры в соседних регионах, а также от увеличения объемов генерирующих мощ­ностей на своей территории. Хотя в 2001-2017 гг. развитие мобильной связи оказало положительное влияние на динамику экономического рос­та во многих российских регионах, вследствие завершения процесса распространения мобильной связи по территории страны возможности использования этого фактора роста в дальнейшей перспективе практи­чески исчерпаны.

Мельников Р. М.

Фурманов К. К. furmach@menja.net

Концепция выбора и трансформации моделей развития Кемеровской области и их синхронизация со Стратегией «Кузбасс-2035»

В Кемеровской области - Кузбассе вместе со сменой региональной власти разработана и принята Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 г. (Стратегия «Кузбасс-2035»). Основными драйверами развития области заявлены политика реиндуст­риализации, ускоренные темпы социально-экономического роста, повсе­местная кластеризация, также была анонсирована идея «двухлетнего рывка» (2018-2019). Кузбасс, по замыслу авторов стратегии, должен быть ведущим регионом за Уралом по темпам развития и уровню жизни. Вместе с тем эти посылы не основаны ни на сложившихся в регионе экономических реалиях, ни на оценке его конкурентоспособности. Авто­рами статьи выдвинута гипотеза о том, что все стратегии развития Кузбасса последних двух десятилетий потерпели неудачу из-за несоот­ветствия ресурсного характера региона и применяемых моделей его раз­вития. Целью статьи является выбор моделей развития Кемеровской области, формулирование предложений по их трансформации и синхро­низации с разработанной стратегией развития региона. Результаты исследования могут быть использованы в практике управления Кеме­ровской областью, особенно в части разработки и реализации меха­низмов гармонизации интересов бизнеса, общества и власти.

Логинова Е. Ю. katrin.2007@mail.ru

Речко Г. Н. rgn.kem@mail.ru

Фридман Ю. А. yurifridman@mail.ru

Водные ресурсы - сдерживающий фактор социально-экономического развития Крыма

В статье рассмотрены особенности развития Республики Крым и города федерального значения Севастополя после их возвращения в состав России в условиях преднамеренно созданного Украиной по поли­тическим причинам дефицита пресных водных ресурсов на полуострове. Представлены результаты осуществления плана первоочередных дейст­вий по обеспечению хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения этих новых субъектов РФ. Проанализирован ход выполнения водохо­зяйственных мероприятий, предусмотренных в ФЦП «Социально-эко­номическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года», показаны внесенные в этот документ коррективы и причины, их вы­звавшие. Уделено внимание спорному проекту территориального пере­распределения речного стока. Проведен анализ структурных изменений экономики региона и экологических последствий, произошедших из-за дефицита пресной воды. Показаны возможности увеличения водных ре­сурсов в Крыму, а также представлены проводимые комплексные науч­ные исследования, направленные на решение этой задачи.

Василенко В. А. vasil@ieie.nsc.ru

Методология оценки привлекательности крупных городов России для жителей, туристов и бизнеса

В статье предлагается подход к оценке привлекательности крупных городов Российской Федерации для жителей, бизнеса и туристов. В рам­ках разработки данного подхода были определены частные параметры привлекательности городов для отдельных экономических агентов и осу­ществлен расчет интегрального показателя. Гипотеза исследования ба­зируется на том, что высокие позиции города в том или ином рейтинге не всегда гарантируют его лидерство в других сферах, однако в целом дифференциация мест того или иного города в большей степени присуща аутсайдерам рейтингов, чем городам-лидерам. В качестве инструмен­тария исследования использованы системный анализ, методы фактор­ного, статистического, структурного и динамического анализа, класси­фикации, методы корреляционного и регрессионного анализа и экономи­ко-математического моделирования.
Апробация подхода проведена на данных по крупным городам Рос­сийской Федерации. Определены как наборы частных показателей, ха­рактеризующих те или иные направления исследования, так и подход к формированию интегрального показателя уровня привлекательности городов, необходимый для проведения обобщенной оценки. Представ­ленные результаты в целом подтверждают выдвинутую гипотезу.
В современных условиях органы государственного муниципального управления должны уделять особое внимание не просто развитию от­дельных городов, а комплексному развитию пространственного каркаса территории, где города играют определяющую роль. Предложенный подход к оценке уровня привлекательности городов России позволяет получить логические, осмысливаемые результаты, которые могут быть применены для решения задач в указанных областях.

Фаттахов Р. В. fattakhov@mail.ru

Низамутдинов М. М. marsel_n@mail.ru

Орешников В. В. voresh@mail.ru

Оценка эффективности проектов сохранения культурного наследия

Статья посвящена проблемам обоснования государственных инвес­тиций в проекты сохранения культурного наследия. В качестве кейса рассматривается проект «Сохранение и развитие малых исторических городов и поселений России». В ходе подготовки этого проекта осу­ществлялась оценка чистой экономической приведенной стоимости, ре­зультаты которой позволили обосновать целесообразность его государ­ственного финансирования. При выполнении экономического анализа ме­тодом «затраты - выгоды» возникла необходимость в проведении опро­сов разных целевых групп потенциальных пользователей результатов проекта о «готовности платить» за предлагаемые улучшения. Опросы проводились методом условной оценки в двух исторических городах: Рос­тове Великом и Чистополе. В статье обсуждаются методические ас­пекты оценки эффективности государственных инвестиций в россий­ской и зарубежной практике и представлены результаты проведенных опросов и расчетов показателей рассматриваемого проекта.

Лимонов Л. Э. limonov@hse.ru

Несена М. В. mnesena@leontief.ru

Семенов А. А. semenov@fisp.spb.ru

Полнотекстовые версии журнала в pdf-формате доступны с 2006 года (кроме номеров за последний год)

pdf-icon.png